Современная организационная парадигма

Современная организационная парадигма связана с интеграцией областей человеческой деятельности, в том числе сближение теории организации, теории систем, теории управления (кибернетики), синергетики.

Теория систем изучает сущность целостности и системности, свойства целого и его частей, т. е. организацию некоторого устойчивого объекта, целостность которого является системой.

Кибернетика изучает проблемы формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы произвольной природы, т. е. достижения определенного уровня ее организации.

Синергетика изучает механизмы взаимодействия элементов системы в процессе ее самоорганизации и саморазвития.

Управление современным предприятием требует новой концепции организации. Внимание менеджмента переключается с управления трудовым процессом на передачу исполнительско-технологических функций и функций логического автоматизма от человека машине (рис. 2.1 ДМ). Изменения во внешней среде выявляют ограниченность возможностей функционального подхода к управлению деловыми организациями. Например, очень часто стоимость результата оказывается меньше стоимости затрат, необходимых для достижения этого результата в силу издержек согласующих и разрешительных процедур в иерархической структуре.

В настоящее время организация рассматривается как совокупность различных потоков работ - бизнес-процессов. Она представляется как динамическая система с входами и выходами. Внешние входы и выходы, обеспечивая связь с внешней средой, определяют границы основных бизнес-процессов (бизнес-процессы первого порядка). Внутри организации должны существовать потоки работ, обеспечивающие основные бизнес-процессы (бизнес-процессы второго, третьего и т.д. порядка). Они имеют свои границы, входы и выходы. Содержание основных и вспомогательных бизнес-процессов определяется содержанием проблем, решаемых организацией, а сама организация превращается в систему принятия решений.

Рис. 2.1. Влияние автоматизации на формирование новой концепции организации

1 – Планирование. 2 – Контроль. 3 – Координирование. 4 – Мотивирование.

Структура бизнес-потоков постоянно меняется. Функционирование каждого элемента бизнес-потока обеспечивается группой специалистов, которые в зависимости от характера решаемых проблем могут существовать продолжительное время, или более короткий срок, чтобы затем их члены включились в новые потоки работ.

На смену традиционным подразделениям организации приходят динамичные команды специалистов, не обязательно находящиеся на одной территории, но обязательно имеющие эффективные коммуникации. Так, в ряде случаев сотрудники могут работать, находясь дома у своего персонального компьютера или даже перемещаться, имея мобильные средства связи.

Концепция управления бизнес-процессами менее поддаётся формализации и регламентации. Конкретные рекомендации уступают место потенциальной готовности решать принципиально новые задачи. Смысл управления заключается в эффективной реакции организации на запросы внешней и внутренней среды в условиях полной свободы от стереотипов.

Предпосылками реализации управления на основе бизнес-процессов являются:

- понимание сотрудниками потока работ, своей роли и уровня ответственности;

- представление сотрудникам максимальной свободы действий;

- высокий уровень организационной и гражданской культуры;

- надёжные и эффективные связи на границах элементов бизнес-процесса;

- обмен информацией в реальном масштабе времени;

- возможность перегруппировки элементов бизнес-процесса, если того требуют интересы организации при решении определённой проблемы (подвижность границ субпроцессов);

- способность работников решать широкий круг задач;

- освобождение от управленческих стереотипов;

- нестандартное, творческое мышление работников;

- инициатива и импровизация вместо исполнительности;

- сильная и гарантированная мотивация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: