На изучение данной темы отводится - 2 часа, в том числе на лекцию - 2 часа.
В ходе занятия со студентами отработать:
- методику работы командира взвода по организации и проведении индивидуально-воспитательной работы во взводе.
Введение
Индивидуальная воспитательная работа — это систематическое и целенаправленное воздействие командира (начальника) на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащего с учетом возрастных, социальных, психологических и других особенностей, условий службы, быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению воинского долга.
Проведение индивидуальной воспитательной работы является одной из основных уставных обязанностей всех категорий командиров (начальников) и офицеров воспитательных структур воинских частей.
Каков процесс изучения личностных качеств и особенностей военнослужащего? Какова методика выбора способов, приемов и средств воздействия на подчиненного с целью совершенствования его личностных качеств, воинского мастерства? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с индивидуально воспитательной работой, излагаются в данных рекомендациях.
|
|
Первый учебный вопрос: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЧАСТИ.
Основные обязанности командира (начальника) по организации индивидуальной воспитательной работы можно сформулировать следующем образом:
— уяснить требования к личности каждого подчиненного в соответствии с должностным предназначением;
— целенаправленно изучать индивидуальные особенности каждого подчиненного со дня его прибытия в подразделение;
— планировать индивидуальную воспитательную работу с каждым военнослужащим, исходя из знания индивидуальных особенностей подчиненных, положения дел в подразделении и специфики решаемых задач;
— ставить конкретные задачи соответствующим командирам (начальникам) по организации и непосредственному проведению индивидуальной воспитательной работы с подчиненными, рекомендовать им наиболее эффективные приемы и способы воспитательного воздействия на подчиненных, оказывать необходимую методическую помощь в вопросах совершенствования управленческой культуры;
— обучать отдельных командиров методике организации и проведения индивидуальной воспитательной работы;
— стимулировать инициативу, творчество и усердие командиров при проведении индивидуальной воспитательной работы, использовать для этого материальные и моральные поощрения;
— изучать и распространять наиболее интересный, заслуживающий внимания и одобрения опыт воспитательной деятельности, деятельность других воспитателей, принимать оперативные меры по устранению выявленных недостатков и просчетов в индивидуальной воспитательной работе.
|
|
Специальные планы индивидуально воспитательной работы не составляются. Основные организационные мероприятия отражаются в плане воспитательной работы с личным составом батальона на месяц, а также в личных планах офицеров-руководителей, которые обычно составляются на неделю, день.
Структурно содержание индивидуально воспитательной работы включает взаимосвязанные этапы:
подготовительный, целенаправленное педагогическое воздействие и результативный ( см. схему: Содержание индивидуально воспитательной работы).
Из предложенной схемы видно, что прежде чем приступать к индивидуально воспитательной работе, необходимо знать, к чему готовить подчиненного, т.е. каковы требования к данному военнослужащему по профессиональному предназначению.
Первый этап — подготовительный. Данному этапу принадлежит особая роль: он предопределяет всю действенность индивидуального подхода к военнослужащему. Анализ содержания этапа показывает, что он имеет свои подэтапы:
-диагностический, изучения личности;
-прогностический, выбора оптимальных путей достижения целей.
Содержание этапа включает:
-определение, чему необходимо стремиться в процессе подготовки военнослужащего;
-что и как изучать, диагностировать в личности, познавать в ней;
-прогнозирование перспектив развития и путей их практической реализации в работе с конкретным человеком;
-выбор наиболее целесообразных средств, форм и методов достижения поставленных целей.
Второй этап — практическая реализация плана индивидуальной воспитательной работы с подчиненным. В ходе данного этапа воспитатель, используя различные средства и методы педагогического взаимодействия с военнослужащим (воздействия на него), добивается активного участия его в самосовершенствовании, достижения целей качественной подготовки к выполнению служебных обязанностей.