По конспекту очников

Функции СМИ в политической сфере:

· Удовлетворение информационных потребностей общества.

· Обеспечение гласности, свободы слова.

· Изучение и формирование общественного мнения.

· Организация дискуссий по общественно важным вопросам.

· Поддержка или критика деятельности политических субъектов.

· Воспитание политической культуры (это часть общей культуры, включающая элементы духовной сферы, связанные с уровнем политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводящих их в ходе текущей политической жизни).

Тенденции развития политической журналистики в России:

· Глобализация.

· Медиатизация (медийность вытесняет реальную политику из публичной сферы).

· Табуирование ряда тем(например, положение на Северном Кавказе).

· Появление большого объема негативной информации.

· Расслоение журналистского корпуса на редакторов, тяготеющих к властным и бизнес-элитам, и журналистов, тяготеющих к Гражданскому обществу).

· Мутный рынок СМИ(Пиар-материалы не помечаются – непонятно, где а СМИ реклама, пиар, кто финансирует такие материалы?)

· Переход журналистов в политическую сферу.

· Непосредственное вступление журналиста в партию и продвижение по политической карьере.

· Поступление на гражданскую службу(например, в качестве пресс-секретарей).

· Снижение общего качества политической информации.

7. Функции политической журналистики.

Политика -это процессы в обществе или государстве, связанные с влиянием на содержание и выполнение целей, установок и их управлением.

Политология -интегральная наука о политике, о её взаимодействии с личностью и обществом.

Политология жур-ки -это наука о законах функционирования жур-ки как политического института общества. Она изучает эволюцию жур-ки в политической жизни и системе взаимоотношений политических институтов общества.

Объединение этих сфер не случайно, оно основано, как верно отмечает М.М.Ковалева, на общем для них объекте исследования - политической жизни общества и выполняет следующие функции:

1. Информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

2. Теоретически-познавательная, критическая функция. (Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию мы подходим к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить, с другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований.)

3. Управленческо-преобразовательная. (Суть заключается в том, что выводы, рекомендации, предложения и оценки состояния объектов служат основанием для выработки и принятия решений. Там, где это имеет место – в масштабах общества, государств, регионов, предприятий, организаций)

4. Ценностно-идеологическая. (Функция оценивает общественные и межличностные отношения; социальные проблемы и способы их разрешения; определяет цели и средства деятельности государства и общественных организаций по поддержанию или преобразованию социальных отношений).

5. Прогностическая функция. (Это выдача соц-полит. прогнозов. Существует 2 вида прогнозов: краткосрочный или долгосрочный прогноз, изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. (до 1 года)

6. Гуманистическая (Н аправлена на воспитание личности).

7. Контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

8. Функция артикуляции и интеграции. (СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют функцию артикуляции различных общественных интересов и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы).

++++ Дополнительно:

Некоторые ученые выделяют такие функции СМИ, как:

1. Инновационная, проявляющаяся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности;

2. оперативная - обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций;

3. формирование общественного мнения.

Все функции полит-х СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику.

СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Ведь без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за рамки индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики, но через призму своего собственного видения политической реальности.

8. Законодательные документы, регулирующие правовые отношения в области политической журналистики.

Законодательные документы, регулирующие правовые отношения в области политической журналистики.(только конспект)
ФЗ "О СМИ" ст.4 - "Недопустимость злоупотребления массовой информацией" - оговаривается,что недопустимо разглашать сведения, составляющие государсвтенную или иную специально охраняемую законом тайну. Ст.38-39-40 - Право на получение информации, запрос информации.Ст.48-аккредитация.
ФЗ "О Гос.тайне". Гос. тайна- защищаемые государством сведения внешнеполитической,экономической,разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.
http://svr.gov.ru/svr_today/doc05.htm

ФЗ "О порядке освещения деятельности гос.власти в гос.СМИ"
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc..

9. Права и обязанности журналиста, занимающегося проблемами политики.

Осуществляя программу деятельности СМИ, журналисты имеют право получать информацию из любого источника, но, вместе с тем, они обязаны проверять достоверность сообщаемой информации, отказываться от данного им поручения, если оно связано с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций. Без наличия у журналиста высокой политической культуры это немыслимо. Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов эмоциональными приёмами спора и обвинениями. За те или иные нарушения журналист может быть привлечён к уголовной и других видов ответственности.
Обладая большими правами и возможностями, работники СМИ несут ответственность перед обществом, и злоупотребление свободой слова законодательно наказуемо практически во всех странах мира. Не допускается использование СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к насильственному свержению или изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или нетерпимости, распространение порнографии, в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний. Также запрещается и преследуется в соответствии с законом использование СМИ для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинства.
Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру членов общества. Здесь предполагается, прежде всего, правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческих интересов перед кастовыми, классовыми.
Гласность - это право знать обо всём, что происходит в стране и в мире, это право получать правду и право говорить правду, не опасаясь за последствия. Ее надо понимать и как право на собственное мнение, как залог социального прогресса.
Но рамки гласности также должны быть. И в качестве таковых, в идеале, выступают: объективность, истинность, достоверность, доказательность информации, базирующиеся на честности, порядочности, ответственности перед законом и обществом журналиста, автора того или иного выступления, гарантированное право на опровержение ложной информации.
Сегодня формируется принципиально новая структура СМИ, фактически легализованы, так называемые, неформальные, полулегальные издания самых различных политических направлений. Их издатели, редакторы имеют право официально зарегистрировать свои газеты, журналы, бюллетени.
Особо следует сказать об участии СМИ в формировании и реализации государственной внешней политики. Уходит в прошлое политика конфронтации, усилились международные контакты людей. В связи с этим, изменились сама сущность и тон освещения СМИ взаимоотношений между странами и народами:
1) информация стала более объективной и достоверной. Многочисленные материалы печати о "загнивающем" западе уступили место серьёзным публикациям, анализирующим реальное состояние жизни за рубежом; затухание длившейся десятилетиями "холодной" войны изменило сам подход к освещению международных проблем. Конфронтация уступила место поиску точек соприкосновения;
2) в СМИ появилось множество материалов, несущих положительный опыт работы зарубежных фирм, предприятий, организаций медицинского обслуживания. СМИ буквально открыли многим глаза на мир, раньше невидимый, укрытый от нашего человека идеологическим занавесом.
В нашем же демократическом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. СМИ, в данном случае, являются такими же компонентами политической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них, как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, и исполнительную и судебную характер. В чём это своеобразие? Прежде всего, в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие – мораль. Слово, звук, изображение, несущее сообщение, суждение, оценки - одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, партий или общественных организаций, правительства и т.д., зачастую оказывает более сильное и эффективное воздействие. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя.
Следовать данному принципу далеко не просто. К нему должны привыкнуть не только журналисты, которые должны обладать соответствующей политической культурой, но и само общество. А это, как показывает опыт, трудный и болезненный процесс. Специфические свойства журналистики, как деятельности, и СМИ, как института, предопределяют необходимость особого статуса журналистики и СМИ внутри политического процесса и его отдельных направлений. Очевидно также, что эффективность действий отдельного журналиста, редакционного коллектива в политическом процессе связано не только с творческим исполнением функции "подручного", но и с участием в качестве субъекта политической деятельности.

10. Базовые этические принципы политической журналистики.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста:

· Пресекать попытки давления со стороны государства.

· Журналист не обязан быть нейтральным, но должен опираться только на факты.

· Журналист не должен принимать ни денег, ни других вознаграждений за публикацию материала.

· Журналист должен противостоять экстремизму и ограничению гражданских свобод.

· Журналист не должен занимать должности в органах государственной власти, а также занимать руководящие позиции во власти.

Правила для журналистов газеты «Washington Post»:

· Мы всегда платим за себя сами и не ездим в командировки за чужой счет.

· Сотрудники обязаны докладывать о личных финансовых операциях редактору.

· Докладывать редакции о деловых и профессиональных связях родственников журналиста.

· Запрет на участие в политических акциях. (не рекомендуется).

«Новая этика» журналиста. Рекомендации.

Новая этика проистекает из неписаного закона, установленного между газетами и их читателями в свободном обществе: всякая статья и заметка в газете попали туда по соображениям, свободным от любого политического, коммерческого или некоммерческого давления.

1. Журналисты должны служить только своей газете и своим читателям.

2. Работа над каждой статьей должна быть честным поиском правды.

3. Нельзя поддаваться ни на какие уговоры напечатать что-нибудь.
Это относится не только ко взяткам или подаркам, но и к обещаниям отдать предпочтение но тому или иному поводу.

4. Журналисты не должны позволять рекламодателям влиять, прямо или косвенно, на содержание газеты.


5. Надо представлять статьи для визирования, одобрения или запрета кому-либо за пределами редакции.
6. Цитируйте всегда точно.
7. Не используйте свое положение для угроз или для получения привилегий.
8. Не обещайте "снять" статью в обмен на дружбу или услуги.

9. Не обманывайте людей ради получения от них информации. Репортер должен всегда честно представляться журналистом.

10. Не придумывайте и не улучшайте информацию.

11. Никогда не раскрывайте свои источники.
Массу информации журналисты получают при условии, что имя сообщившего никогда не станет известно. Хранить в тайне имена своих источников очень важно, особенно если вы имеете дело с властями, разъяренными утечкой ценной информации.

12. Всегда исправляйте свои ошибки.
13. Вы не должны получать личную выгоду от своих статей.

11. Основные формы поведения политического журналиста в СМИ.

12. Специфика качественной и массовой политической журналистики.

Исследователь политической журналистики Людмила Реснянская дает такое определение качественным СМИ: «Качественное издание предполагает особое отношение к действительности. Оно по-другому, если сравнивать с массовым изданием, вписывается в канву социальных отношений. Такое издание в первую очередь является инструментом информирования и анализа. Созданная им «картина мира» выдает беспристрастного наблюдателя, рационального критика, энергичного посредника между властью и обществом, коммуникатора, способного оперативно организовать информационный обмен между всеми социальными группами. «Повестка дня» формируется преимущественно из общезначимых проблем.
На первый план выходит аналитическая функция и функция информирования о событиях. В отношениях качественной газеты с ее читателем исключено менторство, отсутствует диспозиция «учитель-ученик» или «субъект-объект». За читателем закрепляется роль равноправного социального субъекта, участвующего в политической, экономической, культурной жизни страны. Информационное пространство качественного издания предназначено для общественного диалога, в котором допустимо свободное, но обязательно аргументированное высказывание всех участников. Поэтому в информационном пространстве качественного издания четко разделены факт, анализ и комментарий. Для такой газеты неприемлема ангажированность. Ее аудитория отличается высоким уровнем образования и высоким социальным статусом»

Высокий журналистский профессионализм сотрудников – одна из неназванных в свете своей трудноопределимости черт качественной газеты. В материалах о политике профессионализм журналиста становится особенно заметным и важным, поскольку требует, так сказать, «ролевой гигиены».
В такой важной сфере как политика журналисту отведена функция ретранслятора – связующего звена между политиком и гражданином, избирателем. «Коммуникативная задача адресата-ретранслятора заключается в получении сообщения и доведении его до действительного адресата». И в этой роли в условиях современной медийной (то есть опосредованной медиа) политики журналист – монополист. Вносимое им в силу того, что журналисты – люди, а люди не идеальны, вынужденное искажение передаваемого материала не перерастает в умышленное злоупотребление только благодаря конкуренции внутри самого журналистского сообщества. Однако вмешательство журналиста – по сути лишь посредника между субъектами политики – в политическую коммуникацию не объясняется только злым умыслом или невысоким профессионализмом журналиста-ретранслятора.

В свете сказанного, нужно признать, что ни одна качественная газета не может обойтись без политической тематики как основы собственной «повестки дня». А ежедневная качественная газета не может обойтись без нее вдвойне, поскольку нет такой сферы деятельности, которая бы была настолько информационно заряжена, чтобы заполнять сообщениями о себе по 8-10 газетных полос ежедневно. Политика на страницах прессы является, по сути, экстрактом политического дискурса, поскольку, будучи оформлена печатным словом, основой своей должна иметь речевой акт политического субъекта. Не соответствуя же этому принципу, ткань журналистского текста теряет свойства политического дискурса и должна быть рассмотрена как дискурс масс-медиа в чистом виде. Исключение становится речевой акт журналиста как квазисубъекта политического дискурса. В этом случае дискурс может быть признан политическим настолько же, насколько является дискурсом масс-медиа.
Все сказанное здесь о политике как общезначимой теме, без которой не может обойтись качественная ежедневная пресса, пожалуй, настолько очевидно, что и не требовало доказательств. Целью этих разъяснений является необходимость показать, насколько объективно важным является исследование политических полос качественной газеты, которая является эффективной и незаменимой с точки зрения организации общественного диалога.

13. Основные тенденции развития политической журналистики.

Политическая журналистика - деятельность по сбору, актуализации, систематизации и распространению политической информации посредством средств массовой информации, основными видами которых являются телевидение, радио, пресса (газеты, журналы) и интернет-СМИ, возникшие в связи с появлением новых информационных технологий.

Основными тенденциями современного этапа развития политической журналистики являются следующие: глобализация (мировые политические новости оперативно доходят до потребителя в самых удалённых частях планеты), независимость и плюрализм мнений (политические новости подаются объективно, они не имеют пристрастных комментариев и одна новость несёт за собой массу мнений с абсолютно противоположенными политическими взглядами) и использование современных технологий (создание СМИ в интернете).
Глобализация является одной из самых важных тенденций развития современной политической журналистики. С помощью оперативного глобального распространения информации, жители планеты не только узнают последние новости, но и участвуют в решении мировых проблем.
Итогами работы международных политических и общественных институтов в сфере распространения информации на протяжении последнего времени, начиная с конца ХХ века, стали следующие изменения:
1. Оперативность донесения информации посредством глобальных телекоммуникационных
систем в самые отдалённые населённые пункты (в основном это такие виды СМИ как телевидение и интернет-СМИ);
2. Открытый доступ к любым источникам информации, не содержащих государственную тайну;
3. Создание мировой юридической базы по защите свободы слова, печати и деятельности журналистов;
4. Развитие глобальных телекоммуникационных систем с традиционной формой распространения информации (телевидение, радио, пресса - газеты и журналы) и создание ресурсов новых форм журналистики (интернет-СМИ).
Анализируя современный этап развития политической журналистики несомненными остаются три вектора, определяющие движение журналистики в сфере политики.
Первый вектор - это глобализация информации. Открытость всех политических институтов гражданского общества в большинстве стран мира, а также применение современных компьютерных технологий способствуют глобальному распространению информации. Второй вектор - это независимость СМИ. Хотя сохраняется неравномерность развития свободы слова и печати в мире, в целом СМИ стали источниками объективной и правдивой информации.
Третий вектор - это использование последних технических средств в создании новых СМИ и конвергенции традиционных (сохранение своей традиционной формы распространения информации с одновременным размещением её в интернете причём с более оперативным обновлением и созданием новых сервисов для донесения до потребителя необходимой информации).
Все три вектора развития журналистики определяют становление обновление
политической медиасистемы.

14. Профессиональные методы деятельности политического журналиста.

15. Специальные методы политической журналистики.

16. Жанровые особенности политической журналистики в радио- и телеэфире.

17. Показатели эффективности журналистских материалов на политические темы.

18. Факторах формирования позитивного образа политической журналистики.

19. Манипулятивные технологии, используемые в СМИ и методы противодействия им.

СМИ становятся мощным рычагом манипулирования массовым сознанием и орудием создания стереотипов

Американский лингвист, философ, общественный деятель Ноам Хомский выделил несколько стратегий манипулирования с помощью СМИ, то есть систем управления массовым сознанием. Рассмотрим, на наш взгляд, наиболее действенные из них:

1) Отвлечение внимания общества от значимых вопросов, настоящих проблем, решаемых политической и экономической элитой, информацией незначительной;

2) Создание проблемы и предложение ее решения, т.е. искусственно создается ситуация, провоцирующая определенную реакцию аудитории, чтобы люди сами захотели ее решения;

3) Использование эмоционального аспекта, т.е. насыщение материалов, преимущественно, эмоциями, а не размышлениями, что должно блокировать рациональный анализ и критическое восприятие людей;

4) «Инфантильный тон», т.е. использование языка, аргументов, символов, интонаций, рассчитанных на детей;

5) Побуждение массы увлекаться посредственностью: засилье на нашем телевидении низкопробных программ, играющих на примитивных человеческих инстинктах и чувствах, развлекая телезрителя, подспудно, незаметно внедряет в его сознание мысль, что модно быть тупым, пошлым, невоспитанным.

Основной материал, с помощью которого СМИ могут манипулировать аудиторией, - информация. Но она есть только строительный материал, внешняя оболочка, в которую помещается истинное «послание» манипулятора аудитории. В зависимости от целей и задач, стоящих перед манипулятором, с информацией можно проделать следующие операции: 1) сфабриковать, выдавая за подлинную; 2)исказить путем неполной, односторонней ее подачи; 3) отредактировать, добавив различные домыслы, интерпретировать в выгодном свете; 4) утаить важную информацию; 5) сопровождать материал заголовками, не соответствующими содержанию текста; 6) приписать кому-либо заявления, которых он никогда не делал, неточно процитировать; 7) опубликовать правдивую информацию, когда она потеряла свою актуальность.

Заметить все эти «подводные камни» неподготовленной аудитории очень сложно, от того проще ей стать жертвой манипуляции.

Рассмотрим подробнее манипулятивные средства, используемые печатными СМИ. А.Цуладзе в своей работе останавливается на следующих:

· Фотография: именно на снимок читатель и обращает внимание прежде всего. Подбор фотографий зависит от целей создателя материала;

· Высказывания, цитаты: цитата, вырванная из текста и сопровожденная необходимым автору комментарием, может быть истолкована абсолютно произвольно;

· Сенсационность: газеты существуют благодаря сенсациям, которые завлекают читателя, поэтому едкие комментарии, статьи, карикатуры, выставляющие кого-либо (например, политика) в неприглядном свете, немедленно пускаются в ход;

· Заголовок: поскольку газеты чаще всего покупаются «на ходу», то покупатель ориентируется, прежде всего, на заголовки, не вчитываясь в содержание. Но когда начинает вчитываться, то понимает, что броский заголовок далеко не всегда соответствует содержанию, а скорее всего намного скромнее заявленной сенсации.

К выделенному Цуладзе перечню приемов добавим такие средства, как:

· Характер аргументации: в идеале любой журналист должен стремиться к объективному представлению информации. Но, преследуя свои цели, порой он прибегает только к односторонней аргументации (только «за» или только «против»), тем самым утаивая от аудитории противоположные тезисы и формируя у нее нужное отношение к описываемому факту.

· Метод семантического манипулирования: тщательный отбор слов, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации и таким образом влияющих на восприятие информации;

· Образные и стилистические средства: использование в тексте сниженной лексики, выражение иронии, сарказма, метафорические образы, аллюзии способны действовать на подсознание аудитории и влиять на ее восприятие фактов.

К этому списку можно добавить и манипуляции с опросами общественного мнения, являющимися порой лишь псевдонаучным отражением чьей-то идеологии, апеллирование к мнению авторитетного источника и др.

Манипулировать сознанием масс возможно путем создания и распространения стереотипов и мифов. Многие исследователи указывают на связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением.

20. Маркетинговые и немаркетинговые способы организации политического дискурса.

21. Информационные кампании и информационные войны, их отражение в СМИ.

существует множество аргументированных концепций информационной войны и отсутствует общепринятое определение обозначенного понятия.
- психологическая парадигма - информационная война понимается как латентное воздействие информации на индивидуальное, групповое и массовое сознание при помощи методов пропаганды, дезинформации, манипулирования с целью формирования новых взглядов на социально-политическую организацию общества через изменение ценностных ориентаций и базовых установок личности.
- социально-коммуникативном аспекте информационных войн. Данной трактовки придерживаются, например, М. Ю. Павлютенкова и Д. А. Швец, согласно мнению которых, информационная война представляет собой коммуникативную технологию, преследующую цель достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии.
В русле аналогичной логики рассуждений М. А. Родионов и В. С. Пирумов видят в информационной войне форму борьбы сторон, состоящую в использовании специальных средств и методов влияния на чужие информационные ресурсы при защите собственного информационного капитала. Ее содержанием является ведение разведывательных и политико-психологических действий по отношению к противнику.
- Интегративная теория информационной войны принадлежит Г. Г. Почепцову. Автор осмысливает данное явление с точки зрения public relations и обозначает его как несанкционированную работу в чужом информационном пространстве. При этом подробно рассматриваются различные аспекты эффективного информационного воздействия, в центр исследовательского внимания ставятся приемы и способы влияния на поведение социальных групп. Субъектом информационных войн в понимании Г. Г. Почепцова выступают общности людей - нации, государства, коллективы компаний, объектом является массовое сознание

- В контексте современных геополитических процессов рассматривает поднятую проблематику И. А. Михальченко. Исследователь отстаивает позицию, согласно которой информационная война представляет собой целостную технологию, направленную на достижение гуманитарного порабощения одних групп людей другими. Она является продуктом постиндустриального общества и обусловлена невозможностью глобальных вооруженных конфликтов, которые могут уничтожить планету
- Сквозь призму военно-стратегического направления рассматривают информационную войну
Дж. Аркилл, Д. Ронфельдт и Дж. Дериан. Для них это вид военного конфликта, выступающего либо самостоятельной формой, либо частью расширенного набора военных действий, образующих сетевые и кибервойны. Вероятность доминирования в данном случае обеспечивается за счет компьютеризации военной техники и формирования сетевой организации вооруженных сил. Предполагается применение электронных технологий, автоматических устройств, заменяющих человека в боевых ситуациях. Кроме того, признается необходимым разрушение информационных систем противника, влекущее неспособность контрагента получать, обрабатывать и использовать необходимые сведения.

В целом масс-медиа обладает двумя существенными возможностями влияния: отбор новостей и изменение значимости новостей. В результате нечто может быть скрыто или ему можно поменять его статус. Если же сообщение от оппонента поступает, то в работе с ним присутствует ряд приемов, среди которых можно назвать следующие:
1. Попытка описать данное действие иным способом, который носит более благоприятный характер.
2. Попытка перевести акцент на другое действие, при этом общественное внимание уводится в сторону.
3. Попытка акцентировать негатив противника (по типу "сам дурак").
4. Эти процессы можно представить в следующем виде.
(Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000. 576 с.)
Информационная война парадоксальна: она ведется с помощью манипулирования знаниями, охватывает СМИ, влияет на образование и разрушает традиционные "старые" культуры.

Эта война ведется в режиме "все против всех", в ней не бывает союзников, побежденный теряет свои позиции навсегда. Небольшая группа людей, владеющих приемами ведения сражений, может идеологически или психологически поработить социальные группы или целые страны. При сверхмалом сроке реализации военных действий, а это занимает иногда доли секунды, нет возможности немедленно противодействовать агрессии.

Целями информационной войны могут быть:

- нанесение урона имиджу противоположной страны – создание из него образа врага;

- дискредитация руководства противоположной страны;

- деморализация личного состава вооруженных сил и мирного населения другой страны;

- создание общественного мнения, как внутри страны, так и за ее пределами, для аргументации и оправдания возможных силовых действий в будущем;

- противодействие геополитическим амбициям противоположной стороны и т.д.

++++ в этом вопросе можно говорить о манипулятивных технологиях

22. Общественно-политические СМИ на медиарынке Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург – один из городов, определяющих развитие медиапространства страны. В сравнении с другими региональными центрами для печатного рынка Северной столицы характерны более высокие количественные и качественные показатели. При этом проблемы местных печатных СМИ, по сути, те же, что и в других «миллионниках».

В Санкт-Петербурге выпускается более 100 газет и 150-ти журналов. Разовый тираж газет — около 10 млн. экз., журналов — свыше 7 млн. экземпляров. Годовой объём реализации периодической печатной продукции в городе — 185 млн. экз.: 132 млн. экз. — реализация в розницу и 53 млн. экз. — по подписке.

Деловые газеты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: