Тема 20. Культура России в новейшее время

Культурное строительство в СССР в 1920-1930-е гг. Историческая обстановка и ее влияние на политику в области культуры. Ликвидация массовой неграмотности и переход к всеобщему начальному образованию. Состояние средней и высшей школы. Разрушение старых традиций и обычаев. Массовые антирелигиозные кампании. Уничтожение памятников культуры. Насаждение идеологии культа личности во все сферы культуры.

Особенности развития советской культуры в 1920-1930-е гг. Создание литературных объединений: РАПП, «ЛЕФ». В.В.Маяковский, М.А.Шолохов, А.Л.Фадеев, М.А.Булгаков, А.Г.Шлатонов, Б.А.Пильняк, Е.И.Замятин, А.Н.Толстой, К.А.Федин и др. Пролеткульт. Живопись. Архитектура. А.А.Дейнека, Б.В.Иогансон, И.И.Бродский, В.И.Мухина и др. Музыка. Д.Д.Шостакович. Кинематограф (С.М.Эйзенштейн, В.И.Пудовкин, Г.В.Александров). Достижения, трудности, противоречия советской науки. Н.И.Вавилов, В.И.Вернадский, А.Н.Туполев и др. Репрессии против деятелей науки и культуры. Российская интеллигенция в эмиграции.

Культура в годы Великой Отечественной войны. Перестройка культуры в условиях военного времени. Наука. Средняя и высшая школа. Литература и искусство.

Культура середине 40-х - начале 50-х гг. Успехи и трудности развития науки и культуры. Достижения советских ученых. И.В.Курчатов, С.И.Вавилов, П.Д.Капица и др. Отрицательное влияние идеологии на развитие ряда научных направлений - генетики, кибернетики, политэкономии, философии, языкознания и др. Судьбы научной и творческой интеллигенции. А.А.Жданов, Т.Д.Лысенко.

«Оттепель» в культуре (середина 50-х - середина 60-х гг.).«Оттепель» и ее влияние на развитие науки, культуры, духовную атмосферу общества. «Шестидесятники», их идеалы и ценности. Мировые достижения советской науки и техники. М.В.Келдыш, С.П.Королев, Л.Д.Ландау, Н.К.Семенов и др. Начало освоения космоса. Ю.А.Гагарин. Развитие литературы и искусства.

Культура в середине 60-х - середине 80-х гг. Культурная политика и условия развития культуры. Диссидентское движение. Наука. Среднее и высшее образование: введение всеобщего среднего образования, деятельность учителей-новаторов (В.Ф.Шаталов, Е.И.Ильин, Ш.А.Амонашвили). Художественная культура. Деревенская проза (Ф.Абрамов, В.Белов). Ю.Трифонов. Культурно-исторический туризм. Театр. Ю.Любимов, О.Ефремов, Г.Товстоногов. Киноискусство. В.Шукшин, Н.Михалков и др. Бардовская песня. В.Высоцкий, Б.Окуджава.

Кулътура в годы перестройки (1985-1991 гг.). Новые тенденции культурной жизни. Школьная реформа. Реформа высшей школы. Наука. Литература. Ч.Айтматов, А.Рыбаков, В.Распутин, В.Астафьев, Ю.Домбровский, Д.Гранин, М.Шатров.

Культура на современном этапе (90-е гг.). Бедственное положение науки и культуры в период перехода к рыночным отношениям. Трудности в сфере образования. Утрата Россией ведущих позиций в целом ряде отраслей науки, культуры и образования. Отъезд многих специалистов за рубеж. Невнимание властей к нуждам непроизводственной сферы. Средства массовой информации в новых условиях. Историческое сознание общества на современном этапе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: