Тема 4.4 Социально-педагогические возможности микрорайона и их использование в работе с детьми и подростками
Социально-педагогическая характеристика, тип и воспитательные возможности микрорайона. Паспорт микрорайона. Подросток в микрорайоне школы.
Подростковые субкультуры. Организация эффективной жизнедеятельности социальных групп в микросоциуме.
Социально-педагогическая характеристика, тип и воспитательные возможности микрорайона. Паспорт микрорайона. Подросток в микрорайоне школы.
Как показывает опыт, повышение эффективности воспитательной работы по месту жительства возможно при соблюдении ряда условий, прежде всего, таких как:
- достигнуто взаимодействие школы с другими социальными институтами и различными категориями воспитателей по месту жительства (т.е. установлена действующая связь между педколлективом, родительским комитетом школы и советом общественности микрорайона, внешкольными и культурно-просветительными учреждениями, общественными детскими и молодежными организациями, инспекцией по делам несовершеннолетних и т.д.);
|
|
- усилено внимание всех социальных институтов к семье, к проблемам семейного воспитания;
- осуществляется педагогическое обеспечение всей работы в микрорайоне со стороны педколлектива школы;
- активизирована в микрорайоне воспитательная деятельность родительской общественности;
- обеспечена возможность для организации работы в микрорайоне, созданы условия для развития учащихся в свободное время (общественно-полезной, культурно-досуговой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной).
Несомненно, этому способствуют: внешкольные учреждения; усилия общественных организаций шествующих трудовых коллективов (комиссии по содействию семье и школе и т.п.); укрепление материально-технической базы микрорайона; педагогическое руководство и контроль за деятельностью учащихся во внеурочное время со стороны учителей школ, связь школы с внешкольными учреждениями и связь учителей школ с руководителями кружков, секций, объединений вне школы; расширение деятельности общественных детских объединений, организаций в образовательных учреждениях; работа с родителями, детьми по информированию о тех возможностях, которые имеются в микрорайоне и в целом для развития деятельности детей и подростков в свободное время; анализ интересов школьников к различным видам деятельности, изучение уровня развития детей и подростков.
В связи с этим возникают следующие функции по воспитанию учащихся в микрорайоне:
- изучение особенностей микрорайона;
|
|
- организация работы объединений, организаций школьников в школе и по месту жительства;
- разработку единого плана воспитательной работы в микрорайоне;
- подготовку старшеклассников к работе с детьми младшего возраста в школах и в микрорайоне;
- знание, поиск новых методов организации, планирования, управления работы классными руководителями, организаторами, социальными педагогами, психологами.
Изучение же интересов, потребностей детей и подростков в сфере свободного времени является важным при формировании единого воспитательного пространства социума, учебного учреждения.
Для решения проблемы взаимоотношений личности ребенка и микросоциума необходимо прежде всего знать:
- каков он, школьник?
- какова картина его отношений с микросоциумом?
- какие возможности и факторы микросоциума оказывают на развитие личности школьника наиболее существенное влияние?