Классификация информационных потоков

I. По отношению к логистической системе:

1) внешние информационные потоки (протекают во внешней среде, т. е. за границами рассматриваемой логистической системы);

2) внутренние информационные потоки (существуют внутри логистической системы и видоизменяются в результате выполнения ряда логистических операций и функций);

3) горизонтальные информационные потоки;

4) вертикальные информационные потоки;

5) входные информационные потоки;

6) выходные информационные потоки.

II. По виду носителей информации:

1) потоки на бумажных носителях (документы);

2) потоки на магнитных носителях;

3) в виде электронных программ и пр.

III. По времени возникновения и периодичности использования:

1) регулярные информационные потоки;

2) периодические информационные потоки;

3) оперативные информационные потоки;

4) информационные потоки online;

5) информационные потоки offline (то есть без подключения к Интернету).

IV. По степени открытости и уровню значимости:

1) открытые информационные потоки;

2) закрытые информационные потоки;

3) коммерческие информационные потоки;

4) секретные (конфиденциальные) информационные потоки;

5) простые информационные потоки;

6) заказные информационные потоки.

V. По способу передачи данных:

1) переданные курьером;

2) по почте;

3) по телефону;

4) по телеграфу;

5) по радио;

6) по телевидению;

7) по электронной почте;

8) по факсу;

9) по телекоммуникационным сетям.

VI. По назначению информации:

1) директивные (управляющие) потоки;

2) нормативно-справочные потоки;

3) учетно-аналитические;

4) вспомогательные потоки.

Информационный и материальный потоки могут двигаться в различных направлениях:

1) параллельно (фактуры, накладные и необходимая эксплуатационная документация образуют информационный поток, двигающийся в одинаковом направлении с материальным потоком);

2) навстречу (поток информации, образованный документами о результатах приемки груза, различными претензиями, гарантийными документами и пр.);

3) не иметь ничего общего (например, комплектующие изделия поступают от поставщика на входной склад, а соответствующие счета – в бухгалтерию).

Возрастание роли информационных потоков в современной логистике обусловлено следующими основными причинами:

1) информация является необходимым элементом потребительского логистического сервиса (потребителю важна информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и др.);

2) наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах (за счет уменьшения неопределенности в спросе);

3) информация повышает гибкость логистической системы (с точки зрения того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкретных преимуществ).

Сервисные потоки – это потоки услуг, генерируемые (создаваемые) логистической системой в целом (или ее подсистемой - звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей.

Сервисные потоки тесно связаны с посреднической деятельностью.

В логистике выделяют так называемые «три стороны».

Для фирм-производителей и торговых компаний эти стороны следующие:

- 1-я сторона – поставщики материального ресурса или готовой продукции;

- 2-я сторона – потребители готовой продукции;

- 3-я сторона – логистические посредники.

В зарубежной практике даже появился специальный термин Third Party Logistics (3PL) – «третья сторона в логистике» или логистический посредник.

Основными логистическими посредниками (третьей стороной), для фирм-производителей, торговых компаний являются, например:

- перевозчики;

- экспедиторы;

- грузовые терминалы (транспортно-распределительный центр, предлагающий помимо операций по складированию товаров еще ряд дополнительных услуг).

Вспомогательные логистические посредники:

- страховые организации и охранные предприятия;

- таможенные брокеры (совершают операции по таможенному оформлению товаров);

- банки и другие финансовые учреждения, осуществляющие расчеты за логистические функции/операции;

- предприятия информационно- компьютерного сервиса и др.

Как видно на рисунке 6, возможно выделение 4 типов торговых посредников.

СВОЙ СЧЕТ За чей счет посредник осуществляет свои операции ЧУЖОЙ СЧЕТ От чьего имени работает посредник СВОЕ ИМЯ ЧУЖОЕ ИМЯ
Дилер Дистрибьютор (может и от своего имени)
Комиссионер Брокер

Рисунок 6 – Классификация торговых посредников

Несмотря на важность оказываемого сервиса, эффективные способы оценки его качества до сих пор отсутствуют, что объясняется рядом особенностей сервиса в сравнении с характеристиками материального потока.

Характеристики и особенности сервисных потоков:

1) неосязаемость сервиса;

2)· прямое участие покупателя в производстве услуг;

3) сервис не может быть протестирован прежде, чем покупатель его купит;

4) сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) услуг, причем покупатель оценивает эти субсервисные услуги;

5) качество и привлекательность сервиса зависят от способности покупателя оценить его в итоге (в общем плане).

Качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда поставщик сервиса и покупатель встречаются «лицом к лицу».

При этом могут возникнуть две ситуации:

1) если особых проблем при «доставке» сервиса нет, то поставщик действительно может убедить покупателя в высоком качестве сервиса;

2) если возникают проблемы, то ситуацию, как правило, исправить нельзя, каким бы на самом деле высоким качеством ни обладал сервис.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: