Определение тоталитарной секты или деструктивного культа и их критерии

“Деструктивный культ — это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая, представитель последних — “Гербалайф”), практикующая обманную вербовку и прибегающая к использованию контроля сознания для сохранения своих адептов зависимыми и покорными доктрине и лидерам, которые, пользуясь психической и духовной (и всякой другой: медицинской, коммерческой, политической и т.п.) неосведомленностью и неопытностью многих людей, целенаправленно (стремясь к незаконному обогащению и незаконной власти) их обманывают и привязывают к себе, всячески сохраняя и усиливая состояния невежественности, неинформированности и формируя неестественные, противозаконные состояния зависимости у самих адептов”[54].

Сторонники этой теории полагают, что понятия тоталитарная секта или деструктивный культ являются синонимами. В одном из самых распространенных определений прямо говорится, что “тоталитарными сектами, или деструктивными культами, называются секты, нарушающие права своих членов и наносящие им вред путем использования определенной методики, называющейся “контролирование сознания”, для чего используются ограничения в пище и сне[55].

Определение “тоталитарной секты” производят от латинского слова “totalis” — полный, всеобщий, целый, всеобъемлющий. В обычном понимании он применяется “для характеристики политического режима, подавляющего всякую свободу. В применении к секте наименование “тоталитарная” означает захватывающего всего человека, его личность, контролирующая и направляющая все его поведение, все мысли и чувства”[56]. Но сами же приверженцы этой теории отмечают, что “различать религиозные объединения по той мере, в которой элемент тоталитарности там культивируется, очень трудно”[57].

Тоталитарная теория ошибочно рассматривает широко известные элементы общерелигиозной практики, такие как ограничение в пище, в сне, в быту, молитвенные обращение к Божеству, “изменение сознания”, наличие иерархических структур, коммерческую деятельность, использование СМИ для своей пропаганды и т.п., в качестве показателей принадлежности группы к “тоталитарным сектам” и наличия в них технологий “изменения сознания”.

В средине 90-х отдельные некоторые сторонники теории тоталитарных сект утверждали, что “тоталитарность сект определяется не их верованиями, а их методами деятельности”. Они рассматривали религиозную практику и методы обращения в секту в отрыве от учения сект, а в качестве одного из важнейших критериев тоталитарности считали нарушение в них прав человека. Но во второй половине 90-х под влиянием критики они признали, что определение тоталитарной секты, где критерием принадлежности к ней названы права человека и другие вышеперечисленные признаки, рассчитано на светскую публику и властей, не понимающих и не принимающих богословских доводов для оценки сектантской опасности. С тех пор не отрицается связь образа жизни и преступлений сектантов с их учением. Поэтому ими для церковного употребления была предложена другая формулировка определения тоталитарной секты.

На Первом Миссионерском съезде, состоявшемся в 1997 году, был зачитан доклад “Типология сектантства и методы антисектантской деятельности Русской Православной Церкви”, в котором даны отличия сект от религии и от Церкви. В качестве критерия сектантства предлагается использовать “традиционность той или иной религии”, при чем “традиционность” употребляется в данном случае в значении древности религии. На этом основании все религиозные группы, возникшие в XIX веке, стали рассматриваться как деструктивные культы. Кроме того, отмечается, что “критериями тут может быть наличие контроля над сознанием, подавление личности адепта организацией, информационная блокада, разрыв родственных и дружественных связей, обман или сокрытие части важной информации при вербовке, наличие секретных вероучений и тайных уровней посвящения и т.п. Но, наверное главный из этих критериев — “гуруизм”[58].

В то же время утверждалось, что сектой является “(религиозная) организация, находящаяся вне Церкви и активно ей противоборствующая. Тут следует пояснить, — заявляют сторонники тоталитарной теории, — два момента: во-первых, следуя словам свт. Феофана Затворника, мы, знаем, где есть Церковь, но нам не дано знать, где ее нет”, то есть, четких границ Церкви никто не может провести. “Во-вторых, одна и та же организация может в одном месте не быть сектой, а в другом быть ею. Скажем буддисты в Гималаях безусловно традиционная религия, но буддисткие группировки занимающиеся прозелетизмом на улицах российских городов имеют вполне сектантский характер...”. Но в дальнейшем этот критерий был пересмотрен. Согласно уточненному варианту сектой не являются религии, существовавшие до христианства, но возникшие на их базе группы “пытающиеся в западном мире возродить неевангельскую религиозность” и утверждающие себя в полемике с христианством[59]. Наконец, вводится “дополнительный критерий: совместимость той или иной религиозной организации с культурной традицией страны” пребывания[60].

Таким образом, если обобщить, то признаками принадлежности к тоталитарным сектам считаются: время возникновения, “неевангельская религиозность”, совместимость той или иной религиозной организации с культурной традицией страны” пребывания, гуруизм, наличие организационной структуры, методов вербовки и удержания в секте, “эзотерический разрыв”.

Рассмотрим более подробно эти критерии.

XX век — как время возникновения тоталитарных сект.
Несостоятельность этого мнения.

Приступая к анализу тоталитарной теории, следует учесть, что, судя по некоторым публикациям, она еще окончательно не установилась и внутренне противоречива. Право на ее существование выводят из предположения, будто бы в XX веке произошло некое качественное изменение в сектантстве, так как появилось “такое не существовавшее ранее понятие как тоталитаризм”. Вначале тоталитаризм “явил себя в политической ипостаси, а затем возникли и религиозные секты”, именуемые тоталитарными. “В XX веке у них появилось нечто новое; систематическое использование психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения”. Кроме того, при вербовке новых и удержание всех в секте применяется обман и конфессиональная анонимность, гипноз, кодирование и других средства[61]. Также отмечается, что эти новейшие технологии контролирования сознания “раньше попросту еще не были изобретены. При современных скоростях передвижения, технологических новшествах, обилии информации и умении манипулировать ею контролирование сознания принимает массовый и тоталитарный характер, что ранее было попросту недостижимо”[62]. Другими словами, утверждается, что мы имеем дело с некой новой реальностью в развитии сект, ранее Церкви неизвестной.

В начале 90-х считали, что тоталитарные секты появились во второй половине XX века. Но после критичных замечаний о неисторичности этой теории и ее несостоятельности[63], дата появления сект уже не указывается, лишь говорится о том, что вероятно, предтечами современных тоталитарных сект следует считать мормонов и иеговистов[64]. Если допустить эту идею, то получается, что религиозный тоталитаризм предшествовал политическому. Следовательно, вышеприведенное утверждение о политическом тоталитаризме как причине тоталитаризма религиозного неубедительно.

Внесенные поправки о времени появления тоталитарных сект не снимают историко-богословские просчеты этой теории, составляющие ее принципиальные недостатки. Мормоны и иеговисты, которые по классификации тоталитарной теории относятся к наиболее радикальным сектам, возникли еще в XIX веке. При чем, степень их тоталитарности в первые десятилетия их существования намного превосходит современные показатели. Так, у мормонов многоженство, откровение о котором, как они сами говорят, было 12 июля 1843 года, рассматривалось как важнейшее условие, дающее им возможность “быть богами и слава, и честь их будут простираться от вечности и вечности... и все должно преклониться перед ними... Таким людям прощаются все роды преступлений, за исключением убийств, в “которых они пролили кровь невинных”, и богохульство против Святого Духа”. По этому пророчеству основателю мормонизма Иосифу Смиту даровалась власть “отбирать жен у виновных и отдавать их хорошим людям”. Тем женам, которые не дозволяли своим мужьям брать других жен, угрожали строгими наказаниями[65]. Чтобы пресечь многоженство правительству США пришлось пригрозить мормонам роспуском и лишением имущества. Поэтому в 1890 году полигамия как практика церкви мормонов была официально упразднена[66].

Известны мормоны и своими преступлениями. В 1857 году руководитель мормонов Брайем Янг приказал епископу Джону Ли уничтожить более ста иммигрантов-немормонов[67].

Но подобные секты существовали еще задолго до XX века. Такими можно считать многочисленные группы анабаптистов. Одним из видных их лидеров был Иоанн Лейденский (Бокельсон), упразднивший в захваченном им в 1532 году городе Мюнстере все гражданские законы, учредивший в нем свою диктатуру и введший полигамию. Подобных примеров в истории множество (более подробно об этом будет сказано ниже).

Первоначальная датировка возникновения тоталитарных сект не случайна и поясняет, почему они появились во второй половине XX века. Известно, что на Западе с XVIII века с эпохи Просвещения идет процесс движения вспять от ценностей христианства к языческой этике и языческому миросозерцанию, ставящему человека в центре вселенной и рассматривающему этого падшего человека мерой всех вещей. В результате права человека провозглашены в качестве мировоззренческого стандарта и поставлены выше христианских ценностей. Торжество идей языческого происхождения закреплено во “Всеобщей Декларации прав человека” в 1948 году[68]. Согласно этой Декларации религия объявляется частным делом каждого, главное, чтобы он признавал “общечеловеческие” ценности. Если кто-либо их не признает, то он рассматривается как деструктивный элемент в обществе. Таким образом, мы имеем дело не с появлением новой религиозной реальности — тоталитарных сект, а с изменениями в системе “общечеловеческих ценностей”. Согласно новой шкале ценностей практически все секты, в том числе и возникшие до XX века, превращаются в тоталитарные.

Итак, тоталитарная теория представляет собою взгляд западного человека на деятельность сект в XIX–XX веках сквозь призму современного представления об общечеловеческих ценностях. Следовательно, тоталитарная теория несостоятельна с исторической точки зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: