Понятие экономической и производственной стратегий предприятия и их основные составляющие

Под производственной стратегией принято понимать набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основопола­гающие цели развития той или иной системы.

Стратегия экономического управления или экономическая стратегия:

а) вырабатывает правила иприемы, обеспечивающие экономически эффективное достижение стратегических целей;

б) вырабатывает правила иприемы достижения стратегических целей, базирующиеся на возбуждении заинтересованно­сти всех участников процесса разработки иреализации стратегических программ в эффективном достижении этих целей.

Иначе говоря, экономическая стратегия предполагает эф­фективное достижение целей экономическими методами и сред­ствами.

Экономическая стратегия предприятия реализуется его подразделениями. В этой связи логично предположить, что каждое из них будет разрабатывать свою стратегию.

Стратегия производства разрабатывается на основе эко­номической стратегии предприятия, поэтому она включает теже элементы ифакторы, но конкретизированные для каждого структурного подразделения предприятия.

Экономическая стратегия предприятия включает в себя сле­дующие элементы:

1.Системацелей - главное предназначение предприятия, его общие испецифические цели, ранжированные с учетом возможных сроков и последовательности их реализации. При­нимая то или иное стратегическое решение, в частности вы­бирая ту или иную цель стратегического характера, предпри­ниматель должен оценить, не отразится ли его выбор отрицательно на других целях, отражающих интересы других субъектов рынка и могущих принести ему в стратегической перспективе определенный эффект. Выбор стратегической цели всегда связан с определением альтернатив, то есть с оценкой того, чем нужно и можно пожертвовать, чтобы дос­тичь этой цели.

2. Приоритеты в распределенииресурсов. Поскольку ресурсы предприятия всегда ограничены, предприниматель должен определить, достижение каких целей обеспечит наибольшую продуктивность использования этих ресурсов, то есть обеспе­чит ему конкурентные преимущества.

3. Правила осуществления тех или иных управленческих действий.Чаще всего они предназначаются для оценки деятель­ности предприятия в настоящем и будущем; для регламентации отношений внутри предприятия; для выполнения отдельных операций; для регулирования контактов с внешней средой, например, при ведении переговоров с партнерами.

Выработка экономической стратегии завершается опреде­лением общих направлений деятельности предприятия, про­движение по которым обеспечивает достижение его целей, расширение и укрепление позиций. Эти направления в даль­нейшем конкретизируются в различного рода проектах и программах, текущих планах производства и практических дейст­виях, нацеленных на реализацию стратегии.

Разработка стратегии - процесс длительный и трудоемкий, по­этому ее пересмотр возможен раз внесколько лет, в связи с чем она формулируется вдостаточно общих выражениях, чтобы по возможности предусмотреть различного рода неожиданности.




double arrow
Сейчас читают про: