Необходимость формирования Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года

Для создания инфраструктурной основы социально-экономического развития страны и повышения глобальной конкурентоспособности транспортной системы и экономики России в целом необходима реализация долгосрочной государственной политики опережающего развития и модернизации железнодорожного транспорта и продолжение формирования необходимой нормативной базы.

Эта важнейшая для развития государства задача поставлена Президентом страны В.В.Путиным в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации (Перечень поручений от 28 апреля 2007 г. № Пр-713) и ряде других поручений по развитию железнодорожного транспорта в различных регионах России (по Уральскому федеральному округу – поручение Президента Российской Федерации В.В.Путина от 10 июня 2005 года №Пр-974 (п.1), по Дальневосточному – протокол совещания Совета Безопасности, утвержденный Президентом Российской Федерации В.В.Путиным от 26 января 2007 года).

Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года (приказ Министра транспорта Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 45) определены основные цели, определяющие дальнейшее развитие железнодорожного транспорта.

Целями Транспортной стратегии определено:

- развитие современной, развитой и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике;

- повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

- повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;

- повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

- улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе.

Транспортная стратегия реализуется через среднесрочную федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 гг.)», утвержденную Правительством Российской Федерации. Подпрограммы «Железнодорожный транспорт» и «Развитие экспорта транспортных услуг» (постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. №848 и от 31 мая 2006 г. №338) не обеспечивают комплексного подхода к проблемам развития железнодорожного транспорта на долгосрочную перспективу до 2030 года.

Стратегическая программа до 2010 года и основные направления развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года (одобрена решением правления ОАО «РЖД» 27 июля 2006 года) является внутрикорпоративным документом и не охватывает проблем развития железнодорожной отрасли в целом. Кроме того, горизонт планирования в этом документе ограничен 2015 годом.

В качестве технико-экономической основы модернизации и развития железнодорожного транспорта в рамках корпоративной стратегической программы разработана Генеральная схема развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» на периоды до 2010 и 2015 годов по наиболее перспективным направлениям. Однако она также носит внутрикорпоративный характер и требуемые для ее реализации внешние инвестиции не подтверждены реальными источниками.

Долгосрочность задач развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации определяется:

- необходимостью обеспечения опережающего развития сети железных дорог, как основы долгосрочного развития отраслей экономики и регионов;

- значительной продолжительностью (порядка 20 лет) периода проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию и выхода на проектную мощность объектов железнодорожной инфраструктуры;

- масштабами работ по коренной модернизации железнодорожного машиностроения и выхода российских предприятий на соответствие мировому уровню железнодорожной техники, обеспечивающей эффективность и конкурентоспособность российской транспортной сети.

Это обуславливает необходимость дальнейшего развития нормативной базы, обеспечение системного решения вопросов и расширения горизонтов планирования целевого состояния железнодорожного транспорта.

Таким образом, разработка стратегического программного документа, отражающего перспективы развития сети российских железных дорог до 2030 года, является необходимой задачей для сбалансированного и эффективного развития железнодорожного транспорта России в интересах устойчивого обеспечения растущих транспортных потребностей экономики и населения страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: