Индивидуальные особенности подчиненного раскрываются также благодаря умелому применению метода изучения преимущественных отношений

Сущность его заключается в том, что воспитатель выявляет в процессе индивидуально воспитательной работы с подчиненным с использованием различных методов (наблюдение, обобщение независимых характеристик, изучение документов, индивидуальных бесед и т.д.) следующее:

-о чем подчиненный больше любит говорить;

-что больше всего любит делать;

-как предпочитает проводить свободное время;

-с кем поддерживает дружеские отношения;

-что его больше всего волнует и т.п.

На основе анализа выявляются ведущие интересы, потребности, как духовные, так и материальные, склонности, мотивы активности в различных видах деятельности, установки, особенности характера, темперамента, культуры, уровень и направленность развития жизненной позиции и др.

Метод индивидуальной познавательной беседы. Личное общение с подчиненным дает самые достоверные данные. При умелом проведении беседы можно выявить истинные переживания военнослужащего, его мнение о положении дел в коллективе, о сослуживцах, о командирах. Результаты беседы помогают составить более полное представление о личности, на основе чего и строится индивидуальная воспитательная работа с этим военнослужащим.

Одним из методов изучения индивидуальных особенностей личности является анализ результатов деятельности (изучение продуктов деятельности). Он предусматривает учет начальником действий и поступков, а также упущений и достижений в различных видах деятельности подчиненных.

Поэтому воспитателю важно изучать: кто конкретно, когда и что сделал, каких успехов достиг, за какой период и какими усилиями; уровень проявления активности, инициативы, творчества в работе; мотивы активности; условия выполнения работы и т.п. Это позволит командиру более объективно подходить к оценке особенностей направленности личности, ее характера, уровня развития жизненной позиции и др. Характер выполнения военнослужащим задания может свидетельствовать о его навыках, мастерстве, способностях, интересах и других качествах личности.

Делами, которые оцениваются начальником, могут быть:

-успехи в учебе (успеваемость по различным дисциплинам);

-направленность выступлений на занятиях по государственно-правовой подготовке;

-качество выполнения служебных обязанностей при несении гарнизонной, караульной и внутренней служб;

-исполнение общественных поручений и отношение к ним;

-помощь товарищу в службе и работе;

-выступления на собраниях личного состава, их критичность и самокритичность;

-заметки в стенгазету;

-действия и поступки в личное время и т.п.

Социологический опрос. С его помощью может быть произведено определение статуса личности военнослужащего в коллективе, характеристика взаимоотношений с другими членами коллектива, оценка состояния морально-психологического климата, в котором живет подчиненный.

Тестирование является эффективным методом изучения личности военнослужащего, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических качеств, а также совокупность психических свойств личности. К наиболее часто используемым относятся тесты Айзенка, Томаса и др.

Как показывает опыт проведения индивидуально воспитательной работы передовых командиров частей и подразделений, наилучший эффект дает комплексное использование различных методов изучения индивидуальных особенностей личности военнослужащего.

Третий учебный вопрос: ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКИХ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.

На основе глубокого знания индивидуальных особенностей подчиненного важно выбирать такие способы воздействия на него, которые окажут большее положительное влияние на данную личность.

Поэтому к каждому военнослужащему необходим индивидуальный подход. С этой целью следует:

— установить, какими основными положительными и отрицательными качествами обладает данная личность, в чем заключаются причины отклонений в ее поведении;

— решить, какие пути, способы и средства целесообразно применить для положительного воспитательного воздействия на подчиненного, спланировать последовательность их применения и организовать исполнение;

— создать условия для достижения требуемого результата;

— сформировать у военнослужащего внутреннюю потребность к самосовершенствованию;

— периодически оценивать результаты педагогического воздействия, вносить коррекцию в этот процесс.

Индивидуальный подход в воспитательной работе реализуется с помощью соответствующих методов, форм и приемов, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные (нестандартные).

К наиболее эффективным традиционным методам и приемам индивидуального воздействия на личность относятся:

Убеждение, которое предполагает воздействие на сознание военнослужащего с целью помочь осмыслить суть идей, норм и требований, сформировать у него готовность принять их, превратить в руководство к действию. Таким образом, в процессе убеждения мировоззренческие, нравственные, эстетические, правовые и другие идеи превращаются в личные принципы и позиции военнослужащего, в систему мотивов его поведения;

Поощрение (награда). Применяется в случаях, когда необходимо отметить серьезные достижения и поступки военнослужащего. Данный метод представляет собой совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования военнослужащих. Поощрение выполняет также оценочную и стимулирующую функции. В нем выражается положительная оценка, общественное признание и одобрение успехов военнослужащего. На основе оценки начальника у подчиненного вырабатываются объективные представления о своих качествах, правильная самооценка.

В практике воспитательной работы широко используются такие поощрительные меры воспитательного воздействия, как:

— публикация статей и. заметок об успехах и положительных поступках военнослужащих в стенгазетах, боевых листках, листовках-молниях, фотогазетах и многотиражной печати с отправкой этих сообщений на родину;

— сообщение о положительных поступках военнослужащего через радиоузел части;

— чествование отличившихся воен­нослужащих на собраниях и сообщение об этом на родину;

— вручение на митингах и собра­ниях отдельным военнослужащим переходящих призов и вымпелов;

— организация выступлений лучших военнослужащих перед сослуживцами с обменом опыта учебы и службы;

— поздравления военнослужащих с днем рождения и другими важными для них событиями на собраниях или перед строем;

— фотографирование лучших воинов с ветеранами и знатными людьми.

Одобрение, похвала. Одобрение выражается короткой репликой, подтверждающей, что подчиненный действует правильно, его поступок положителен. ["Жарайсың," ("Молодец"), "Дұрыс" ("Правильно"), "Жөн" ("Верно"), "Осы бетіңнен тайма" ("Так держать ")]. Похвала — более развернутая оценка с анализом действии, поступков военнослужащего ("...рядовой Есенов проявил старание, стал относиться к выполнению своих служебных обязанностей значительно лучше прежнего").

Выражение положительного отношения. Расположение к подчиненному, приветливая улыбка, дружеский жест и др. Доверие. Его сущность заключается в поручении подчиненному определенного ответственного дела. Доверие радует и воодушевляет военнослужащего, развивает чувство долга и ответствен­ности, укрепляет дисциплину, организованность и активность.

При реализации приема важно правильно выбрать поручение. Оно должно быть для подчиненного интересным, соответствовать его способностям. Процесс исполнения должен быть увлекательным, посильным, но не легким, иначе задача не вызывает необходимого волевого усилия. Непосильная же задача приведет к охлаждению и утрате интереса к ней. Иногда лучше поставить задачу, которая выполняется в сравнительно короткий срок, чтобы подчиненный сразу увидел результаты своего труда.

Деятельность в условиях доверия характеризуется большим накалом чувств военнослужащего, созданием у него психологического состояния, благоприятствующего формированию положительных черт характера, мотивов и линии поведения, подлежащих закреплению или корректировке.

Многократное правильное поведение служит упражнением для формирования высоконравственных качеств. Военнослужащий не должен подозревать, что предлагаемое ему дело носит специальный воспитательный характер.

Воспитание на примерах. Смысл метода состоит в том, чтобы помочь военнослужащему найти пример для подражания, создать эмоциональную увлеченность им, стремление подняться до его уровня в поведении, в своих действиях.

Нередко подчиненные осознанно и неосознанно копируют своего командира, особенно в трудных жизненных ситуациях. Это повышает моральную ответственность и требовательность командира подразделения к своим действиям и поведению.

Воспитательная беседа является наиболее действенной формой индивидуальной работы. Она применяется с целью оказания влияния на взгляды и убеждения военнослужащего. Условно беседу можно разделить на три основных этапа.

1-й этап — вступление. Глав­ная задача — снять напряжение и настороженность (психологи считают, что при обращении к человеку по важным для него вопросам, он воздвигает перед собой защитный психологический барьер). Для снижения психологического барьера можно применить несколько способов:

— назвать военнослужащего по имени и отчеству;

— сказать несколько теплых слов в адрес подчиненного;

— спросить о делах, проблемах оппонента, о здоровье и успехах членов его семьи (если знаете их или знакомы с ними);

— выразить признательность собеседнику за то, что он согласился откровенно обсудить возникшую проблему; — признать, что раньше также ошибались или что допустили ошибку во взаимоотношениях с ним.

2-й этап — основной. Он представляет собой активный диалог, в процессе которого командир стремится достичь поставленной воспитательной цели по убеждению или переубеждению подчиненного, чтобы повлиять на его поведение или действия.

В диалоге оппоненты оказывают друг на друга вербальное (словесное) и невербальное (жесты, мимика, позы) воздействие. Умелое применение командиром приемов вербального и невербального воздействия на подчиненного повышает вероятность достижения целей диалога.

3-й этап — заключительный. Главная цель этого этапа — создание хорошего впечатления от проведенной беседы, которое необходимо, чтобы военнослужащий после беседы испытал положительные эмоции. Во всех случаях беседа должна быть откровенной и принципиальной.

Индивидуальные задания и поручения. Они подбираются с учетом особенностей личности каждого военнослужащего с целью формирования у него определенных черт характера, воли, высоких морально-психологических и боевых качеств, организованности и дисциплинированности.

Индивидуальные задания, даваемые в воспитательных целях, могут иметь форму приказов и распоряжений командира или носить характер общественных поручений.

Самостоятельные задания, связанные с необходимостью проявления смелости, решительности и т.п., целесообразно давать тем военнослужащим, которые допускают робость и элементы нерешительности.

Выполнение военнослужащими заданий и поручений позволяет закреплять у них положительные качества, помогает исправлять недостатки.

Индивидуальная помощь. Она может выступать в виде советов, разъяснений, убеждений по отдельным служебным и личным вопросам. Помощь может быть оказана в виде моральной поддержки во время психологических трудностей общения в воинском коллективе и в других вопросах. Критика проступков, негативных качеств военнослужащего должна носить доброжелательный характер. Но и при таком подходе критика воспринимается безболезненно, как объективная и справедливая лишь при условии, если перед ней командир отметит положительные качества, успехи и достижения подчиненного.

При таком подходе военнослужащий видит, что его труд и его самого как личность командир оценивает в целом положительно, а отмеченные недостатки — легко устранимыми.

Осуждение. Осуждение должно быть справедливым, тогда оно воспринимается подчиненным как должное. Оно может быть различной силы, в зависимости от мотивации поступка и индивидуальных особенностей провинившегося. Если подчиненный легко раним, то осуждение выражается в более деликатной форме, а если груб, беспечен, самоуверен, осуждение может быть более строгим.

Запрещение. Военнослужащего лишают какого-то удовольствия: возможности участвовать в интересном для него мероприятии, экскурсии и т.п. Такое наказание не стоит применять к недисциплинированному военнослужащему в тех случаях, когда любимое дело и интересное мероприятие является опорой в его воспитании.

Принуждение — суть метода за­ключается в негативной оценке, осуждении, при необходимости и пресечении действий подчиненного, нарушающего уставные требования, нравственные нормы поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: