Содержание и организация работы по психологическому обеспечению служебно-боевой деятельности

С получением боевой задачи, процесс психологического обеспечения, ее выполнения по своей сущности представляет собой комплекс мероприятий по достижению высокой боевой активности личного состава, способности переносить нервно-психологические нагрузки и сохранить боеспособность в обстановке действия психотравмирующих факторов выполнения боевой задачи.

По содержанию психологическое обеспечение, выполнения служебно-боевых задач составляет совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий по решению конкретных задач на различных этапах боевых действий.

Первый этап – аналитико-прогностический. Он имеет своей целью выявление психологических особенностей предстоящей задачи, отношения к ней личного состава, прогнозирование и организация психологически целесообразных управляющих воздействий.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- осуществление психологической оценки условий предполагаемой боевой обстановки. Осмысление действия предстоящих психогенных факторов, трудностей и требований, которые будут предъявлены к психологическим качествам воинов в ходе выполнения служебно-боевой задачи;

- выявление психологических особенностей выполнения предстоящей боевой задачи на каждом из ее этапов, уровня их психологической сложности;

- изучение и анализ морально-психологического состояния личного состава подразделения и каждого воина в отдельности, их отношение к предстоящей боевой задаче, к приказам и распоряжениям старших начальников, характера преобладающих психических состояний и эмоциональных настроений;

- определение уровня психологической готовности личного состава к выполнению боевой задачи и формулировка прогностических гипотез эффективности предстоящей деятельности с целью организации психологически целесообразных управляющих воздействий.

В качестве критериев, на которые обращается особое внимание, можно считать уровень развития:

- мотивационного компонента (наличие потребности выполнить поставленную боевую задачу, стремления победить, проявление чувства ответственности за результаты выполнения задачи и др.);

- познавательного (знание своего места при выполнении боевой задачи, условий обстановки, особенностей предстоящих действий, опасных факторов, способов уничтожения противника и др.);

- эмоционального (доминирующие чувства, состояния тревоги, отчаяния, беспокойства, сомнения, боевого возбуждения и др.);

- волевого (наличие решительности у воина, способности преодолевать любые трудности, умения управлять собой и др.);

- моторного (сформированность навыков и умений управлять боевой техникой, вести ориентировку при сильных помехах, отказах вооружения, координация движений и их согласованность при боевом применении и др.).

В этих целях могут быть использованы:

- метод наблюдения, в том числе включенного;

-обобщения независимых характеристик;

-экспериментально-психологическое обследование некоторых психических процессов.

Кроме того, для исследования эмоционального компонента следует использовать, например, опросник Л.Рабиновича, оценку познавательного компонента – Р.Гордона, волевого свойства личности В.Васильева. Полученные результаты используются при принятии решения на организацию психологического обеспечения, планирование мероприятий, согласованных по целям, месту и времени, при расстановке сил и средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: