Г.В. Гребенькова

5.1. Новая экономическая политика
и образование СССР

Политика военного коммунизма закончилась катастрофой 1921 г. С осени 1917 до начала 1921 г. продовольственное положение населения было очень тяжёлым. Валовый сбор зерна в стране в 1920 г. составил 54 % среднегодового уровня 1909–1913 гг. В 1921 г. производство всей продукции сельского хозяйства было на 40 % ниже довоенного уровня. Объём производства в крупной промышленности составил 14,6 %, в металлообработке – 7 %, в производстве чугуна – 2 % уровня 1913 г. Большинство промышленных предприятий бездействовало, численность рабочих сократилась вдвое. Разорённая войной и продразвёрсткой деревня не обеспечивала промышленные центры продовольствием и не имела запасов зерна на случай плохого урожая.

Положение ухудшилось засухой и неурожаем 1921 г. К весне 1920 г. Центральный регион страны, Поволжье, Северный Кавказ, Украина были охвачены голодом. В мае 1921 г. в Поволжье и ряде губерний Центра началась засуха. Общее число голодающих достигло 22 млн человек.

Начавшаяся демобилизация усилила безработицу. В 1922 г. в стране насчитывалось 7 млн беспризорных детей. Поднялась волна бандитизма. С окончанием Гражданской войны обострились противоречия в Российской коммунистической партии большевиков – РКП (б).

Руководство партии решение стоящих перед страной задач видело на путях расширения и углубления политики «военного коммунизма». К концу 1920 г. методами развёрстки было заготовлено в 1,5 раза больше хлеба, чем в 1919 г. Развитие системы связывалось с дальнейшей централизацией управления экономикой, национализацией всех промышленных предприятий, расширением государственного (социалистического) сектора экономики.

Однако попытка расширить практику «военного коммунизма» в мирное время встретила сильное сопротивление крестьян и значительной части рабочих.

В 1920–1921 гг. против продразвёрстки с оружием в руках выступили крестьяне в Воронежской, Саратовской, Пензенской губерниях, в Сибири, на Дону и Украине. К весне 1921 г. общее число участников антиправительственных восстаний по стране достигло нескольких сотен тысяч человек. Особенно упорным и кровопролитным было восстание под предводительством эсера А.С. Антонова в Тамбово-Воронежском регионе под лозунгами: «Долой продразвёрстку!», «Да здравствует свободная торговля!». В Западной Сибири число повстанцев-крестьян (более 200 тыс.) было соизмеримо с численностью советских войск между Уральским хребтом и Байкалом. Повстанцы требовали отмены продразвёрстки, созыва Учредительного собрания, свободы торговли, денационализации промышленности. На подавление восстаний была брошена регулярная армия. Герои Гражданской войны (С.С. Каменев, М.Н. Тухачевский, М.В. Фрунзе, И.Э. Якир и др.) были вынуждены вести части Красной Армии на подавление крестьянских выступлений.

Наиболее опасным был мятеж военного гарнизона и экипажей кораблей Балтийского флота в марте 1921 г. в Кронштадте под лозунгами «Власть Советам, а не партиям!», «Советы без коммунистов!». На его подавление были направлены курсанты военных училищ и части особого назначения (ЧОН). Ценой тяжёлых потерь крепость была взята, над восставшими учинена жестокая расправа.

Во многих городах бастовали рабочие, недовольные безработицей, нехваткой продуктов питания, ущемлением прав профсоюзов, введением принудительного труда и его уравнительной оплаты. Особую тревогу вызывали забастовки и демонстрации работников Трубочного, Балтийского, Путиловского и других заводов и фабрик Петрограда, грозившие слиться с восстанием в Кронштадте.

Под страхом утраты власти большевики были вынуждены принять срочные меры для установления нового соглашения с крестьянством, пойти на изменение внутриполитического курса. На смену политике «военного коммунизма» пришла новая экономическая политика (НЭП).

Новая экономическая политика включала ряд экономических и социально-политических мероприятий, которые означали отступление от «военного коммунизма». Фактическим началом НЭПа можно считать резолюцию X съезда РКП (б) «О замене развёрстки натуральным налогом». Поставки по налогу были почти в два раза ниже, чем по продразвёрстке, их размер не мог меняться в течение года. Первоначально предполагалось, что крестьянские продукты будут обмениваться на промышленные товары государственных предприятий в пределах местного оборота и таким образом можно будет исключить частный капитал из процесса обмена. Однако уже летом 1921 г. товарообмен стал выходить за пределы местного оборота и заменяться денежной куплей-продажей. В 1921 г. существовала система из 13 налогов в натуральной форме. В 1923 г. налоги объединялись в единый сельхозналог, выплачивавшийся сначала натурой и деньгами, а с 1924 – только деньгами. Налоги на крестьян существенно отличались. Например, с обычного единоличника брали 18 рублей, а с кулака – 172 рубля в год. К десятой годовщине Октября 35 % всех крестьянских хозяйств (бедняцких и маломощных) были освобождены от сельхозналога. Льготами пользовались коллективные хозяйства.

Важным звеном НЭПа в деревне было также разрешение аренды земли и найма рабочей силы. И хотя земля оставалась в собственности государства, эти меры давали шанс для появления в деревне крестьян-товаропроизводителей.

В рамках НЭПа началась попытка перехода от централизованных, строго регламентированных отношений к восстановлению рыночной экономики.

В мае 1921 г. начался процесс денационализации промышленности. В системе ВСНХ (Высший совет народного хозяйства) оставались наиболее крупные и эффективные предприятия. Объединённые в тресты (трест – совокупность предприятий, связанных производственными отношениями, единой собственностью и единым управлением), они стали работать на принципах хозрасчёта, самофинансирования и самоокупаемости. Нерентабельные предприятия закрывались или сдавались в аренду. За 1921–1922 гг. возникло свыше 10 тыс. частных предприятий. Нередко они сдавались в аренду бывшим владельцам на срок от 2 до 5 лет. Арендованные предприятия порой насчитывали до 300 работников. Частникам разрешалось открывать предприятия с числом занятых не более 20 человек. На арендованных мелких и средних предприятиях производились в основном потребительские товары. Всего к середине 1920-х гг. на долю частного сектора приходилось от 20 до 25 % производства промышленной продукции.

Началось создание смешанных акционерных обществ с участием государства и частных предпринимателей. Разрешалось предоставление концессий (концессия – передача в пользование на определённый срок иностранным государствам или частным предприятиям государственных предприятий, природных ресурсов и т. д.). Концессии облагались теми же налогами, что и госпредприятия. Часть полученной продукции отдавалась в качестве платы государству, другая могла реализовываться за рубежом. Общее число концессионных предприятий было невелико: в 1924 г. – 55, в 1925 г. – 70, в 1926 г. – 82, в 1927 г. – 74, в 1928 г. – 68, в 1929 г. – 59. В 1926–1927 гг. на них выпускалось немногим более 1 % промышленной продукции. Однако в некоторых отраслях роль концессионных предприятий была весьма заметной. В середине 1920-х гг. они давали 85 % марганцевой руды, более 60 % добытого свинца и серебра, 30 % золота, 26 % цинка, 22 % производимой одежды и галантереи.

В 1921–1924 гг. проводились реформы управления промышленностью, торговлей, кооперацией, кредитно-финансовой сферой, создавалась двухуровневая финансовая система: Государственный банк, Торгово-промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть кооперативных и местных коммунальных банков.

Развитие товарно-денежных отношений вело к восстановлению всероссийского рынка. Восстанавливались крупные ярмарки: Нижегородская, Ирбитская, Бакинская, Киевская и др.

В 1922 г. с выпуска новых денежных знаков началась финансовая реформа, которая завершилась в 1924 г. вытеснением из обращения совзнаков червонцами. Один червонец приравнивался к 7,74 г чистого золота. Финансовая система в стране стабилизировалась. В 1925 г. червонец котировался на различных валютных биржах мира.

Таким образом, освобождение экономики от оков «военного коммунизма» позволило ей быстро развиваться.

Шёл процесс восстановления сельского хозяйства. Валовая продукция сельского хозяйства в 1921 г. составляла 60 % довоенного уровня, в 1926 г. превзошла его на 18 %. Большую роль в налаживании сельскохозяйственного производства сыграли сбытовые, потребительские, машинные кооперативы, в которые объединялись относительно зажиточные крестьяне, производившие товарную продукцию. Бедняки, которые не производили продукцию на продажу, чаще создавали коллективные хозяйства – коммуны, артели и товарищества по совместной обработке земли – ТОЗы.

Промышленность, находившаяся в 1920 г. на уровне 13,8 % от 1913 г., достигла в 1925 г. 73 % довоенного уровня, а в 1926 г. валовая продукция промышленности СССР составила 98 % довоенного уровня. Особое внимание уделялось выполнению плана ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России). В 1922 г. были открыты Каширская и Петроградская районные электростанции, в 1924–1925 гг. вступили в строй Кизеловская (на Урале), Шатурская и Нижегородская ГРЭС, завершалось строительство Штеровской (Донбасс), Ярославской и Волховской станций. Строились местные электростанции в Азербайджане, Белоруссии, Туркестане, Грузии. В 1925 г. мощность всех электростанций страны составила 1,4 млрд киловатт, на 299 тыс. больше, чем в 1913 г.

Основные итоги восстановления народного хозяйства в 1921–1925 гг. были подведены на XV конференции ВКП (б) в октябре 1926 г. В её резолюции отмечалось, что «восстановительный период может считаться в общих чертах законченным. Теперь народное хозяйство входит в новый период своего развития – период перестройки хозяйства на основе новой, более высокой техники».

Таким образом, НЭП представляла собой значительный шаг вперёд по пути восстановления и модернизации хозяйства. Но она имела свои пределы и противоречия, разрешить которые стоявшие у власти большевики в конечном итоге не смогли. Следует отметить, что единой продуманной стратегии модернизации страны на основе рыночных отношений у руководителей страны не было. Было лишь реагирование на ситуацию, которое во многом обусловливалось внутренней борьбой за власть и влияние в партии. В ходе НЭПа удалось снять социальную напряжённость в стране, предотвратить разруху, выйти из экономического кризиса и восстановить народное хозяйство. Одной из главных целей НЭПа стало стимулирование материальной заинтересованности россиян в результатах своего труда. Однако следует сказать, что для большинства коммунистов НЭП виделся как вынужденная, временная уступка капиталу.

Несмотря на частичную децентрализацию, государство сохранило в своём распоряжении самый мощный сектор народного хозяйства. Полностью вне рынка оказались базисные отрасли – энергетика, металлургия, нефтедобыча и нефтепереработка, добыча каменного угля, оборонная промышленность, железные дороги, к тому же в 1921 г. была создана Государственная плановая комиссия (Госплан). Первоначально её деятельность сводилась к конкретизации планов ГОЭЛРО, разработке годовых планов по отдельным отраслям хозяйства. В 1925 г. отраслевые планы впервые слились в единый годовой план промышленности и строительства. Планирование приобрело всеобъемлющий характер.

Одним из противоречий НЭПа были диспропорции в экономике (особенно в 1925–1927 гг.). Суть проблемы состояла в том, что промышленность не могла удовлетворить спрос деревни на промышленные товары, к тому же сами товары были очень дороги для крестьян; чтобы их купить, крестьяне должны были всё больше выращивать и продавать хлеба. А увеличение производства наталкивалось на общую технологическую, управленческую и культурную отсталость страны. Возникал «товарный голод» – своеобразное проявление структурного кризиса
в экономике. В результате зажиточные крестьяне старались припрятать хлеб, чтобы продать потом дорого, а экономическое положение большинства крестьян ухудшилось. В деревне появилось избыточное население, которое не могло прокормить себя. Города же не поглощали всех рабочих рук, там хватало своих безработных. Так накапливался социокультурный протест против НЭПа и недовольство экономическим положением как у крестьян, так и у рабочих.

В обществе наблюдалось неоднозначное отношение к НЭПу.
По мнению одних, НЭП – это «откат назад», «предательство интересов революции». По мнению других, – панацея от всех экономических невзгод и потрясений.

Не чувствуя НЭП непосредственно на производстве, рабочий класс не стал той социальной силой, которая держалась бы за него. НЭП находился, как говорили, «на улицах, да в кафе и ресторанах». Многие рабочие слово «НЭП» расшифровывали как «новая эксплуатация пролетариата»: не нравилось усиление интенсивности труда на производстве, восстановление руководящей роли инженерно-технических работников.

Отношение совпартаппарата к НЭПу определялось тем, что партийно-советские работники значительно проигрывали нэпманам в зарплате. Например, «партийный максимум» в аппарате составлял 200 рублей, а на хозяйственной или торговой работе – 360 рублей, хотя рядом беспартийные специалисты могли заработать до 1000 и более рублей в месяц, к тому же партийно-советской верхушке не нравилось расширение сфер жизни, не подчинённых её контролю. Раздражали «гримасы НЭПа»: хищения, коррупция, бандитизм, наркомания, винокурение, азартные игры, хулиганство. Часть коммунистов считала НЭП «капитуляцией перед капитализмом».

Нельзя не учитывать и воздействие нэпманов на общественное сознание, особенно на часть населения, лишённую одинаковых с частником возможностей получения доходов. К тому же нэпманы, быстро нажившие капиталы, подчас вели себя безобразно.

Далеко неоднозначно восприняла НЭП армия и милиция. Они более других ведомств были подвержены военно-коммунистической идеологии, отрицательному отношению к мелкотоварному производству, рынку и частнику. В 1922 г. начальник военной секции главполитпросвета Рафес говорил: «НЭП, естественно, затрудняет всю работу в Красной Армии… Она ощущает его в отрицательных формах и высказывает недовольство этим НЭПом».

Б. Пастернак так оценивал эту политику: «НЭП – самый двусмысленный и фальшивый из советских периодов».

Уже с середины 1920-х гг. началось постепенное вытеснение частного капитала из экономики страны. Либерализация экономики в годы НЭПа не сопровождалась демократизацией, какими-либо серьёзными изменениями в системе однопартийной коммунистической диктатуры. Введение НЭПа некоммунистическими партиями рассматривали как возможность либерализации политической системы. Однако В.И. Ленин отклонил предложения отдельных коммунистов по либерализации политического строя. По существу, вопрос о пересмотре концепции социализма даже и не был поставлен (вопреки известным словам Ленина о «коренной перемене точки зрения на социализм»). Резолюцией X съезда «О единстве партии» запрещались оппозиционные группы, навязывалось единомыслие. В 1921 г. фактически прекратили свою деятельность левые эсеры. Спустя год руководители партии правых эсеров были приговорены к смертной казни, которая была заменена десятью годами заключения. В августе 1922 г. из страны были высланы 160 выдающихся представителей науки, культуры, искусства, которых газета «Правда» назвала «идеологическими врангелевцами». В стране была создана политическая цензура в лице Главлита (Главное управление по делам литературы и издательства). В новых условиях меняются задачи, а отчасти и методы работы ВЧК, которая подключается к контролю над новыми хозяйственными отношениями. Таким образом, НЭП можно рассматривать как определённый маневр коммунистов во главе с В.И. Лениным, осуществлённый для сохранения власти и способствующий восстановлению разрушенного хозяйства.

Распад Российской империи, объединявшей многие народы, начался ещё в период Февральской революции, когда заметно усилились сепаратистские тенденции на её окраинах. В начале 1918 г. СНК принял Декларацию прав народов России, которая провозгласила «право народов на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств». В Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа Советская Россия провозглашалась «Федерацией Советских республик на основе свободного союза свободных наций», но при этом принципы федеративного устройства не были определены. В ходе Октябрьского переворота и Гражданской войны бывшая Российская империя распалась окончательно. Польша, Финляндия, Прибалтика обрели независимость. Бессарабию оккупировала Румыния. В 1920–1921 гг. были образованы Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР), Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР), Азербайджанская Советская Социалистическая Республика, Армянская Советская Социалистическая Республика, Грузинская Советская Социалистическая Республика, власть в которых принадлежала коммунистам. В ноябре 1921 г. Грузия, Армения и Азербайджан объединились и образовали Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР).

На территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) активно шёл процесс образования автономий.

За период с лета 1918 по 1920 г. на территории РСФСР возникло более 20 национально-автономных формирований (республик и областей). Вновь образовавшиеся национальные республики группировались вокруг РСФСР как федеративного центра. Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип национально-территориальной федерации как формы государственного устройства.

В начале июня 1919 г. ВЦИК принял декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым капитализмом». По этому Декрету создавалось единое командование военными формированиями республик, единые Советы народного хозяйства, железнодорожного транспорта, финансов.

Отдельные республики заключали между собой финансовые соглашения, формировали общие производственные планы, объединяли свои сырьевые и товарные фонды. Однако отсутствие правовых норм, регулирующих отношения центральных и местных органов власти, вызывало между ними конфликты. Сложившаяся между республиками форма объединения получила название договорной федерации. Её своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры играли и роль общегосударственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП (б) на правах областных парторганизаций. Благодаря этому достигалось единство действий республик в решении важных хозяйственных вопросов. Основой договорной федерации стал военно-политический, а позже хозяйственно-политический союз республик. В 1920 г. в Средней Азии были образованы Хорезмская и Бухарская народные республики. С апреля 1920 г. по февраль 1921 г. Советская власть была установлена в Азербайджане, Армении, Грузии. Решающую роль в установлении советского режима сыграла Красная Армия.

С 1920 г. начала развиваться система двусторонних договоров. В ноябре был подписан договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший объединение ведомств и функций обороны, экономики, внешней торговли, транспорта, финансов и средств связи. В декабре 1920 г. аналогичный договор подписали РСФСР и Украина, в январе 1921 г. – РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г. – РСФСР и Армения, а в мае 1921 г. – РСФСР и Грузия.

В 1921–1922 гг. были ликвидированы таможенные границы между республиками. На общих принципах стало строиться налоговое законодательство. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета. Назрел вопрос об образовании федерации cоветских республик. При решении национальных проблем определяющим явились интересы политики и идеологии Коммунистической партии, а не народов.

Предпосылки объединения: стремление Коммунистической партии расширить сферу деятельности для социалистического эксперимента, старые хозяйственные связи, необходимость совместной обороны.

В начале 1922 г. на территории бывшей Российской империи существовало девять советских республик: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия, Дальневосточная республика, Бухарская и Хорезмская республики. В РСФСР входило девять автономных республик (Башкирская, Горская, Дагестанская, Киргизская, Казахская, Крымская, Татарская, Туркестанская, Якутская) и 14 автономных областей. Все основные вопросы решались в Москве – на Политбюро ЦК и на пленумах ЦК РКП (б). Так, в октябре 1922 г. ЦК РКП (б) принял решение об упразднении Дальневосточной республики и её вхождении в РСФСР. Таким же образом в марте 1922 г. произошло образование Закавказской федерации (Азербайджан, Армения, Грузия).

Летом 1922 г. по решению ЦК РКП (б) начался процесс объединения советских республик в единое государство. Существовало два основных варианта объединения.

Первый вариант предусматривал необходимость «признать целесообразным формальное вступление независимых советских республик – Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении – в состав РСФСР, оставив вопрос о Бухаре, Хорезме и ДВР открытым» (впоследствии этот вариант стали называть сталинским планом «автономизации»). Принятый комиссией Оргбюро ЦК РКП (б) документ был разослан руководству Украины, Белоруссии и Закавказья, однако не встретил единодушной поддержки. Местное партийное и государственное руководство разделилось на сторонников «жёстких» и «мягких» форм федерации.

Сторонники первого варианта (Ф.Э. Дзержинский, С.М. Киров, В.М. Молотов, Г.К. Орджоникидзе и др.) соглашались с предложениями Сталина, реализация которых позволила бы ликвидировать «отсутствие всякого порядка и полный хаос» в отношениях между Центром и окраинами, создать «действительное объединение советских республик в одно хозяйственное целое». Примиренческую позицию по отношению
к этому варианту занимали Зиновьев и Каменев.

Сторонниками второго варианта выступали: в Украине – Г.Ф. Гринько, Х.Г. Раковский, М.В. Фрунзе; в Грузии – Ф.И. Махарадзе, П.Г. Мдивани, А.С. Сванидзе; в Центре – Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий, Н.Н. Крестинский. Они считали необходимым сохранить за союзными республиками «атрибуты национальной независимости», что, по их мнению, будет в большей мере способствовать хозяйственному возрождению республик, отвечать интересам свободного развития наций и, что самое главное, оказывать «максимум революционного эффекта за границей».

Ленин встал на сторону «независимцев» Грузии и Украины.
По предложению Ленина 6 октября 1922 г. ЦК РКП(б) одобрил проект Федеративного договора, по которому всем республикам гарантировались равные права внутри образуемого Союза Советских Социалистических Республик (СССР), теоретически республикам предоставлялось право свободного выхода из Союза. Образование СССР произошло в составе четырёх республик: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР; 30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов СССР, утвердивший Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик; II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. была утверждена Конституция СССР. Верховным органом власти Конституция определяла Съезд Советов, который состоял из делегатов городских Советов (1 депутат от 25 тыс. избирателей) и губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тыс. избирателей). Выборы были многоступенчатыми. Классовый характер Конституции чётко просматривался в избирательном праве. Не избирали и не могли быть избранными лица, использовавшие наёмный труд или жившие на нетрудовые доходы: частные торговцы, монахи и служители религиозных культов, бывшие полицейские и жандармы, лишённые избирательных прав по суду. В период между съездами Советов верховным органом власти являлся Центральный исполнительный комитет (ЦИК) Союза, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Постоянно работающим органом стал Президиум ЦИК СССР. Он провозглашался высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом. ЦИК СССР образовал союзное правительство – Совет Народных Комиссаров. При ЦИК создавались Верховный суд СССР и Объединённое государственно-политическое управление (ОГПУ).

Органами отраслевого управления в Союзе являлись общесоюзные и объединённые наркоматы. Общесоюзные наркоматы создавались только в Союзе. Это наркоматы иностранных дел, внешней торговли, военных и морских дел, путей сообщения, почт и телеграфа.

Конституция гарантировала право союзных республик на постоянство территории, хотя и допускались территориальные изменения, но только с согласия каждой заинтересованной республики.

Конституция установила Государственный герб, флаг и столицу СССР. В 1925 г. к СССР присоединились Узбекистан и Туркменистан, а в 1929 г. – Таджикистан, в 1936 г. – Казахстан и Киргизия. В 1936 г. была распущена ЗСФСР (Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика), а Грузия, Армения и Азербайджан вошли непосредственно в состав СССР.

Образование единого союзного социалистического государства способствовало укреплению его экономической и военной мощи, облегчало индустриальное и культурное развитие отсталых национальных окраин бывшей Российской империи.

Вместе с тем оно затормозило становление подлинной национальной государственности, так как федеративное начало в Советском Союзе оказалось сугубо декларативным, а право республик на выход из Союза существовало лишь на бумаге. Деление страны на союзные и автономные республики не помешало становлению сверхцентрализованного государства. В этой ситуации оказалось во многом деформированным и развитие национальных культур. Безболезненно разрешить национальный вопрос в рамках Союза ССР не удалось, что послужило одной из главных причин распада единого государства в начале 1990-х гг.

Новый политический режим укрепился в стране в ходе Гражданской войны. К концу 1920 г. белое движение было разгромлено и в целом ликвидирована внутренняя оппозиция. При помощи репрессивно-политического аппарата происходило оформление однопартийной диктатуры. Постепенно высшая власть от ЦК стала переходить к Политбюро, которое подчинило своему влиянию СНК и другие государственные органы. Борьба за власть теперь могла осуществляться лишь в самой правящей партии.

В период оформления государственного строя СССР окончательно утвердилась однопартийная политическая система: многие меньшевистские и эсеровские организации объявили о самороспуске. Одновременно происходило сращивание партийного и государственного аппарата. Наиболее значительные решения принимались ЦК РКП (б). На X съезде РКП (б) в 1921 г. была запрещена фракционная деятельность в партии, что позволяло контролирующей партийный аппарат группе объявлять антипартийным, оппозиционным любое инакомыслие. В 1922 г. И.В. Сталин становится генеральным секретарём ЦК РКП (б), что ускорило централизацию партии. Была унифицирована структура партийных комитетов разных уровней, во главе их поставлены освобождённые секретари. Создавалась своеобразная иерархия секретарей во главе со Сталиным. Аппаратный курс Сталина вызывал протест в рядах старой партийной верхушки, что ещё больше обостряло внутрипартийную ситуацию.

Борьба между вождями за политическую власть в годы НЭПа шла в форме соперничества между различными течениями в партии: правыми, левыми и центром. В социально-экономической области «левые» (лидером которых считался Л.Д. Троцкий) выступали за усиление планового руководства госсектором, за более быстрые темпы развития промышленности, за увеличение налогообложения зажиточных слоёв деревни. «Правые» (лидер – Н.И. Бухарин), отстаивали умеренное плановое вмешательство в экономику, более низкие темпы индустриализации и умеренное налогообложение деревенских кулаков. «Центр» в лице Сталина лавировал между «левыми» и «правыми» в зависимости от ситуации в стране.

Внутрипартийная борьба за власть началась в 1923 г., после того как Л.Д. Троцкий в нескольких письмах в Политбюро подверг критике политический и экономический курс, проводимый «тройкой» – Г.Е. Зиновьевым, Л.Б. Каменевым, И.В. Сталиным. Троцкого поддержали многие представители «старой партийной гвардии», недовольные ростом бюрократизма, засильем партаппарата и ошибками в экономической политике. Борьба обострилась в связи с тяжёлой болезнью, а затем и смертью Ленина в январе 1924 г. Идеологический спор завершился снятием Л.Д. Троцкого с постов наркома по военным и морским делам и Председателя Реввоенсовета в январе 1925 г. (Его заменил М.В. Фрунзе). Своеобразным манифестом группы, получившей название «троцкистской оппозиции», стало «Заявление 46» известных партийных деятелей (В.А. Антонова-Овсеенко, А.С. Бубнова, Г.Л. Пятакова, Е.А. Преображенского, Т.В. Сапронова, Л.П. Серебрякова и др.). «Заявление» содержало критику всей политики ЦК. Авторы потребовали обсуждения всех вопросов на партийной конференции. «Триумвират» (Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, И.В. Сталин), который постепенно сосредоточил всю власть в своих руках, в борьбе с оппозицией опирался на преданные кадры партийного аппарата. Была развёрнута пропаганда, в которой эффективно использовался ярлык «троцкизма» как мелкобуржуазного течения в РКП (б). Победу Сталина обеспечило в том числе и устойчивое большинство в партаппарате, и пассивность рядовых коммунистов.

В 1925 г. сформировалась «новая оппозиция» во главе с Л.Б. Каменевым и Г.Е. Зиновьевым. Оппозиция указывала на недооценку «кулацкой опасности», обвиняла Н.И. Бухарина в «правом уклоне», выступала за первоочередное развитие тяжёлой промышленности. Выдвинутый И.В. Сталиным тезис о возможности построения социализма в одной стране оппозиция расценивала как измену делу мировой революции. Зиновьев считал, что победа социализма может быть достигнута только в мировом масштабе, требовал сместить Сталина с поста Генерального секретаря ЦК. Апогей дискуссии между сталинским «большинством» и «новой оппозицией» пришёлся на XIV съезд ВКП (б) в декабре 1925 г.

C cередины 1920-х гг. Сталин выработал свой метод борьбы с оппонентами, выражавшийся в опоре на преданных вождю партийных функционеров, в расколе оппозиционных сил, в широком использовании пропагандистского аппарата, а также органов ОГПУ. На XIV съезде ВКП(б) Сталин впервые определил две линии в партии – «наша» и «не наша». Этот стереотип стал активно использоваться в борьбе с оппозициями. С 1925 г. обязательным ритуалом партийных съездов стали шумные восхваления в адрес Сталина.

В 1926 г. серьёзные сдвиги в расстановке сил в партии заставили оппозицию отбросить внутренние разногласия и выступить объединённым блоком.

В мае-июне 1927 г. появилось заявление «83-х» под которым подписались как сторонники Троцкого по оппозиции 1923–1924 гг., так и сторонники Л.Б. Каменева и Г.Е. Зиновьева по оппозиции 1925–1926 гг. Их сближала цель – изменить внутрипартийный режим. Поскольку партийно-государственный аппарат препятствовал оппозиции в создании легальных фракций, она использовала нелегальные методы: создание координационного центра, собственных каналов распространения информации, выпуск листовок, устройство конспиративных собраний. Это дало Сталину повод для усиления карательных мер против «объединённой оппозиции». В ноябре 1927 г. Троцкий и Зиновьев были исключены из партии. В декабре 1927 г. XIV съезд ВКП (б) исключил из партии около 100 активных деятелей оппозиции. Затем они были высланы в отдалённые города (а позже репрессированы). Троцкого сослали в Алма-Ату, затем выслали в Турцию. В 1940 г. он был убит агентом советских спецслужб в Мексике.

В 1928 г. группа Сталина начала борьбу с «правым» уклоном в партии. Первые открытые расхождения между Сталиным и Бухариным проявились в оценке причин хлебозаготовительных трудностей. Хлебозаготовительная кампания 1927–1928 гг. оказалась проваленной из-за неудачной конъюнктуры рынка: рост доходов рабочих, служащих и крестьян опередил рост товаров широкого потребления. Усилился товарный дефицит, к тому же закупочные цены на хлеб оказались менее выгодными, чем на животноводческую продукцию и технические культуры. В этой ситуации крестьянам было невыгодно продавать зерно. За вторую половину 1927 г. заготовки зерна по сравнению с аналогичным периодом 1926 г. сократились с 428 млн до 300 млн пудов. Высокие темпы индустриализации оказались под угрозой срыва. Причины кризиса Сталин видел в недостаточных темпах развития промышленности, порождавшей товарный голод и в мелкокрестьянском хозяйстве, по природе своей не способной обеспечить потребности растущей промышленности. Он подчёркивал классовый аспект: кулак саботирует хлебозаготовки.

В представлении Бухарина кризис был вызван субъективными причинами. Не был вовремя создан резервный фонд промтоваров, рост денежных доходов населения не был сбалансирован налогами, были установлены невыгодные для крестьян закупочные цены на хлеб.

По-разному им виделись пути выхода из кризиса. Сталин считал необходимым ускорить производственное кооперирование деревни, Бухарин же выдвигал на первый план нормализацию рынка. На исход дискуссии повлияли контроль Сталина над партаппаратом, ОГПУ, а также простота, доступность и «коммунистическая привлекательность» сталинского курса для партии, рабочих и беднейшего крестьянства, недовольных НЭПом.

Объединённый Пленум ЦК и ЦИК (апрель 1929 г.) и XVI партконференция (апрель 1929 г.) осудили «правый уклон». В целом острая нехватка капитала и курс на построение социализма в одной стране делали невозможным сбалансированное развитие тяжёлой и лёгкой промышленности, быструю ликвидацию товарного голода, преимущественно рыночную форму связи промышленности и индивидуального крестьянского хозяйства.

На ноябрьском (1929 г.) Пленуме ЦК Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский заявили о снятии разногласий. Более того, в феврале 1930 г. именно Бухарин дал теоретическое обоснование новой концепции коллективизации: сначала обобществление производства, потом новая техника, а не наоборот, как он считал до 1929 г.

Таким образом, поражение сторонников Н.И. Бухарина означало снятие последних препятствий для форсированной индустриализации и оформления тоталитарного режима.

5.2. Социально-экономическое развитие в 1930-е гг.
Утверждение тоталитарного политического режима

Термин «тоталитаризм» был введён в политический лексикон итальянскими либералами для обозначения фашистской диктатуры
в Италии.

Тоталитаризм – политический режим, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией прав и свобод личности, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Различают фашистский и коммунистический тоталитарные режимы.

В современной литературе по истории России применяется термин «сталинский тоталитаризм», или «сталинизм».

Становление советского политического режима как особой формы тоталитаризма завершилось к середине 1930-х гг. Характерными чертами советского тоталитарного режима в экономической сфере были: господство государственной собственности, командно-административная система управления, милитаризация экономики, внеэкономическое принуждение к труду, полное подчинение производства государству. Политическая сфера сталинизма характеризовалась насильственным установлением однопартийной политической системы, культом личности вождя, созданием системы массовых огосударствленных организаций, мощным репрессивным аппаратом, опорой на армию и карательные органы. В духовной и общественной жизни господствовала единая партийная идеология, осуществлялся государственный контроль над всеми средствами массовой информации, насаждалась атмосфера подозрительности, страха, всеобщей слежки, доносительства, разобщённости людей, прославлялся вождь, режим, власть.

Одной из важнейших идей сталинизма являлась идея о сохранении и непрерывном обострении классовой борьбы как внутри страны, так и в международных отношениях. Она послужила основой для формирования «образа врага», внутреннего и внешнего, а также для проведения массовых репрессий. При этом, как правило, массовым репрессиям предшествовали и сопровождали их идеологические кампании. Они были призваны объяснить и оправдать в глазах широких масс аресты и казни.

Кампания массовых репрессий имела определённую периодизацию: конец 1920-х – начало 1930-х гг. – репрессии против старой интеллигенции (хозяйственной, научной, военной); начало 1930-х гг. – репрессии против крестьян («раскулачивание»), преследование бывших оппозиционеров; вторая половина 1930-х гг. – массовые политические репрессии (партийных, хозяйственных кадров, военных специалистов).

В январе 1934 г. открылся XVII съезд партии. На нём выступили с «самокритикой» деятели прежних оппозиций – Бухарин, Рыков, Пятаков, Каменев, Зиновьев. Съезд показал заметно выросший авторитет С.М. Кирова – во время выборов ЦК ВКП(б) Сталин набрал голосов меньше, чем Киров.

1 декабря 1934 г., при невыясненных обстоятельствах, Киров был убит. С этого момента началась новая полоса репрессий. Срок следствия был сокращён до десяти дней. Рассматривать эти дела и выносить по ним приговор, даже смертный, можно было в отсутствие обвиняемых, приговоры по таким делам не подлежали обжалованию и пересмотру.

В убийстве Кирова был обвинён «ленинградский центр» (перед судом предстали в том числе Зиновьев и Каменев).

После смерти Кирова позиции Сталина значительно укрепились. На многие руководящие посты были поставлены его сторонники. Было предпринято наступление на старую гвардию: в марте 1935 г. из библиотек были изъяты «устаревшие» произведения Троцкого, Зиновьева, Каменева, в мае – ликвидировано Общество старых большевиков, а через некоторое время – Общество бывших политкаторжан. С августа 1934 г. начался обмен партийных билетов. При этом местным партийным организациям предписывалось тщательно проверять членов партии, особенно на предмет сочувствия Троцкому, Зиновьеву и Каменеву.

19 августа 1936 г. начался первый Московский процесс. Большинство из 16 подсудимых были ветеранами партии. Их обвиняли в связях с Троцким, в причастности к убийству Кирова и т. д.; 24 августа им был вынесен смертный приговор, который почти сразу был приведён в исполнение.

23 января 1937 г. начался второй Московский процесс. Из 17 обвиняемых в попытках свергнуть Советское правительство, организовать покушение на его лидеров, сотрудничестве с Германией и Японией и т. д. 13 были приговорены к смертной казни, 4 – к длительному заключению.

С мая по июнь 1937 г. началась чистка командного состава армии и республиканского партийного руководства. В результате чистки армии в 1937–1938 гг. погибло до 45 % командного и политического состава армии и флота. Расстреляны видные военачальники, в том числе первые советские маршалы М.Н. Тухачевский, А.И. Егоров, В.К. Блюхер. Полностью оказались заменены штаты наркоматов. Подверглись репрессиям и революционеры – интернационалисты, сотрудники Коминтерна.

Со 2 по 13 марта 1938 г. состоялся третий Московский процесс (по делу «антисоветского правотроцкистского блока»). Подсудимые (21 человек, в том числе Бухарин, Рыков, Раковский, Ягода) обвинялись
в убийстве Кирова, отравлении Куйбышева и Горького, заговоре против Сталина, саботаже в промышленности, шпионаже в пользу Германии и Японии и т. д.; 18 обвиняемых были приговорены к смертной казни, 3 – к тюремному заключению.

Репрессивная политика проводилась против целых народов. В 1937 г. было решено немедленно выселить из Дальневосточного края проживавшее там корейское население. Необходимость этого объяснялась возможной засылкой на Дальний Восток японскими спецслужбами китайских и корейских шпионов. Вслед за тем более 170 тыс. корейцев были депортированы в районы Средней Азии.

По ложным доносам и обвинениям в «контрреволюционной» деятельности арестовывали десятки тысяч невинных людей. Их приговаривали к заключению и принудительным работам в системе ГУЛАГ (Государственного управления лагерей). Труд заключённых использовался на лесоповалах, строительстве заводов и железных дорог. К концу 1930-х гг. система ГУЛАГ включала более 50 лагерей, свыше 420 исправительных колоний, 50 колоний для несовершеннолетних. После процессов конца 1930-х гг. численность заключённых трудовых лагерей постоянно увеличивалась. По официальным, явно заниженным, данным в 1930–1953 гг. было репрессировано 3,8 млн человек, из них 786 тыс. расстреляно. Но по оценкам ряда исследователей (М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов и др.) только в 1937–1938 гг. число репрессированных составило около 5 млн человек, из которых 800–900 тыс. были расстреляны. Для проведения репрессий создавалось особое совещание – внесудебный орган в системе госбезопасности. Рассматриваемые им вопросы о репрессиях не подлежали никакому контролю. На таком же принципе строили свою работу и другие внесудебные и внеконституционные органы – «тройки» и «двойки» НКВД. Одним из теоретиков права, подводивших «научную базу» под произвол 1930-х гг., был Генеральный прокурор СССР А.Я. Вышинский.

Таким образом, в конце 1930-х гг. в стране сформировался тоталитарный режим. Сталин превратился в единоличного владыку СССР, его экономики, политики, идеологии.

Во второй половине 1920-х гг. возникла потребность корректировки экономической политики, обозначился отход от НЭПа. Сформировавшаяся коммунистическая политическая система была несовместима с рыночными отношениями, так как рынок создавал реальную угрозу буржуазной реставрации. Таким образом, свёртывание НЭПа было вопросом времени. Лишь опасения большинства советских руководителей потерять власть в результате новых крестьянских выступлений привязывали их к НЭПу. С победой сталинского курса и ужесточением политического режима НЭП был обречён. Важную роль в сломе нэпа сыграли причины экономического характера. В конце 20-х гг. экономические резервы были исчерпаны, страна столкнулась с необходимостью огромных инвестиций в народное хозяйство. Кроме того, политические ограничения на пути развития рынка изначально обрекали российскую экономику на низкую эффективность. Крупная промышленность и банки оставались в руках государства. Предприниматели на протяжении всех 1920-х гг. подвергались травле и преследованиям. Предприятия не могли решать самые простые вопросы. Ограничению предпринимательской деятельности способствовала налоговая политика государства, дискриминация частных предприятий по сравнению с государственными.

Несмотря на несомненные достижения НЭПа, национальный доход СССР в 1928 г. составлял лишь 88 % от уровня 1913 г., ниже дореволюционного был и жизненный уровень населения. Вдвое ниже была рентабельность советской экономики. Весьма удобным поводом для слома НЭПа было преувеличение партийным руководством угрозы войны со стороны «капиталистического окружения». Первого июня 1927 г. ЦК ВКП(б) «в связи с обострением международной обстановки» обратился к партии и всему народу с призывом укрепления обороны СССР путём усиления темпов индустриализации, повышения производительности труда, всемерного укрепления Вооружённых Сил. В итоге форсированное развитие оборонных производств обернулось постепенным подчинением им всей советской экономики.

Выход из сложившейся ситуации руководство партии видело в наступлении социализма. Партийные лидеры понимали, что дальнейшее осуществление НЭПа ведёт к ослаблению режима, подрывает однопартийную систему. В этих условиях неотложной потребностью стала социалистическая модернизация экономики, главным условием которой была индустриализация – создание крупного машинного производства. В связи с этим XIV съезд ВКП(б) взял курс на индустриализацию. Была поставлена задача – превратить СССР из страны, ввозящей машины
и оборудование, в страну, их производящую. Но при выборе концепции индустриализации страны в руководстве возникли разногласия.

Опора на экономические рычаги в изыскании средств для индустриализации предполагала использование существовавших в условиях НЭПа разных форм собственности, товарно-денежных отношений, развитие сельского хозяйства и лёгкой промышленности ради накопления в этих отраслях средств, которые можно использовать для создания тяжёлой промышленности. Этот вариант предлагал лидер «правой оппозиции» Н.И. Бухарин. Его поддерживали А.М. Рыков, М.П. Томский, Н.А. Угланов.

Второй вариант, к которому всё больше склонялся Сталин и его сторонники, ставил целью концентрацию всего хозяйства в руках государства, усиление административного контроля города над деревней, ликвидацию рыночных отношений, подавление экономической свободы производителя, жёсткое планирование, перекачку средств из сельского хозяйства в промышленность, ускорение темпов индустриализации, вытеснение частного капитала. Интересна аргументация, с помощью которой Сталин обосновал необходимость форсированной индустриализации: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Необходимость ускоренного развития объяснялась угрозой извне, и эта угроза принимала классово-идеологическую окраску. Она представала как противоборство между мировым капитализмом и рабоче-крестьянским государством.

Вопрос всякой ускоренной модернизации – где и как найти ресурсы для преобразований? На первых порах индустриализация осуществлялась за счёт импортного оборудования. Не менее 80 % всех капиталовложений в основную часть машин и оборудования за годы индустриализации приходилось на импортную технику. Кроме того, западные специалисты приезжали работать на «великие стройки социализма», а советские инженеры и рабочие изучали производство и проходили практику на зарубежных заводах. Техническая помощь предусматривала не только выполнение фирмой определённых работ, но и обучение стажёра, а также передачу заказчику своего производственного опыта в виде лицензии, патентов и др.

Например, советская нефтяная промышленность развивалась за счёт заимствований американских научно-технических достижений. Американские специалисты руководили строительством тракторных заводов, Нижегородского автомобильного завода, Магнитогорского металлургического комбината и др. В 1927 г. в Политбюро ЦК ВКП (б) была создана комиссия по техническим и научным связям с Америкой. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. количество командированных с каждой стороны исчислялось сотнями человек в год.

С конца 1920-х гг. государство приступило к планированию, начали разрабатываться пятилетние планы. Начальные наметки первого пятилетнего плана предусматривали ежегодный прирост промышленной продукции – 16–18 %. Это был отправной вариант. По оптимальному – прирост предполагался в 20–22 %. Значит, за 5 лет объём промышленного производства должен был увеличиться, как минимум, в 2,1 раза, а при оптимальном – в 2,5–2,7 раз. Это были невиданные темпы роста! Но Сталину они показались низкими. В 1929 г. он велел придерживаться оптимального варианта, а в 1931 г. В.М. Молотов (председатель Совнаркома) потребовал целых 45 % в год. Стремление Сталина, во что бы ни стало укрепить своё положение в партии, взяло верх над экономическими возможностями. В результате распылялись капиталовложения, росло незавершённое строительство, усугублялись диспропорции, обострился структурный кризис, который вместе с коллективизацией привёл к голоду. В начале 1930-х гг. практически полностью вытесняется из экономики частный капитал. В 1933 г. доля частных предприятий в промышленности сократилась до 0,5 %, в сельском хозяйстве – до 20 %, а в розничной торговле их не остаётся вовсе.

Первый пятилетний план не был выполнен. По энергетике, добыче угля, выплавке чугуна и стали, производству автомобилей план первой пятилетки был выполнен только в середине и второй половине 30-х гг., а по лёгкой промышленности – и вовсе в 50-е гг. Практика хозяйствования, сложившаяся в годы первой пятилетки, несмотря на её фактический провал, была закреплена во втором пятилетнем плане (1933–1937 гг.). Он по-прежнему ориентировал экономику на количественный рост. В целом вторая пятилетка, как и первая, по большинству показателей не была выполнена, хотя и отличалась более высоким процентом выполнения плановых заданий.

В общей сложности в годы второй пятилетки в строй вошли 4 500 новых и реконструированных предприятий, валовый объём произведённой продукции увечился более чем вдвое. СССР стал сокращать закупки зарубежной техники. Относительные успехи второй пятилетки – результат умеренного курса власти.

В марте 1939 г. на XVIII съезде ВКП (б) был одобрен третий пятилетний план развития народного хозяйства (1938–1942 гг.). Он продолжил линию на милитаризацию страны. Предусматривалось ускорение развития оборонной промышленности, создание крупных государственных резервов по топливу, электроэнергии, строительство предприятий дублёров на Урале, в Поволжье, Сибири.

Со второй половины 1930-х гг. в руководстве промышленностью окончательно утвердился командный стиль, а единоначалие и вмешательство вышестоящих органов в работу предприятий приняло гипертрофированные формы. Изменилось управление государственными предприятиями. Хозрасчёт был фактически сведён на нет. Государство сосредоточило средства и их распределение в своих руках. Вся прибыль предприятий перечислялась в бюджет. Потеряв финансовую самостоятельность, предприятия утратили и возможность самоуправления. Самостоятельно они не могли ни изменить технологию, ни установить размеры оплаты труда, ни определить численность рабочих. Так в советской экономике утвердилась административно-командная модель управления. Насильственное разрушение основ рыночной экономики привело к сверхмонополизации хозяйства и в итоге – к тупику. Ужесточение административных методов хозяйствования перед войной не дало результатов – промышленные предприятия в 1940 г. работали хуже, чем в 1938–1939 гг.

В поисках адекватной замены рыночных отношений административными коммунисты большое значение придавали идеологической пропаганде, формированию патриотического энтузиазма. В результате важнейшим элементом новой системы хозяйствования становится высокая трудовая активность масс. В первой пятилетке она выражалась во встречном планировании, социалистическом соревновании, в движении ударных бригад. Большое значение имело стахановское движение. Шахтёр А.Г. Стаханов, забойщик шахты Ирмино-Центральное, в 1935 г. за смену добыл 104 т угля при норме 7 т. Рекорд Стаханова был подготовлен партийным руководством шахты. Было использовано разделение труда: забойщика сопровождали два подсобных рабочих, которые занимались установкой крепежа в шахте. Это позволило Стаханову полностью сосредоточиться на рубке угля. Через несколько дней на той же шахте горняк М.Д. Дюканов довёл рекорд до 114 т угля. Стахановское движение охватило и другие отрасли. Знаменитыми стали ткачихи Евдокия Викторовна и Мария Ивановна Виноградовы, кузнец А.Х. Бусыгин, машинист паровоза П.В. Кривонос и др. Стахановское движение широко пропагандировалось, служило средством для мобилизации рабочих на достижение высоких производственных результатов. Нередко рекорды опирались на рационализаторские предложения. Смыслом движения было максимальное использование преимуществ новой техники.

Оценка истинных масштабов промышленного роста СССР в 1930-е гг. и сегодня представляет определённую сложность. Простое сопоставление того, что было до индустриализации, с тем, что получено в итоге, оставляет в стороне многие важные вопросы, и прежде всего вопросы цены «великого скачка».

В целом можно говорить о том, что ценой неимоверных усилий в кратчайшие исторические сроки (1928–1940 гг.) в СССР был совершён промышленный рывок, создавший основу для превращения страны в мощную индустриальную державу. В 1930-е гг. в значительной мере удалось сократить качественное отставание советской промышленности от промышленности развитых капиталистических стран. Промышленное производство в СССР с 1928 по 1932 г. увеличилось в 2 раза, к концу 1937 г. – в 4,5 раза, а к концу 1940 – в 6,5 раз. Результатами индустриализации явилось превращение СССР в мощную индустриальную державу.

В начале 1930-х гг. практически полностью вытесняется из экономики частный капитал. В 1933 г. доля частных предприятий в промышленности сокращается до 0,5 %, в сельском хозяйстве – до 20 %, а в розничной торговле их не остаётся вовсе.

В стране были созданы важнейшие отрасли промышленности. Существенно изменилось размещение производительных сил. В индустриальное развитие были втянуты бывшие национальные окраины. По уровню промышленного производства Советский Союз вышел на первое место в Европе и на второе – в мире. Изменилась и социальная структура населения страны. Численность промышленных рабочих достигла 10 млн человек против 4 млн в канун первой пятилетки, городское население составило в 1940 г. 53 млн человек.

Правда, Сталин и официальная пропаганда предпочитали не говорить о том, что ускоренный рост промышленности был достигнут за счёт разрушения производительных сил деревни, резкого снижения жизненного уровня большинства населения, глубоких деформаций всего производственного процесса. Опережающее развитие группы «А» (средств производства) определялось огромными капиталовложениями. Так, из 65,8 млрд рублей, вложенных в годы предвоенных пятилеток в промышленность, на производство средств производства ушло 83 % инвестиций, а на производство предметов потребления – лишь 17 %. Вся система планового управления была приспособлена к решению технико-производственных задач, а не к повышению жизненного уровня народа.

Все годы индустриализации из сельского хозяйства шла перекачка средств в промышленность. В результате в 1928–1940 гг. основные производственные фонды промышленности выросли в 2,5 раза, а сельского хозяйства – в 1,2 раза. Ни в 30-е, ни в 40-е гг. в сельском хозяйстве роста продукции не наблюдалось. Наоборот, снижались сборы зерновых и технических культур. За 1928–1932 гг. почти вдвое сократилась продукция животноводства и птицеводства.

Ценой индустриального рывка стали многомиллионные людские потери, сравнимые лишь с потерями в разрушительной войне. Прогресс в эти годы был ограничен в основном тяжёлой промышленностью, строительством и транспортом. Фактически было проигнорировано техническое развитие лёгкой промышленности. Индустриализация была проведена на устаревшей технологической основе. В структуре хозяйства тон стали задавать отрасли низкого технологического уклада – добыча и первичная переработка сырья. Кроме этого, перед советской властью встала проблема низкой квалификации рабочей силы. На фоне ускоренной модернизации особый смысл приобретали поиски врагов. Враги, шпионы, вредители, «уклонисты» позволяли объяснить трудности и провалы в работе. Вражьи происки оправдывали постоянное мобилизационное состояние страны, без чего невозможна форсированная модернизация.

Признание Сталиным и его окружением неизбежности военного столкновения с капиталистическим миром из всех задач индустриализации выдвигало на первый план задачу укрепления обороноспособности страны. Например, расходы на оборону во второй пятилетке по сравнению с первой увеличились почти в 4 раза. Перераспределение материальных ресурсов в пользу военной промышленности вызывали крайнее напряжение с выполнением планов предприятий «гражданской промышленности».

Таким образом, итог сталинской модернизации весьма не однозначен. К концу 1930-х гг. СССР стал одной из трёх-четырёх стран мира, способных производить любой вид современной продукции. Вместе с тем очевидно и другое – модернизационные процессы в стране приобрели односторонний, специфический характер. В 1930-е гг. советская экономика приобретает «лагерный» облик. Узники ГУЛАГА (Главного управления исправительно-трудовых лагерей) стали самым мобильным и самым дешёвым видом рабочей силы. Труд заключённых стал включаться в государственные планы. В 1930-е гг. трудом заключённых строились города – Магадан, Ангарск, Норильск, Тайшет; каналы – Беломоро-Балтийский, Москва-Волга; нефтяные промыслы Ухты и Печоры; угольные шахты Воркуты; золотые прииски Колымы и Магадана; Карагандинские угольные шахты; Балхашский медный комбинат; Норильский никель-кобальтовый комбинат; леспромхозы и многие тысячи километров железных дорог. Тогда же набирает силу тенденция к её тотальной милитаризации, полному подчинению производству вооружения. Повторяя лишь технические достижения и некоторые организационные формы передовых капиталистических стран в отрыве от социокультурных и общецивилизационных, советское руководство закладывало последующее отставание страны. Мобилизационная модель модернизации не была ориентирована на создание механизма саморазвития и саморегуляции, уже в силу одной этой причины вся советская экономическая система была малоэффективной. Иными словами, сталинская модернизация создавала проблемы для всего последующего развития страны.

Особенно остро эти проблемы проявились в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство являлось основным источником индустриализации. Хлеб давал валюту, поэтому от хлебозаготовок зависели сроки и темпы превращения страны в индустриальную державу. В конце 1920-х гг. коммунисты взяли курс на ликвидацию НЭПа в деревне и перешли к массовой коллективизации сельского хозяйства.

Коллективизация сельского хозяйства в СССР – это объединение мелких крестьянских хозяйств в крупные путём производственной кооперации.

Первые коллективные хозяйства стали возникать ещё на рубеже 1917–1918 гг. Тогда же определились и три их формы, различающиеся степенью обобществления: ТОЗы – товарищества по совместной обработке земли; артели – обобществлены основные средства производства: земля, инвентарь, скот; коммуны – большая степень обобществления производства и даже быта.

Первоначально кооперативный план большевиков предусматривал преобразование сельского хозяйства на основе коренной технической реконструкции, подъёма общей культуры деревни. Однако индустриальный рывок страны тяжело отразился на положении крестьян. Кроме того, СССР оказался на грани экономического и политического кризиса. Причинами создавшегося положения являлись: недовольство сельского населения чрезмерным налоговым обложением, огромное увеличение цен на промышленные товары и искусственное занижение цен на продукты сельского хозяйства («ножницы цен»). Нехватка продовольственных товаров, приводившая к повышению рыночных цен, наносила удар по городскому населению.

В конце 1927–начале 1928 гг. разразился хлебный кризис. Под угрозу было поставлено продовольственное снабжение городов, планы экспорта и импорта, план индустриализации. Государство, с одной стороны, вынуждено было прибегнуть к чрезвычайным мерам в области хлебозаготовок, а с другой – взять курс на коллективизацию.

В декабре 1927 г. XV съезд ВКП (б) заявил, что коллективизация должна стать основной задачей партии в деревне. На съезде шла речь о развитии всех форм кооперации, о том, что постепенный переход к коллективной обработке земли будет осуществляться на основе новой техники, а не наоборот. Ни сроков, ни единственных форм и способов кооперирования крестьянских хозяйств съезд не устанавливал. Точно так же решение съезда о переходе к политике наступления на кулачество имело в виду их активное вытеснение экономическими методами, а не методами разорения или принудительной ликвидации.

В конце 1920-х гг. было немало противников немедленной и быстрой коллективизации крестьянских хозяйств. Вне партии это были учёные-экономисты Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов. В рядах ВКП (б) против поспешной коллективизации выступали Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский и др. Однако И.В. Сталин в своих выступлениях, главным образом на секретных совещаниях, потребовал ускорения социалистических преобразований в деревне. О переходе к созданию коллективных хозяйств Сталин объявил в статье «Год великого перелома», опубликованной в «Правде» в ноябре 1929 г. Он определил и сроки коллективизации – три года. Таким образом, фактически был взят официальный курс на сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств.

Отсутствие чётких указаний и законов, на основе которых должен был осуществляться этот процесс, привело к административному произволу. К организации колхозов были привлечены городские жители, плохо знакомые с сельским хозяйством, с традициями деревенской жизни, психологией деревни (двадцатипятитысячники).

Ходом коллективизации руководили районные «тройки» – чрезвычайные органы власти, в состав которых входили представители исполкомов, райкомов, ОГПУ. В качестве активистов выступали сельские комсомольцы и коммунисты, ударной силой являлась беднота, которая получала значительные материальные выгоды от коллективизации. Было выделено три зоны коллективизации с различными сроками её проведения:

1) основные районы товарного земледелия (Поволжье, Северный Кавказ). На коллективизацию в этих районах отводился один год;

2) Украина, Сибирь, Урал, Центрально-Чернозёмная область. Здесь на этот процесс отводилось два года;

3) остальные районы страны должны были провести коллективизацию за три года.

Главной задачей коллективизации партия провозгласила ликвидацию кулачества как класса. Порядок раскулачивания определялся секретной инструкцией ЦИК СССР и Совнаркома от 4 февраля 1930 г. Кулачество было разделено на три категории. К первой категории относились кулаки, участники антисоветских движений. Их арестовывали и передавали в ОГПУ. Вторую категорию составляли зажиточные крестьяне, пользовавшиеся влиянием в деревне. Их раскулачивали и переселяли в другие области и районы. Остальных кулаков расселяли на худших землях за пределами колхозов.

Земля, скот, сельскохозяйственный инвентарь, хозяйственные постройки раскулаченных передавались в колхозы.

Чётких критериев, кого считать кулаком, не существовало. В одних случаях раскулачивали сельских богачей, в чьих хозяйствах трудилось несколько батраков, в других основанием для раскулачивания становилось наличие во дворе двух лошадей. Нередко кампания по «ликвидации кулачества как класса» превращалась в сведение личных счётов, в расхищение имущества зажиточных крестьян. Раскулаченными оказались не только кулаки, но и середняки, и даже бедняки. В целом по стране раскулачиванию подверглось 12–15 % дворов (в некоторых районах – до 20 %), хотя реальный удельный вес кулацких хозяйств не превышал 3–6 %. Это говорит о том, что главный удар пришёлся по среднему крестьянству. Пострадали наиболее трудолюбивые, умелые, хозяйственные крестьяне.

Начавшееся в феврале-марте 1930 г. массовое раскулачивание вызвало крестьянские выступления, в которых принимали участие более 700 тыс. человек. Начался отход крестьянских семей в города, массовый убой скота. В целом в результате раскулачивания из деревни были изгнаны наиболее грамотные, опытные, предприимчивые крестьяне.

Чтобы сбить волну нарастающего протеста, Сталин в марте–апреле 1930 г. опубликовал статьи «Головокружение от успехов» и «Ответ товарищам колхозникам». В них вся вина за перегибы была возложена на местное руководство. Тогда же, 1 марта 1930 г., был утверждён Примерный устав сельскохозяйственной артели. По нему в единоличном пользовании колхозников оставались приусадебные участки, мелкий инвентарь, домашний скот, птица. ЦК партии принял постановление «О борьбе с искривлением партлинии в колхозном движении». Темпы коллективизации снизились, но уже осенью 1930 г. нажим на единоличников вновь усилился.

В исторически сжатые сроки Сталин и коммунисты не только получили ресурсы для индустриализации за счёт крестьян, но и выпустили новое издание государственного крепостного права, лишили массу крестьян собственности на средства производства и прикрепили их к земле (покинуть деревню без согласия правления колхозов было невозможно, так как жители деревень не получили паспортов, введённых в 1932 г.).

Так, в 1929 г. экспорт зерна составил 1,3 млн тонн зерна, в 1930 г. – 4,8 млн тонн, в 1931 г. – 5,2 млн тонн. Резко возросла норма накопления – с менее 10 % национального дохода в середине 20-х гг., до 40 % в 1931 г., 44 % – в 1932 г..

Попытка правительства СССР в кратчайшие сроки, при ограниченном количестве ресурсов, провести в стране индустриализацию за счёт средств трудящихся привела к массовому голоду в стране в 1932–1933 гг.

В 1930–1933 гг. из деревни было вывезено не только продовольственное, но и фуражное зерно. В 1931–1932 гг. погибло от истощения и было забито 13,9 млн лошадей, 29,8 млн голов крупного рогатого скота и более половины общей численности свиней, овец и коз. Животноводству колхозов был нанесён огромный урон, после которого оно уже не могло восстановиться до уровня 1927–1928 гг.

Руководство страны могло не допустить голода, но вместо того, чтобы обеспечить людей хлебом, ЦИК и СНК СССР 7 августа 1932 г. приняли постановление «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов, кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», известное как «закон о пяти колосках».
За кражу государственного или колхозного имущества устанавливалась высшая мера социальной защиты – расстрел с конфискацией имущества, при смягчающих обстоятельствах – лишение свободы на срок не менее 10 лет. Жертвами закона стали женщины и подростки, которые, спасаясь от голодной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: