Подход к взаимодействию в концепции «символического интеракционизма»

Это направление связано с именем Г. Мида, который дал направле­нию и имя — «символический интеракционизм». Выясняя со­циальную природу человеческого «Я», Мид вслед за В. Джем­сом пришел к выводу, что в становлении этого «Я» решающую роль играет взаимодействие. Мид использовал также идею Ч. Кули о так называемом «зеркальном Я», где личность понимается как сумма психических реакций человека на мнения окружающих. Однако у Мида вопрос решается значительно сложнее. Становле­ние «Я» происходит действительно в ситуациях взаимодействия, но не потому, что люди есть простые реакции на мнения других, а потому, что в этих ситуациях формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совмест­но с ними. Моделью таких ситуаций является игра, которая у Мида выступает в двух формах: play и game. В игре человек выби­рает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он воспринимается этим «значимым другим». В соот­ветствии с этим у человека формируется и представление о себе самом, о своем «Я». Вслед за В. Джемсом Мид разделяет это «Я» на два начала (здесь за неимением адекватных русских терминов мы сохраняем их английское наименование), «I» и «те». «I» -это импульсивная творческая сторона «Я», непосредственный от­вет на требование ситуации; «те» -- это рефлексия «I», своего рода норма, контролирующая действия «I» от имени других, это усвоение личностью отношений, которые складываются в си­туации взаимодействия и которые требуют сообразовываться с ними. Постоянная рефлексия «I» при помощи «те» необходи­ма для зрелой личности, ибо именно она способствует адекват­ному восприятию личностью себя самой и своих собственных действий.

Таким образом, центральная мысль интеракционистской кон­цепции состоит в том, что личность формируется во взаимодей­ствии с другими личностями, и механизмом этого процесса явля­ется установление контроля действий личности теми представле­ниями о ней, которые складываются у окружающих. Несмотря на важность постановки такой проблемы, в теории Мида содер­жатся существенные просчеты.

Критика: Главными из них являются два. Во-первых, непропорционально большое значение уделяется в этой концепции роли символов. Вся обрисованная выше канва взаимодействия детерминируется системой символов, т.е. поведе­ние человека в ситуациях взаимодействия в конечном счете обу­словлено символической интерпретацией этих ситуаций. Человек предстает как существо, обитающее в мире символов, включен­ное в знаковые ситуации. И хотя в известной степени с этим ут­верждением можно согласиться, поскольку в определенной мере общество действительно регулирует действия личностей при помощи символов, излишняя категоричность Мида приводит к тому, что вся совокупность социальных отношений, культуры — все сводится только к символам. Отсюда вытекает и второй важ­ный просчет концепции символического интеракционизма — ин­терактивный аспект общения здесь вновь отрывается от содержа­ния деятельности, вследствие чего все богатство макросоциальных отношений личности по существу игнорируется.

Структурные параметры м/л взаимод.: дистанция (социометрия, цвет тест Люшера, семантический дифференциал Осгуда); валентность отношений (Люшер, социометрия, методика Бёлза); позиции партнеров (рисунок №Моя семья», Рене Жиль, методика Лири); степень знакомства (Осгуд, Рене Жиль).

Наиболее яркий пример: конфликт – это обострение отношений, когда позиции и цели сторон являются несовместимыми.

Структура конфликта:

стороны конфликта; ситуация в которой разворачивается конфликт; образы конфликтной ситуации; действия участников конфликта; исходы.

Динамика развития:

1.Возникновение конфликтной ситуации; 2.Осознание конфликтной ситуации; 3.Конфликтные действия, стратегии поведения; 4.Разрешение конфликта.

Функции конфликта: конструктивная;деструктивная.

Типологии конфликтов:

- по характеристике участников

межличностные; межгрупповой; личность и группа; внутриличностный

- по характеру протекания: явные; прогрессирующие; привычные; латентные

- по степени осознанности

1.потенциальные (субъективно не воспринимается как конфликт, а объективно основания есть)

2.адекватнопонятый

3.неадекватнопонятый (переоценка или недооценка ситуации)

4.ложный (объективных оснований для конфликта нет, но субъективно ситуация воспринимается как конфликтная)

Способы работы с конфликтом:

1.прямые методы (непосредственно со сложившейся ситуацией)

«+» момент: снимает конфликтное взаимодействие, рекомендуется для производственных решений

«-» момент: малоэффективен для внутренних и близких межличностных конфликтов.

2.косвенные методы (процедуры, которые используются в консультировании не направленные в прямую на конфликтную ситуацию



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow