Впервые как главный фактор, определяющий систему познания, рассматривает специфику познания субъекта.
Различает 2 уровня:
1) Эмпирический (относятся индивидуально-психологические особенности человека).
2) Трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового).
2 периода в творчестве Канта:
1) Докритический
2) Критический
В докритический период занимается проблемами онтологии (науки о бытии).
1755 г. “всеобщая и естественная история и теория неба”:
Мир создан богом по законам математики, а люди пытаются понять эти законы.
Однажды созданный мир не меняется.
Проблемы становления и направленного развития солнечной системы решает, опираясь на: систему Коперника, законы Кеплера, закон Галилея (о падении), закон всемирного тяготения и механики Ньютона.
(Докритический период на позициях материализма). На месте солнечной системы некоторые механические частицы, разница в плотности скопления, они обладали силами притяжения и отталкивания => завихрения падающих частиц => образование солнца и планет.
Существование других галактик.
В критическом периоде переходит на позиции дуализма.
Подвергает критике разум, который является всесильным и беспощадным критиком.
1781 г. Критика чистого разума, вещи воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании.
Человеческие ощущения – нечто закрытое для свойств внешних вещей. Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того, который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать заключения строгой всеобщности.
Отсюда (Кант – агностик) действительное мировоззрение принципиально невозможно.
Процесс познания имеет 2 стороны:
1. Содержание – определяется опытом, действием внешнего мира на органы чувств.
2. Формы – не зависят от опыта, они иммонентны сознанию (присущие предмету самого сознания, внутренние), имеют априорный, (доопытный), врожденный характер.
Процесс познания проходит 3 ступени:
1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью).
2) Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в неопытных, субъективных) категорий мышления – единство, реальность, отрицание, качество. => создается наука, формулируются законы науки, которые не существуют в природе.
3) Разум: имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени.
Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей:
- космологическая (идея о внешнем мире);
- психологическая (идея о душе);
- теологическая (идея о боге).
На основе космологической идеи – ряд противоречивых заключений (антиномий):
- мир конечен в пространстве и времени; - мир бесконечен в пространстве и времени;
- мир состоит из простых частей; - мир делится до бесконечности.
- в мире всё существует по необходимости; - в мире есть свобода.
В философии Канта возникает новая форма диалектики: - она субъективна; - парадоксальна - реальные противоречия охвачены, но существенно обрублены.






