Из множества трактовок культуры, имеющихся в мировой и отечественной литературе, цели нашего анализа более всего соответствует понимание культуры как социальной памяти общества – особого социального механизма, воспроизводящего эталоны поведения, проверенные опытом истории и соответствующие потребностям дальнейшего развития общества. Этот механизм обеспечивает связь между современными образцами деятельности и поведения людей (во всех сферах общественной жизни, включая и экономику) и образцами, сложившимися на более ранних стадиях развития общества. Например, в сознании сельского жителя, развивающего сегодня свое личное подсобное хозяйство, сохраняется социальный опыт предшественников, владевших такими же хозяйствами. Унаследованные современниками черты культуры прошлого включаются в новые циклы общественного развития, становятся важными условиями (и ограничениями, и стимулами) решения новых общественных задач.
Представление о культуре как социальной памяти общества было разработано в западной социологии еще в 20-е гг. Так, в 1927 г. американский социолог И.С. Майр определил культуру как «то, что сохраняется из прошлого людей и воздействует на их настоящее для оформления их будущего». Трансляционную роль культуры подчеркивает также польский социолог Я. Щепаньский. Обобщая мнения многих социологов, он пишет: «Существуют определенные идеи, передаваемые из поколения в поколение. С этими идеями связаны системы ценностей. Они, в свою очередь, определяют поведение и деятельность индивидов и групп, их способов мышления и восприятия. Весь этот комплекс называется культурой».
|
|
В советской науке представление о культуре как социальной памяти общества было изложено в 1969 г. российским социологом Ю.А. Левадой. Его главная идея состояла в трактовке культуры как особого языка (ценности, знания, нормы, требования, санкции), освоение которого связывает новые поколения людей со всей предшествующей историей, позволяет новым поколениям овладевать опытом прошлых и приумножать его. В связи с этим он, как и многие другие социологи, большое значение придает таким категориям, как образец, институционализация образцов поведения. «Чтобы культура существовала, чтобы принятые в данном обществе образцы, нормы, ценности, санкции могли поддерживаться, надо их сохранять. Чтобы санкции действовали, надо их не только знать, но и навязывать. И на определенном этапе развития общества, когда оно становится сложным... появляются специализированные органы, предназначенные для хранения элементов культуры и навязывания их людям. Появляются соответствующие институты – семейные, церковные, государственные, которые используют и применяют в своей области определенные элементы норм, ценностей и санкций. Происходит институционализация культуры. В большинстве обществ церковь теряет значение, но государство, армия, семья, полиция – эти институты весьма действенные и сохраняют элементы принятого обществом поведения, его культуры». В систему культуры Ю.А. Левада включает также механизм контроля – «управления человеком, группой, институтом со стороны социальной системы».
|
|
Таким образом, поддержание социальной памяти рождает целую систему социальных институтов, вырабатывающих ценности, нормы, требования, санкции. Например, семья как один из социальных институтов вырабатывает и транслирует новым поколениям ценности и нормы образа жизни, взаимоотношений детей и родителей, трудовой морали; институт права вырабатывает, хранит и транслирует законодательные нормы и т.д.
В целом культура того или иного общества на том или ином историческом этапе его развития оказывается продуктом работы всех его социальных институтов – политики, семьи, права, религии, науки, искусства. Внося в каждый момент времени в мир культуры нечто новое, отражающее профиль именно данной эпохи, эти социальные институты в значительной мере заняты также тем, что хранят, распространяют и обеспечивают действенность этой культуры, которую они получили в наследство от прошлых эпох.
Ценности мы будем понимать как принятые неосознанно понятия о том, что является правильным или важным, суждения о том, что имеет важное значение для индивидуального и группового благополучия. Значения – это ключ к пониманию культуры, ибо в любой организованной человеческой деятельности реакция людей на внешнюю среду не прямая, а опосредуется культурой, тем значением, которое люди придают этой среде, тем или иным условиям своего существования. Ценности – это фундамент культуры. На их основе складываются социальные нормы –распространенные в данном обществе предписания к действиям. Под нормами можно понимать всю совокупность самых разнообразных требований, предъявляемых данной системой культуры к человеку, группе, институту. Норма предполагает разрешение, запрещение, обязательность, допустимость, желательность тех или иных действий. Представление, будто люди хотят того, что вытекает из их потребностей, а общество ограничивает их желания, неверно. Давно доказано, что сами желания, интересы, потребности людей социально обусловлены, т.е. что здесь действует определенный тип социальных норм.
Будучи реализацией ценностей, нормы существуют в трех формах:
1) норма как эталон того, что официально считается должным (правильным, необходимым, полезным, нужным) или недолжным (неправиль-ным, вредным, ненужным). Нормы как эталоны, как предписания тех или иных действий, требования выполнять одни и не выполнять другие действия сохраняются и транслируются через тексты: кодексы законов, политические программы, манифесты, постановления, письменные памятники национальной культуры, религиозные книги и др.;
2) норма как образец действия, поступка, воспроизводящегося на протяжении более или менее длительных периодов массами людей. Эти два признака – массовость и стабильность – свидетельствуют о том, что наблюдаемое действие является фактом культуры;
3) неинституционализированные нормативные представления социальных групп о том, какие эталоны и образцы поведения являются должными (недолжными), полезными (вредными), желательными (нежелательными). С точки зрения этих групп, нормативные представления, как и нормы-эталоны, – это феномены сознания, что отличает их от норм – образцов поведениям.
|
|
Ценности и нормы проявляются через предпочтения-приоритеты социальных благ. Системы приоритетов в разных обществах различны. Например, в одних из них женщины предпочитают не работать, в других – работать; в одних предпочитается семейное, а в других – общественное воспитание детей; в одних предпочитаются светские, а в других – религиозные способы фиксации важнейших событий жизни (рождение, бракосочетание, смерть). Системы приоритетов коренятся в историческом прошлом народов и социальных групп и изменяются достаточно медленно.
Другая форма проявления культуры – потребности, нуждаемость в тех или иных социальных благах. Объекты осознанных потребностей групп населения различны, причем различия коренятся не только в сегодняшней, но и в унаследованной от прошлого культурной ситуации жизни разных групп. Выражением глубинных потребностей и ценности разных видов благ являются интересы и конкретизирующая их заинтересованность – своеобразный интегратор того, в чем нуждается социальная группа, что она ценит, обладание чем считает для себя необходимым. Потребность, ценности и представления о нормах – это разные аспекты интереса (заинтересованности), те конкретные формы, в которых они проявляются.
Ценности, нормы и потребности проявляются также в мотивации поведения. Это – стандартизированные объяснения, которые люди дают своим действиям и поступкам, а также тем ценностям и нормам, которые они разделяют.
Иными словами, мотивация поведения – это проявление тех ценностей и норм, которые сложились в данной культуре. Усвоив эти ценности и нормы, люди выбирают те из них, которые в наибольшей степени позволяют им «вписаться» в систему социально-экономических отношений, сохранить стабильность, добиться своих целей, реализовать свои ориентации, не вступая в конфронтацию с теми, от кого зависит их благополучие. Использование сложившегося «словаря мотивов» свидетельствует об идентификации личности с общепринятой системой ценностей. И напротив, если индивид выдвигает мотив, противоречащий «словарю» (следовательно, и общепринятой системе ценностей), то он ведет себя как нонконформист, что нередко не поощряется.
|
|
Еще одна форма проявления культуры – общественный престиж (уважение, авторитет) отдельных ролевых позиций, занятий, видов труда, способов поведения (например, трудовой героизм, изобретательство), должностного положения. «Иерархии престижа» складываются в обществе под влиянием характерных для него систем ценностей.
Культура тесно связана с социальными институтами. Под ними понимают устойчивые комплексы социальных норм, вплетенных в те или иные (политические, правовые, экономические, воспитательные и др.) формы организации совместной деятельности людей. Институты – основа социальной преемственности, потому что в них закреплены ценности и основанные на них устойчивые стереотипы поведения, связывающие поколения людей. Эта связь делает для потомков понятными действия предков. От этого понимания в огромной мере зависит отношение новых поколений людей к тому обществу, которое им досталось от предков, а соответственно, и характер их поведения.
Феномены культуры – ценности, нормы, потребности и др. – применяются ко всему тому, что окружает человека: ценностью может обладать семья, родство, знакомство, занятие, профессия, должность, власть, доход, образование, место проживания, жилье – все, что составляет мир человека. Благодаря этому культура оказывается прочно вплетенной в ткань общественных отношений, причем в процессе их формирования она играет весьма активную роль.