Методические советы по подготовке к семинарским занятиям и участию в их работе

В соответствии с действующими учебными планами для студентов заочной формы обучения предполагаются семинарские занятия. В УМК разработаны планы семинарских занятий по 20 темам Программы курса отечественной истории с учетом специфики изучения предмета студентами, специализирующимися в области юриспруденции. Учебным планом предусмотрено проведение 4 часов семинарских занятий.

Семинары - самая активная и наиболее действенная форма самостоятельной работы студента. Здесь происходит живое об­щение студентов между собой и с преподавателями. В ходе и в итоге семинара студенты приобретают определенные знания. Но более важно, с какими знаниями, с какой подготовкой они приходят на семинар. Форма проведения семинара, прежде всего, зависит от уровня знаний студентов, от степени их подго­товленности к нему. Никакие дискуссии, споры, деловые игры, никакие формы состязательности невозможны, если студенты не готовы к семинару. С неподготовленными студентами, переби­рающими на самом семинаре страницы учебника, записи лекций, ничего нельзя сделать, кроме «школярства» с пресловутым во­просно-ответным методом при пассивности основной части группы, когда каждый с тревогой ждет момента вызова его пре­подавателем к сдаче «урока», как в школе.

Семинар - не урок, а высшая школа - не образовательная. Именно поэтому основное внимание преподавателя и студентов должно быть сосредоточено на подготовке к семинару. Это - главное, определяющее условие его успешного проведения. Поэтому в разделе № 2 УМК даются планы семинарских занятий и литература для подготовки к ним. В каждом из 20 планов семинарских занятий содержится по 6 – 9 вопросов. Такое количество вопросов позволяют студентам разобраться как в целом в теме, так и определиться с наиболее теоретически, методологически и практически важным вопросом по проблеме.

Серьезная подготовка к семинару определяется не только тем, что студент заранее должен знать и, что надо к нему изучить, но и в какой форме он будет проводиться.

Форму проведения семинара избирает преподаватель. В необходимых случаях разрабатывается его сценарий. Подготовку семинара определенного типа преподаватель может поручить инициативной группе из числа наиболее способных и знающих студентов.

Формы проведения семинарских занятий по отечественной истории могут быть самые разнообразные: семинары-дискуссии, «круглые столы» и др.

В современных условиях модернизации образования большой интерес вызывают семинары, на которых применяются мультимедийные технологии. Возможны семинары-обсуждения на основе просмотренного актуального видеоматериала к той или иной теме.

Например, при обсуждении и анализе темы: «II мировая война. СССР в годы Великой Отечественной войны» интересно проанализировать разнообразные видеосюжеты, посвященные 60-летию победы Красной Армии в Сталинградской битве, современной исторической оценки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Демонстрация видеоматериалов по вышеперечисленным проблемам активизирует работу студентов на семинарском занятии, позволит им не только показать свои теоретические знания, но и осознать великие традиции народов России.

Использование мультимедийных технологий существенно обогащает содержание семинарских занятий по отечественной истории, так как позволяет включить информационно-развивающие и проблемно-поисковые методы обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: