Сказ как особый вид авторского повествования

Сказ – особый вид повествования, строящегося как рассказ некоего отдаленного от автора лица (конкретно поименованного или подразумеваемого), обладающего собственной речевой манерой (КЛЭ).

· Сказ максимально приковывает внимание читателя к основному носителю речи, его фигура выдвигается на первый план в повествовании.

· Такое повествование имитирует «непрофессиональный», устный рассказ, слагается из живых речевых представлений и речевых эмоций. Сказ – воспроизведение звучащего слова, имитация «живого» разговора, создающая иллюзию освобождения от литературных норм.

· Композиция сказа определяется приемами языковой игры.

· Анализ сказа всегда тесно связан с проблемами стилистики. Стиль основного субъекта речи определяет общий стиль сказового повествования и придает ему условный характер, близкий к стилизации. Сказ «предполагает художественное истолкование чужого стиля и стоящего за ним иного мировоззрения, иной культуры, вследствие этого воспроизводимый стиль, как правило, подвергается определенной деформации в соответствии с авторской трактовкой оригинала» (К.А.Долинин).

«Между русской и французской литературой в использовании сказового повествования обнаруживается значительное различие: в русской литературе сказ возникает раньше и имеет более разнообразные формы и значительно более широкое распространение, чем во французской. Уже в первой половине XIX в. русская литература знает такие образцы сказа, как «Капитанская дочка» Пушкина, «Бэла» Лермонтова и некоторые ранние новеллы Гоголя, где и манера повествования, и стиль обусловлены социально и характеристически: Пушкин тонко и ненавязчиво имитирует мемуарный слог XVIII в., в котором отражается одновременно и личность героя-повествователя –

«среднего разума дворянина Петра Гринева», Лермонтов создает убедительный образ речи скромного армейского штабс-капитана, обусловленный социально и психологически, а у Гоголя отчетливо звучит голос «простонародного» рассказчика – «дьячка ***ской церкви», которому приписывается повествование в «Вечере накануне Ивана Купала», «Пропавшей грамоте» и «Заколдованном месте»» (К.А.Долинин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: