Российские китаеведы

Основателем российского китаеведения заслуженно считается Никита Бичурин. Он был миссионером и членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, а в монашестве звался отцом Иоакинфом. Русская духовная миссия в Пекине с 1807 по 1920 годы вела свою деятельность под его началом. Первому русскому китаеведу удалось собрать обширную коллекцию тибетских рукописей. Международное признание получили труды Никиты Бичурина по истории Китая, и труды по этнографии монголо-тюркоязычных народов.

В действительности, именно российская духовная миссия стала колыбелью российского китаеведения. Здесь кроме Бичурина работали А.Леонтьев, И.Россохин, К.Скачков. Эти люди, вернувшись из Китая, составляли, основу первой российской школы китаеведов в Санкт-Петербурге. Именно благодаря труду этих людей, были переведены своды китайских законов, философские труды, составлены первые учебники китайского языка, а также описание политической системы Китая.

Накопленный до восемнадцатого века опыт русского китаеведения позволили вывести отечественное китаеведение на ведущие позиции в мире. Именно русскими впервые была создана основа для научного изучения китайского языка. Русскими же была составлена первая в мире структурированная китайская грамматика. В середине девятнадцатого века Россия достигла того, что китайский изучался системно — в Кяхте, в Петербурге, в Казани. Язык преподавался на курсах при училищах и государственных учреждениях, в специальной школе переводчиков, в гимназии, в университете.

Но далеко не всегда царская политика была дальновидна. Именно в период столь явного лидерства российское руководство исключает китайский язык из системы народного образования. Авторитет китаистов и начатое ими нелёгкое дело были низложены, а основа для будущего развития китаеведения в России была подорвана, наметились тенденции к деградации данной области человеческих знаний.

Настоящий кризис российской модели китаеведческого образования разразился на рубеже прошлого и позапрошлого веков. Со временем это стало очень сильно мешать государству проводить комплексно дальновидную международную политику. Точку в данном вопросе поставило создание во Владивостоке Восточного института, открывшегося в 1899 году. Во Владивостоке разработали и применили новые технологии подготовки китаеведов-практиков, а в столице была открыта Практическая Восточная академия. Школа преподавания китайского языка и русское китаеведение вновь заняли самые передовые позиции на планете.

Как ни странно, даже после революции 1917 года китаеведение шло в гору. Так, в кругу нынешних китаеведов считается, что, старт сильному классическому русскому китаеведению как самостоятельной науке положили в двадцатых годах минувшего столетия ученые петербургской школы академики Алексеев и Конрад. Круг их интересов расценивался большевиками как безопасный, так как охватывал, в основном, китайскую философию, классические тексты, поэзию, литературные и эстетические традиции. У истоков же советского китаеведения стояли учёные: академики С.Тихвинский, М.Сладковский, В.Мясников и профессор М.Юрьев.

В советской России сложилось множество китаеведческих школ. Вслед за петербургской появились Московская и Дальневосточная школы китаеведения. Все они внесли существенный вклад в развитие мирового востоковедения, дав науке новые интересные концепции, глубоко заинтересовавшие учёных в Америке и странах Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: