Жалованная грамота, тарханно-несудимая и с другими привилегиями, царя Ивана Васильевича митрополиту Афонасию на Борисоглебскую слободку в Переяславском уезде (1564 г., сентября 9)

Се яз царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, милости ради божиа, и пречистые Богородицы, и великих чюдотворцов Петра и Алексея и Ионы, и для отца своего Афонасья митрополита всеа Русии, пожаловал есми его митрополичих крестьян, которые живут в Переславле в Залеском в его митрополиче Борисоглебской слободке, Гришука Александрова ложечникова, да Игнашку Ладогу Матвеева сына, да Оношку Никонова сына, да Федка Шоломова, да Ивашка Сурму Терентьева, да Сенку Александрова ложечника, всех крестьян Борисоглебские слободки. Били нам челом, что деи та митрополичя слободка от города от посаду сошным письмом и всяким тяглом описана опроче порознь, а живут деи в той слободке люди молотчие мастеровые, а городцкие деи посадцкие люди тянут их в наши ямские и приметные деньги, и в пищальные и в бражные оброки, и в поворотное, и в пушечное, и в городовую мостовщину, и в садовой оброк, и в тюремные сторожи, и в наем губных дьячков, и во всякие потуги и в розметы с посадцкими черными людьми ровно, да с тое же слободки тех молотчих людей емлют посадцкие ж люди к земскому черному и к губному делу, и к тамгам, и к иным нашим делом целовальников с трети сохи по четыре человеки на год. Да тое ж деи слободки крестьяне в Переславле отца нашего Афонасья митрополита всеа Русии двор десятиннич ставят, и в той деи митрополиче слободке манастыря его пашню пашут и всякие дела его митрополичи делают, а городцкие деи люди им в митрополичи тягли и в оброки, и в пашенные, и в-ыные никоторые дела не пособляют, и не тянут с ними в митрополичи потуги ни во что. И от того деи они охудали и одолжали, и промыслов своих остали, и вперед деи им наших податей с посадцкими людьми и митрополичих тяглей вдвое тянути и от того прожити немочно. И нам бы их пожаловати, от наших ямских и приметных денег, и от оброков, и ото всяких наших податей, и от посадцких людей розметов, и ото всяких дел отставити для того, чтоб им мочно было отца нашего митрополичи тягли тянути, и оброки платити, и дела его делати всякие в одноряд, а не вдвое. А по книгам писцов наших переславских, князя Ивана Ромодановского да Ивана Бобрищева Пушкина с товарищи, лета 7000 семьдесятого, в Переславле на посаде сошного письма тринатцать сох, а в митрополиче и Борисоглебской слободке треть сохи. И яз царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии тех митрополичих крестьян, которые в Переславле в Борисоглебской слободке живут, пожаловал, не надобе им моя царева великого князя дань, и ямские и приметные деньги, и пищальные и бражные оброки, ни поворотное, ни пушечное, ни городовая мостовщина, ни садовой оброк, и во всякие потуги и в розметы с посадцкими людьми не тянут ни во что, и двора моего, и наместничих и волостелиных дворов, ни городовых дел не делают, и подвод на яму не ставят, и гонцом нашим и всяким посланником подвод не дают, и посошные службы никакие и в ров им не нарежают, ни камени, ни извести не возят, и коня моего не кормят, ни сен моих не косят, ни тукового не надают, и в моих, царевых великого князя, селех хлебов не молотят и по городом не возят, ни к сотцким, ни к десятцким к посадцким и к волостным с черными людьми не тянут ни в которые проторы[47], ни в розметы, ни иных никоторых моих, царевых великого князя, дел не делают, ни посадцких, ни волостных, ни пошлин не дают, опричь городового и губного дела, а городовое и губное дело делают опричь посаду с сохами по сошному розводу. А наместницы наши, и волостели, и присыльные наши судьи не судят их ни в чем, опричь душегубства и розбоя и татьбы с поличным, ни кормов наместничих не платят. И праведчики, и доводчики, и всякие пошлинники поборов своих на них не берут и не въезжают к ним ни по что. А ведает и судит тех своих людей и крестьян отець наш Афонасей митрополит всеа Русии сам во всем или кому прикажет. А случитца в той слободке душегубство безхитростно, которого гром убиет, или згорит, или от своих рук утеряетца, или глиною в яме задавит, или их хто подкинет убитым, или которым человеком, или иным которым делом, а обыщют того без хитрости, и наместником нашим переславским с тех убитых людей веры и продажи нет, а тиуном их дадут одну гривну явки. Тако ж пожаловал есми тое Борисоглебские слободки митрополичих крестьян, князи наши, и бояре, и воеводы, и ратные люди, и всякие ездоки у них не ставятца, и кормов и проводников не емлют. И ловчие, и сокольничие наши, и псари, и сокольники к ним не въезжают, и станов у них не чинят, и кормов у них не емлют никаких, и на ловли наши на зверины и на птичи не емлют их. А которого своего наместника или волостеля пожалую, дам им и на грамотчики свою грамоту, или пошлю к своим к городовым приказщиком грамоты о данех и о всяких делех и на грамотчики, а на сю мою грамоту грамоты нет. А явят сию грамоту наместником нашим, или волостелем, и их тиуном, или выборным посадцким судьям и волостным, и они с нее явки не дают ничего.

Дана грамота на Москве лета 7073-го сентября в 9 д.

Акты феодального землевладения и хозяйства. - М.,1951. - Ч.1. - С.197-198. - № 223


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: