Неудачи и неудачники

При неудачах не отчаиваться, не опускать руки. Помнить о том, что в жизни у каждого(!) всегда(!) бывает несколько, а иногда и много возможностей кардинально к лучшему изменить свою судьбу.

Принятие такой концепции поможет легче преодолеть трудности, которые создают реальные различия стартовых жизненных условий карьерного роста. Имеется в виду различное материальное обеспечение родителей, разный уровень образования, разные физические данные, место рождения и проживания и т.д.

Это, без сомнения, правильно. Но вопрос не так прост и однозначен, как кажется. И прежде всего потому, что существует немало трудностей при его реализации. Не отчаиваться при неудаче – это все-таки жизненная позиция оборонительная, а не наступательная. Намного эффективней вырабатывать в себе идеологию успеха, которая нацеливает человека на победу во всех делах, за которые он берется. Без уверенности в успехе наш народ не добился бы тех высот, о которых знает весь мир: ликвидация безграмотности, индустриализация, победа в Великой Отечественной войне, достижения в космосе.

Твердая ориентация на успех, подкрепленная соответствующими действиями, оставляет для неудачи мало места, делает ее в значительной мере случайной. Но все же неудачи случаются и неудачники существуют. Мы с ними общаемся, вместе работаем, живем, отдыхаем. И хотим мы или нет, а отношение к конкретным неудачникам приходится каждому человеку формировать самостоятельно. Что же из себя представляют неудачники? Ядвига Монич, психолог из Минска, делит их на четыре типа [19].

Первый тип – это неудачники-паразиты, нытики, жалующиеся окружающим на все, на что только можно жаловаться: на плохое здоровье, на низкую зарплату, соседей, плохую работу транспорта и т. п. Получает в результате сочувствие окружающих, питаясь практически их энергией. А он продолжает ныть. Я знал несколько человек, которые всю жизнь жаловались на многочисленные болезни. Люди, которые вынуждены были выслушивать их нытье, давно уже в могиле, а эти живут и продолжают жаловаться. Таким ни помогать, ни сочувствовать, видимо, не нужно.

Второй тип – фиктивные неудачники. То есть они даже и неудачниками не должны считаться. Это люди, которые любой свой успех превращают в неудачу. Дали премию – мало, могли бы дать больше, послали в командировку во Францию – плохо, лучше бы в США, выиграл в лотерею 100 тысяч рублей – ерунда, мог бы больше. У них какой-то дефект в психике. Даже сочувствовать им сложно – не поймут.

Третий тип – это настоящие неудачники: больные люди, инвалиды, брошеные дети. Этим надо помогать, о них общество должно заботиться.

Четвертый тип – это неудачники, которые ими быть не должны. Им следует вести себя так, как написано в начале этого раздела – верить в свою звезду и уметь ловить птицу-счастье. Они обязаны верить в себя, свой успех. Это удается далеко не всем. Это – самая большая часть неудачников. И все наши рассуждения по поводу преодоления неудач относятся в основном к ним.

Большинство жизненных неудач связано у человека с работой – или с ее поиском, или с проблемами адаптации в трудовом коллективе. Работодатели нередко отказывают в приеме на работу сорокалетним и более старшим. Причины разные, но основная все же в том, что сотрудниками в таком возрасте управлять непросто – они не желают бездумно подчиняться, их сложнее, чем двадцати- и тридцатилетних кормить обещаниями. Есть и другое объяснение этому – руководители бизнеса считают, что становление профессионала происходит, как правило, в 30-35 лет, а невостребованные в этом возрасте работники – обычно неудачники.

Но если даже это и так, то человек, которому многократно отказали в работе, не должен причислять себя к неудачникам. В жизни часто так и происходит: «неудачники» не сдаются и начинают свое самостоятельное дело. Статистика показывает, что 78% начинающих предпринимателей из зрелых людей открыли свое дело именно по причине систематического отказа в приеме на работу.

Для возрастных неудачников (да и не только для них, этим могут заняться все желающие) существует еще одна возможность успешно трудиться, это фриланс, или удаленная работа по найму. В последние годы в России она приобретает все большую популярность. При фрилансовой организации труда работодателю, обычно, безразличен возраст работника.

Человек должен быть готовым использовать те возможности, которые ему выпадают. Анализ жизни великих людей показывает, что в большинстве случаев успеха добиваются люди, не имеющие стартовых преимуществ перед другими. Очень показательны в этом отношении биографии президентов Соединенных Штатов Америки. В жизни они старались придерживаться правила, которое четко сформулировал Авраам Линкольн: «Я подготовлю себя, и мой счастливый шанс придет ко мне».

Выше упоминалась фамилия В.П.Глушко, конструктора ракетных двигателей. Он сам сделал свою карьеру. Родился в 1908г. Один его дед землепашец, другой – машинист, отец 12 лет работал по найму, был арестован и погиб по дороге в лагерь, мать – медицинская сестра.

Опыт многих известных людей показывает, что просто так удача не ловится, к этому надо быть готовым. Показателен в этом отношении пример известного телеведущего Владимира Познера. Он говорит, что стал телезвездой – ведущим знаменитых телемостов СССР – США в 1986 году в 52 года по чистой случайности. В какой-то мере это верно. Но сам же В. Познер обосновывает закономерность этой случайности: знал язык как американец, потому что вырос в Америке, работал на иновещании, появлялся, как он говорил, на американском телевидении. Таким образом, правильнее было бы сказать, что ему не могло не повезти [20].

Не могу не отметить, что это на его передаче пошла гулять по миру фраза, сказанная одной нашей женщиной, над которыми (и фразой, и женщиной) хохотал весь мир: «У нас секса нет...». Познер по этому поводу разъясняет, как было дело: «Пожилая американка пожаловалась, что на американском ТВ много секса и насилия, и спросила, а есть ли подобное на советском ТВ». Наша женщина сказала, что у нас секса нет на телевидении. Последние два слова приглушил хохот в студии. Я довольно редко смотрю передачи по ТВ, но эту видел и то, что говорил Познер, слышал сам. Это было действительно так.

Но, однако, в части стартовых возможностей не все выглядит так просто и однозначно. В современной России существующее социальное расслоение общества зашло так далеко, что стало реальным и труднопреодолимым препятствием на пути занятия людьми жизненных позиций, на которые они могли бы рассчитывать в соответствии с их способностями. Данные исследований показывают, что дети из бедных семей не только учатся хуже тех, у кого богатые родители, но и гораздо чаще вообще теряют интерес к обучению. Школьники рассказывают, что одним ребятам помогают нанятые преподаватели, и они могут вообще не ходить в школу, другие быстро делают домашнее задание на компьютере и целыми днями играют, а третьи – самые бедные – должны целый день сидеть над учебниками. Кто-то из родителей не может оплачивать поездки, организуемые школой, купить модную куртку, в которой ходит большинство детей.

В школе я учился в военные и послевоенные годы. У многих из нас отцы погибли, кто-то был круглым сиротой. Большинство учеников было простого происхождения – из рабочих, крестьян, служащих. Родители некоторых были начальниками. Мы знали об этом, но никогда эти дети даже попытки не делали как-то выделиться. Писали мы на самодельных тетрадях, расчерченных карандашом по линейке, нередко был один учебник на трех человек, и мы в течение дня через два часа передавали его друг другу. Но такого, чтобы у какого-то ребенка был и свой комплект учебников, и новые фабричные тетради – такого не было никогда.

Евгений Бунимович, председатель комиссии Московской Городской Думы по образованию, утверждает, что проблема социального неравенства в школе гораздо шире: «Дети из семей с большим достатком, как правило, лучше развиты физически, обладают большими возможностями для изучения иностранных языков и вообще имеют большие стартовые возможности. Бесспорно, такие дети не только могут позволить себе дополнительно нанять репетиторов, но и съездить на экскурсию. Однако, далеко не во всех случаях это становится преградой для общения в классе. Другое дело, когда эти дети начинают свысока смотреть на учителей, получающих весьма скромную зарплату».

По мнению многих педагогов, социальное неравенство среди самих учеников не только разделяет их, но и вызывает у менее обеспеченных ребят неприязнь и даже ненависть к более обеспеченным сверстникам.

Не трудно предположить, что в будущем такие отношения негативно отразятся на жизненной карьере не только обездоленных детей, но и детей обеспеченных родителей. Ведь мы живем в обществе, и отгородиться друг от друга никакая социальная группа не сможет, как бы ей это ни хотелось.

Бывает, объясняя свою неудачную судьбу, люди жалуются на наследственность. Но и здесь нет, как говорится, "железной закономерности". У великого Ф.И. Шаляпина отец, мелкий служащий, был горьким пьяницей и периодически бил мать до бесчувственного состояния. Паганини вынужден был зарабатывать на улице деньги для себя и своей семьи. Родители в «благодарность» за это поколачивали его так, что повредили одно ухо, на которое он стал плохо слышать.

Но и с наследственностью все не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Доказано, что от родителей детям передаются через гены психологические особенности и предрасположенность к интеллектуальности. Но всего лишь предрасположенность, которая без соответствующей социальной среды может вообще не проявиться.

«Представьте себе, например, детей, которые растут в окружении животных без контакта с человеком, с культурой, - говорит М.М. Асланян, профессор кафедры генетики биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. – Как вы думаете, будут они говорить по-человечески? Нет – хотя эволюция подготовила их к речи. Для того, чтобы сформировался тот или иной признак, нужна среда. Если нет культурной среды – даже не воды или пищи, а именно культуры, - человек никогда не станет человеком»[21].

Давно замечено, что на детях гениев природа отдыхает. М. Асланян разъясняет, что это закон генетики. Еще ни у одного гения – будь то ученый, музыкант, художник – не родился гениальный ребенок. Генотип гения – это сборная комбинация уникальных сочетаний, которые дают потрясающий букет (фенотип). В следующем поколении он рассыпается: одна хромосома уходит в одну сторону, другая – в другую. И какие бы условия вы ни создавали ребенку – это будет другая индивидуальность. Но в среднем у детей гениев, представителей интеллектуальной среды, показатель передачи способностей все равно будет выше среднего.

Для людей, делающих карьеру, закономерности передачи по наследству положительных качеств интересны и поучительны, но значительно более актуальны знания о проблеме наследования отрицательных привычек, склонностей, болезней. Наукой в этом направлении проделана немалая работа. Доказано, например, что причина предрасположенности к ряду болезней у человека – наследственность (онкологические, сердечно-сосудистые и другие болезни).

Некоторые факты буквально ставят ученых в тупик. В мировой практике отмечались случаи воспитания близнецов раздельно в разных социальных средах, а в результате они оба оказывались правонарушителями, преступниками. Закономерно возникает вопрос: «А может быть существует ген преступности?»

И как будто бы имеющиеся факты позволяют ответить на этот вопрос утвердительно. Но есть и другие данные, не подтверждающие это. 80-е годы врач тюремных больниц Ленинградской области Л.Петров исследовал кровь заключенных и выяснил, что значительный процент заключенных мужчин имеют дополнительную хромосому Y, которая отвечает за традиционные мужские качества, такие, как сила, агрессия, стремление быть первым и лучшим. Таким образом, была выявлена у них предрасположенность к жесткому лидерству. Однако одновременно было установлено, что по физическим данным обладатели лишней Y-хромосомы отличались от остальных более высоким ростом, силой, выносливостью, что, естественно, осложняло их социальную адаптацию.

«Конкретно гена или, правильнее говорить, группы генов, которые толкали бы на преступления, нет – утверждал член-корреспондент РАН Илья Захаров-Гезехус. – Можно говорить только о предрасположенности человека к различного рода правонарушениям. Во многом это обусловлено тем, что психические особенности – это наукой доказано – передаются по наследству...» [22].

Человек не рождается сформировавшейся личностью, он становится ею под влиянием соответствующей социальной обстановки. Это должны твердо усвоить те, кто свершившиеся собственные неудачи или ожидаемые трудности склонен объяснять «тяжелой» наследственностью или же причины успехов соперников видеть в отличных генах их родителей. Если человеку не повезло с домашним воспитанием, не дали ему в детстве то, что получили его сверстники, то человек, ставящий перед собой амбициозные (в масштабах его мышления) задачи, должен быть способен обеспечить их выполнение путем самоподготовки и самовоспитания, наверстав упущенное ранее. Подобных успешных примеров в литературе дано немало.

Хотелось бы кратко коснуться еще одной проблемы, хорошо мне известной по жизни моих многих знакомых, да и своей собственной. Проблема, которая производит неудачников, и что представляется особенно обидным, делает неудачниками умных, способных, образованных людей. Это проблема раннего выдвижения.

Г.К. Жуков в книге «Воспоминания и размышления» [23] писал об опасности выдвижения людей раньше времени. Он справедливо утверждал, что от этого плохо будет всем – и подчиненным этого человека, и самому выдвиженцу. Он, например, считал, что на высшую командную должность (командир дивизии и выше) можно в армии ставить тех, кто командовал полком. Это понятно – полк самостоятельная единица со своим обособленным хозяйством. К чему приводили карьерные прыжки от лейтенантской должности непосредственно к генеральской хорошо известно по горькому опыту начального периода Великой Отечественной войны.

Одна из главных, на мой взгляд, причин потрясшего всю страну преступления Евсюкова, открывшего стрельбу по людям в московском супермаркете, убившего двоих и покалечившего четырех человек – это его раннее, необоснованное назначение неподготовленного, без необходимого жизненного и служебного опыта на полковничью должность начальника отделения милиции. У человека, как говорится, поехала крыша, и отказали тормоза. Виной здесь были и личные качества выдвиженца, которые не позволяли ему занимать такую должность.

Бывает, что портит жизнь и нормальное развитие карьеры раннее награждение, даже заслуженное, ну, а незаслуженное – тем более. Известен случай с великим артистом Борисом Бабочкиным. В 1934 году за великолепно сыгранную роль Чапаева в одноименном кинофильме ему, 30-летнему, по личному указанию И.Сталина присвоили звание народного артиста республики. В то время «народными» были всего несколько человек – К.Станиславский, В.Немирович-Данченко, А.Нежданова. С этого момента Борис Андреевич с удивлением ощутил, что его жизнь круто изменилась. Его постоянными спутниками стали не только любовь и обожание зрителей, но и зависть и потеря некоторых друзей и знакомых. Плюс к этому совершенно без оснований за ним закрепилось клеймо актера одной роли. А ведь до Чапаева у него были великолепно сыгранные роли Чацкого, Самозванца. Б.А. Бабочкин нашел выход из этого положения. Он решил для себя, что должен остаться таким же, каким был до Чапаева. И это ему удалось.

Но значительно чаще бывает, что в случае, когда большой успех выпадает человеку со слабым характером, это приводит к драматическому и даже трагическому исходу. Вот еще один пример из жизни актеров. В кинофильме «Молодая гвардия» по книге А. Фадеева роль Олега Кошевого удачно сыграл молодой актер В.Иванов. Слава, свалившаяся на него, стала для этого человека непосильной ношей. Начал пить и очень быстро ушел из жизни.

Мне довелось быть свидетелем раннего и, по сути дела, необоснованного выдвижения на крупные хозяйственные должности молодых инженеров, которым не хватало ни жизненного, ни производственного опыта для руководства большими коллективами. В результате через некоторое время – освобождение от работы, ущерб предприятию и надолго ноющая рана и потрепанные нервы у неудачных выдвиженцев.

Вывод из подобных неудачных опытов такой: думать надо и тем, кто выдвигает, и особенно – самим выдвиженцам, критически и взвешенно оценивая свои силы.

У проблемы раннего успеха и раннего выдвижения стоило бы отметить ее ответвление, которое следует оценивать как серьезную опасность направить жизнь по неудачному пути. Речь идет о том, что слишком благоприятный и успешный жизненный сценарий расслабляет человека, создает у него ощущение вседозволенности, формирует легкое отношение к жизни. Давно замечено, что нередко везунчики часто уходят из жизни досрочно.

Ольга Карабанова, доктор психологических наук, профессор МГУ, утверждает, что у человека должны быть жизненные неприятности, но – умеренные. Они не только закаляют характер, но и приучают человека к аккуратности и осторожности [24]. Вот только хорошо бы определить для самого себя степень умеренности этих неприятностей!

Как бы то ни было, а целесообразно придерживаться правила и в отношении самого себя, и при воспитании детей – не впадать в гиперопеку, не уходить от решения возникающих трудностей. И взрослые, и дети должны учиться преодолевать препятствия.

Наталия Бехтерева, академик, научный руководитель Института мозга человека в Санкт-Петербурге, высказала мысль, к которой мы в этой главе возвращались уже не раз: «Во что я верю? Живет человек, и жизнь как бы случайно, не заботясь о нем, чаще или реже ставит на его пути какие-то выигрышные для будущего вещи. Умный их видит, использует, реализует. А другой не реализует. И вот судьба у одного – одна, у другого – другая. А по существу они находятся в одинаковом положении. Обоим жизнь что-то подсказывает. Важно вовремя «узреть» [25].

Очень хорошо, на мой взгляд, выразил суть неудачника В.Маяковский: "Неудачник не тот, кого рок грызет, и соседи тычут пальцем, судача. Неудачник – тот, кому повезет, а он не сумеет схватить удачу!" По-моему, точнее и короче не скажешь. К месту будет привести и слова из известной песни: "Готовься к великой цели, и слава тебя найдет!"

Но в жизни, даже при желании, при соблюдении всех советов и правил, случаются неудачи. И никуда от них не деться. Но при этом надо помнить, что сильные люди считают неудачу хорошей возможностью начать все сначала, и, как правило, добиваются заслуженного успеха.

2. 6. «Учиться, учиться и еще раз учиться!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: