Из «Реляции» П.Петрея

После того, как Борис Годунов захватил власть после смерти Федора Ивановича, многие возненавидели его, как духовные, так и светские люди, и было много таких, ко­торые охотно отняли бы у него власть. Но не нашлось ни­кого, кто бы осмелился укусить эту лису. Многие отруби­ли бы ему голову, но никто не осмеливался взяться за то­пор. Поэтому Борис продолжал править до тех пор, пока не пришел один монах, который лишил власти его и его род, и поступил с ним так, как Борис поступил с родом и наследниками Ивана Васильевича. Этот монах был низко­го происхождения, родом из Ярославского княжества и зва­ли его Гришка Отрепьев. Он был порочным и плутоватым, поэтому родители отправили его в монастырь, который на­зывался Чудов, чтобы монахи, которые вели су­ровый и праведный образ жизни, воспитали его и позаботи­лись о том, чтобы он исправился и вел праведный образ жизни. Но Гришке не понравилась жизнь в монастыре и, едва увидев свою келью, он убежал из монастыря. И так как он был неисправимым плутом и хитроумным чернокниж­ником, а также был осведомлен из хроник о московских делах, то направился сначала в Путивль, а оттуда в Киев в монастырь, где был хорошо принят. Он достиг совер­шенства в своем плутовстве, и сумел так проявить себя, что понравился настоятелю монастыря и тот рекомендовал его воеводе Адаму Вишневецкому. Тот сразу взял его к себе на службу и обучил его всяким рыцарским играм, фехтованию, турнирам и т.д. Кроме того, он был очень способным и послушным, стремился вникать во все дела. Он тем еще отличался от других, что одна рука у него была немного длиннее другой, на левой стороне носа у не­го была бородавка, волосы были темные и жесткие, выра­жение лица кроткое; роста он был небольшого и корена­стый. Поэтому им казалось, что он может участвовать во всех авантюрах, и, посоветовавшись друг с другом, князь и настоятель монастыря решили послать его к сандомирскому воеводе Острожскому, который был одним из знат­нейших людей государства в Польше и Литве и т.д., где он тотчас же отдал себя во власть дьявола. Ибо как толь­ко иезуиты увидели его внешность и телосложение, они сразу подумали о том, что Иван Васильевич имел сына, ко­торый обличьем был похож на Гришку и был убит несколько лет назад. Иезуиты обдумали свои намерения и то, как их можно было осуществить с его помощью; ибо они сразу по совету воеводы начали внушать ему, что если он последу­ет их советам, то может достичь большой славы и величия, благодаря тому, что имеет на своем теле такие же знаки, какие некогда имел сын Ивана Васильевича Дмитрий. Для этого он должен теперь же назваться Дмитрием и объявить себя подлинным сыном Ивана Васильевича и законным на­следником престола, которого Борис Годунов незаконно ли­шил власти. Тогда они окажут ему надежную поддержку и помогут золотом, деньгами, лошадьми, военным снаряжени­ем и всем, что потребуется, чтобы захватить власть в стране, но при условии, что когда он обретет величие и займет престол великого князя Московии, он должен взять в жены дочь сандомирского воеводы, упразднить греческую религию и насадить папистскую.<...>

Реляция Петра Петрея о России начала XVII в. – М.,1976. – С. 82-84


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: