Причины счастья

[Тот], кто не ценит благодеяний, уже оказанных ему бо­гом, не достоин, чтобы ему их снова оказали. Если мы хо­тим удостоиться от бога новых общенародных благодеяний (то есть мира, безопасности и благополучия в делах), [мы] должны понять, признать и оценить все благодеяния, кои уже были нам щедро дарованы богом до сих пор (а говорим мы здесь лишь о мирских благах). Итак, какие же божьи милости оказаны этому царству и благодаря чему это королевство должно считаться счастливым?

1. Самое первое, самое важное и самое главное из всего остального — это совершенное самовладство. Это — жезл мои­сеев, которым царь-государь может творить все необходимые чудеса. При таком строе правления легко могут быть исправ­лены все ошибки, недостатки и извращения и могут быть вве­дены всякие благие законы.

Мы [правильно] воспримем это благодеяние, если будем во всем покорны царю-государю, как божьему наместнику, и если государь даст сословиям подобающие привилегии. А кроме того, надо сохранять мир с мирными, никого без при­чины не обижать, заключать союзы с подобными себе наро­дами, не пренебрегать счастливыми обстоятельствами, и слу­чаями, и божьими благодеяниями.

2. Вторая [причина] — безопасные рубежи, ибо со стороны Студеного моря это царство не боится никакого врага. А около Сибири нет сильных королей, но живут калмыки и иные ко­чевые народы, и [нам] нечего бояться каких-либо жестоких войн с ними.

3. Третья причина — хорошие соседи, такие, как персы, с коими можно торговать повсюду в их стране и от коих не боимся нарушения мира. Хорошие соседи также поляки и ли­товцы. Мы не боимся, что они начнут войну, если мы [сами ее] не начнем. А можем с ними заключить и очень выгодный союз, о чем в другом месте [будет сказано] больше.

4. Четвертая причина — удобства для большой торговли. Ибо мы можем принимать товары у разных народов и пере­правлять [их] разным иным народам <...>

5. Пятая причина — удобства для водоплавания или судоходства. <...>

6. Имеем и домашние товары: мех, лосиные шкуры, крашеные кожи, коноплю, поташ, икру, рыбу, мед, воск, хлеб, мясо, лен и иные. Мы [правильно] воспримем эти божьи ми­лости, если не растратим их даром. Надо так продавать чуже­земцам свои блага, чтобы самим не лишиться их, а чтобы было установлено какое-то определенное количество: сколько и какого товара можно каждый год разрешать вывезти из страны — и не более того. А сделать это можно только в том случае, если все чужеземные торговцы из страны уедут и если царь-государь всю ввозную и вывозную торговлю возьмет в свои руки. <...>

Раздел 11. ОБ ОБЩИХ СВОЙСТВАХ И НЕДОСТАТКАХ НАШЕГО НАРОДА

Хервой: <...> 6. Из всех народов именно мы от природы особенно раз­гульны и расточительны. <...>

Что сказать о нашем пьянстве? Да если бы ты, Борис, весь широкий свет кругом обошел, нигде бы не нашел такого мерз­кого, гнусного и страшного пьянства, как здесь на Руси. Между тем ведь в иных, более теплых странах пьют гораздо больше хмельного питья, нежели у нас. А в иных местах пьют и меньше, однако ведь нигде нет такого удивительного пьянства.

Пьянство же — самый гнусный из всех пороков и грехов, который делает нас противными богу, отвратительными для всех народов, ни на что негодными и превращает нас из лю­дей в скотов. У итальянцев, испанцев и турок муж, которого однажды увидят пьяным, теряет все уважение и не считается достойным никакой общественной должности, ни большой, ни малой.

Борис: Открой же мне причину этого нашего столь гнус­ного и поразительного пьянства.

Хервой: Об этом — в ином месте, а пока что закончим на­чатый разговор. Так вот суди:

Во-первых, у нас — среднее обличье, а чужеземцы — кра­сивы и, следовательно, горды и надменны, ибо красота порож­дает гордость и надменность. И поэтому они нас презирают, уничижают, ни во что не ставят, оплевывают.

Во-вторых, мы лишены красноречия, а их язык богат, крас­норечив и полон оскорбительных, ругательных, насмешливых, язвительных слов.

В-третьих, мы — тяжелодумы и простосердечны; они — пре­исполнены всяких хитростей.

В-четвертых, мы — расточители и кутилы и не ведем счета приходу и расходу, а раскидываем свои деньги даром; они — скупы, жадны, все объяты корыстью. Днем и ночью забо­тятся лишь [о том], как бы наполнить свои мешки, а наши пиры и угощения осмеивают.

В-пятых, мы — ленивы в работе и в учении; они — стара­тельны и не проспят ни одного подходящего часа.

В-шестых, мы довольствуемся убогими вещами и скромной жизнью; они — не знают меры в роскоши, и бесконечно изне­жены, и вовек не насыщаются, а всегда раззевают рот и хотят иметь все больше и больше.

В-седьмых, мы — жители бедной земли; они — уроженцы бо­гатых, роскошных стран — приносят к нам всякие товары, служащие для роскоши и наслаждений: жемчуг, шелк, камни, виноград, сахар, плоды, и прельщают нас этими приманками, как охотники зверей.

В-восьмых, мы говорим и думаем попросту и попросту посту­паем: если поссоримся, то снова и помиримся; — у них сердце — скрытное, неискреннее, ядовитое, и лицо — обманчивое, и обид­ного слова, кое им скажешь, до смерти не забудут; если однаж­ды с тобою поссорятся, вовеки по-настоящему не помирятся, но и после примирения всегда ищут случая, чтобы отомстить.

8. Из того, что сказано, пойми и заключай так:

Во-первых, природным недостатком народа нашего, как мы уже говорили, является любовь к пирам и тщеславное го­степриимство и вследствие этого расточительность и обнищание. А за этим неизбежно следует жестокость по отношению к под­данным. Ибо не счесть в нашем народе людей, которые вме­няют себе за честь то, что они много пируют и без причин рас­точают свое имущество. А когда у них не останется необходи­мых средств, нещадно притесняют и прижимают бедных подданных, своих соотечественников. А по отношению к не­благодарным, задиристым чужеземцам и бесполезным утробам они щедры и расточительны. Иисус, сын Сираха, говорит о по­добных: «кормит и поит неблагодарных и за это слышит горь­кие слова».

Во-вторых, нет у нас природной бодрости [духа] и некой благородной и славной осанки или дерзости и воодушевления, чтоб мы с достоинством относились к самим себе и к своему народу. Люди, имеющие такую бодрость [духа], не терпят, чтобы ими правил чужеземец, разве что [их] принудят. А наш народ и сам, добровольно приглашает чужеземцев к себе на престол.<...>

Раздел 22. [О ТОМ], ЧТО РУССКОЕ ПРАВЛЕНИЕ ЛУЧШЕ ПОЛЬСКОГО

<...>1. Различны способы, о, честные святители, властели, бояре и все сословия и чины преславного русского царства, раз­личны, говорю я, виды и способы правления, принятые у людей. А именно: самовладство, боярское правление и общевладство (или гражданское правление). Все эллинские философы и все наши христианские святые отцы восхваляют и считают наилучшим из них самовладство. И это свое заключение они объясняют и подтверждают неопровержимыми доводами.

Ибо, во-первых, при самовладстве лучше, слышь, соблю­дается всеобщая справедливость.

Во-вторых, потому что при нем легче и лучше сохраняется покой и согласие в народе.

В-третьих, потому что этот способ [правления] лучше обе­регает от опасностей.

А четвертое, и самое главное: потому что самовладство по­добно власти божией. Ведь бог — первый и подлинный самовладец всего света. А всякий истинный (или полновластный) король является в своем королевстве вторым после бога самовладцем и божьим наместником. <...>

3. Сие правоверное, преславное королевство боголюбивого нашего царя, государя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой, и Малой, и Белой Руси самодержца, потому безмерно уважаемо, удачливо и счастливо, что в нем имеется совершенное самовладство. И, следовательно, можно в нем ис­править все ошибки и изъяны, которые из-за нерадивости исполнителей могли доселе войти в обычай и из-за которых печалится народ.

Могут, говорю, легко исправляться все изъяны правления и вводиться всякие хорошие законы. <...>

Раздел 23. О КОРОЛЕВСКОМ ДОСТОИНСТВЕ И ВЛАСТИ

То, что было сказано в предыдущих беседах, относится ко всем подданным, а более всего к властелям, боярам и воинам. Пусть ценят они божью милость и свое счастье. Пусть ра­дуются этому нынешнему способу правления. Пусть никогда не пожелают перемен и не допустят чужевладства. Но пусть всем сердцем будут верны царю-государю и его царскому роду.

А теперь мы расскажем о королевской власти, чтобы все подданные поняли свою обязанность и свой долг перед своими королями.

О достоинстве и власти королевской

1. Итак, прежде всего надо знать, что король нужен народу, как сердце в груди и как очи на челе. «Ибо там, где нет пра­вителя, народ погибнет» (Притчи, 11.14). <...>

3. Все законные короли поставлены не сами собой и не людьми, а богом. «Мною цари царствуют и законодатели узаконяют правду. Мною правят правители и вельможи вершат праведный суд» (Притчи, 8.15). «Всякая душа да будет по­корна высшим властям. Ибо нет власти, кроме как от бога. Все власти на свете от бога установлены. Кто противится власти, противится божию установлению» (К римлянам, гл. 13).

4. Правитель — наместник, и слуга божий, и судья над злодеями. «Да будете повиноваться не только из страха наказа­ния, но и по совести» (К римлянам, гл. 13).

5. Король подобен некоему богу на земле. «Я сказал — вы боги, и сыны всевышнего все вы» (Псалтирь, 81).

8. <...> над единожды помазанным или коронованным королем нет на свете судей в мирских делах. Никому не дозволено проклинать короля, хотя бы и не­справедливого. «Начальника в народе твоем не поноси» (Ис­ход, 22.28). Никто не может отказаться служить королю или изменить ему, хотя бы король и был несправедливым. <...>

9. Что же делать, если король будет лютым притеснителем, обидчиком и мучителем народа? Ответ: народ должен припи­сать эту беду своим грехам, и исправиться, и просить бога о по­мощи, и умолять короля [смилостивиться]. Ибо злых королей бог посылает за людские грехи] <...>

Раздел 24. О РАЗЛИЧНЫХ СОСЛОВИЯХ ЛЮДЕЙ

1. Сословия и разряды людей различны и складываются в соответствии с различными обязанностями людей. Ведь никто не живет для себя, как говорит апостол, то есть никто не рож­ден для того, чтобы жить только для себя и заботиться только о своих удовольствиях. Но каждый человек должен делать какое-нибудь дело, которое будет полезным также и для всех людей, и зарабатывать себе на хлеб. А дело, которое кто-либо делает для общего блага и с помощью которого зарабатывает или заслуживает свой хлеб, называется «обязанностью».

2. Итак, с точки зрения различных обязанностей людей су­ществует три сословия, а именно: церковники, благородное сословие, простой народ.

Обязанность церковников: молиться богу и заботиться о спасении душ.

Обязанность благородного сословия: объяснять волю царя остальным сословиям и вершить правление.

Обязанность простого народа: выполнять трудную работу и прислуживать. <...>

Раздел 26. О ПРИЗВАНИИ КОРОЛЯ, О КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ

И О ТИРАНИИ

1. В человеческом теле — одна душа, а в ней — три жизненные силы: разум, чувство и здоровье. В государстве душа — это король, а у короля и у его думы — три жизненные силы: мудрость, могущество и богатство. Посредством этих сил король один властвует над многими, и с их помощью он становится полным хозяином королевства, ибо благодаря им повелевает и управляет волей, разумом и жизнью подданных.

Благодаря богатству король повелевает волей и желаниями подданных. Так бывает, если он не старается правдой и не­правдой сам разбогатеть, а заботится об общем богатстве под­данных и об изобилии да дешевизне в стране. Ибо тогда под­данные становятся богатыми, и сам король бывает более бо­гатым или истинно богатым. Ведь ничто не может быть для короля [столь] истинным богатством, как богатые и любящие своего короля подданные. Но плохо добивается любви [своих] подданных тот король, который для того, чтобы чрезмерно обогатить нескольких [людей], обижает алчным тиранством многих [других] и беспощадно грабит [их] имущество.

Благодаря могуществу король повелевает жизнью [под­данных]: непокорных укрощает оковами, темницами, остро­гами, пытками, законами и охраняет королевство от нападений внешних врагов.

Благодаря мудрости король повелевает прежде всего самим собою и своими желаниями, а затем, если он ревностно вы­полняет свою обязанность, — разумом [своих] подданных. Ибо обязанность или призвание короля — сделать подданных счастливыми. Если подданные видят, что король об этом забо­тится, то они понимают, что им хорошо жить при таком ко­роле и таком правлении. И тогда они восхваляют деяния ко­роля, подчиняют ему свой ум и разум и уважают его не только для вида, но от всего сердца.

Так король располагает властью над волей, жизнью и ра­зумом своих подданных.<...>

Крижанич Ю. Политика. – М.:Наука,1965.–С. 381,476-479,481-483,494-495,548,549,552-555,564


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: