Методы управления

Метод управления - совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления посредством своей дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели.

Виды методов управления:

1. Детерминированный метод управления (рис. 5.2 ДМ).

Рис. 5.2. Детерминированный метод управления

Применение детерминированного метода в организации подразумевает целеполагание - на основе выявленной цели разрабатывается программа действий (план), затем создается и включа-ется в действие механизм реализации намеченной программы, оценивают полученные результаты.

Обратная связь обеспечивает строгое соответствие поведения системы разработанной программе. Назначение обратной связи - выявить отклонения объекта управления и привести его в запланированное состояние. В детерминированном методе управления план выступает как критерий результатов функционирования системы, обратная связь обеспечивает условия воздействия на исполнительное звено при отклонении от программы.

Достоинства детерминированного метода - простота и эффективность в условиях постоянства состояний внешней среды. Область применения метода в менеджменте - организации бюрократического типа.

Недостатки детерминированного метода - жесткость, невозможность перестройки при изменениях внешней среды, которые ведут к противоречию между планом и целью функционирования организации.

2. Программно-целевой метод управления. Главное отличие - более развит механизм обратной связи, обеспечивающий не только корректировку поведения системы, но и корректировку самой программы для достижения поставленной цели. Данная корректировка обеспечивает достижение поставленной цели оптимальным образом в условиях постоянно изменяющейся внешней обстановки с учетом непредвиденных внутренних изменений.

Главным критерием для программно-целевого метода является цель, а не план (рис. 5.3 ДМ).

Рис. 5.3. Программно-целевой метод управления

Более развитый механизм обратной связи обеспечивает гибкость управления. Он содержит две петли обратной связи. Первая обеспечивает корректировку поведения системы в случае ее отклонения от заданного планом состояния, если план не противоречит цели. Вторая предназначена для изменения плана в том случае, если в процессе функционирования организации придет в противоречие с целью организации. Механизм обратной связи обеспечивает фиксацию отклонений и формирование соответствующих управляющих воздействий, а также более сложные действия по анализу обстоятельств, способствующих возникновению этих отклонений.

Метод характерен для организаций органического типа. Он сложнее в реализации, более емок информационно, предполагает применение нестандартных организационных структур. В динамичных рыночных условиях эти обстоятельства обеспечивают его эффективность.

3. Ценностно-ориентированный метод управления (рис. 5.4 ДМ).

Рис. 5.4. Ценностно-ориентированный метод

Механизм обратной связи содержит три петли, обеспечивающие корректировку поведения системы управления в соответствии с разработанной программой, корректировку программы (плана) на основе поставленной цели и ее изменение.

Метод предполагает возможности изменения плана и цели. Цель – внутренний побуждаю-щий мотив, система ценностей - определяющий фактор целеполагания. Система ценностей выступает как основа целеполагания, как глобальный критерий управления. Ценностно-ориентированный метод управления включает программно-целевой и детерминированный подходы (второй - частный случай первого).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: