Философские взгляды М. В. Ломоносова. Выражение их в поэзии

Общепризнано, что в результате реформ Петра I в России было прорублено «окно в Европу». Данное замечание верно и в сфере философии. Если до реформ Петра I философская мысль на Руси развивалась изолированно от западноевропейской философии, то в 18 в. начинается активное заимствование философских учений из Европы и уже можно говорить о единстве развития русской и западноевропейской философии. В целом, итогом философского развития России в 18 веке («русского Просвещения») было окончательное формирование светского мировоззрения независимого от религии.

Несомненно, важную роль в этом процессе сыграл первый русский учёный европейского и мирового значения Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765), энциклопедически разносторонний мыслитель. По словам А. С. Пушкина, «он был первым нашим университетом». М. В. Ломоносов родился в семье рыбака-помора вблизи Архангельска, в 17-летнем возрасте он, сопровождая рыбный обоз, пришёл в Москву и, скрыв своё происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где показал незаурядные способности в освоении учебного материала. В числе лучших выпускников он был затем направлен в учебное заведение при Петербургской академии наук, а затем за границу. В Германии Ломоносов обучался у последователя Лейбница Христиана Вольфа, что содействовало проникновению некоторых выдвинутых Лейбницем идей в мировоззрение Ломоносова. Так, у Ломоносова можно встретить отголоски учения Лейбница о предустановленной гармонии, часто русский учёный употреблял термин «монады» по отношению к атомам. Однако последовательным идеалистом, как Лейбниц, Ломоносов не стал. Наоборот, определяющей для философии Ломоносова становится материалистическая тенденция. В начале 1740-х годов Ломоносов возвращается в Россию. Ломоносов проявил себя во многих сферах деятельности. Кроме занятий науками Ломоносов оставил след в русской культуре как один из зачинателей современного русского стихосложения, как автор величественных и зачастую наполненных философским содержанием од,[1] а также как художник, воссоздавший искусство мозаики (картина «Полтавский бой»). К числу основных заслуг Ломоносова также относится открытие в 1755 г. Московского университета, первого в России, причём в нём с самого начала не было теологического факультета. В сфере науки Ломоносов проявлял универсальность своих интересов. Он занимался физикой, химией, астрономией, геологией. К важнейшим естественнонаучным трудам М. В. Ломоносова можно причислить: «Размышления о причинах теплоты и холода», «Введение в истинную физическую химию», «Первые основания рудных дел» и пр.

Как учёному-естествоиспытателю Ломоносову была присуща направленность на опытное познание и интерес к различным проявлениям материи. Он разделял распространённое в то время понимание материи как состоящей из мелких неделимых частиц, соединяющихся затем в корпускулы (молекулы), движущиеся по механическим законам. Поэтому говорят о корпускулярной теории материи у Ломоносова. М. В. Ломоносов был сторонником опытного естествознания, экспериментального метода, соединённого с теоретическими обобщениями. Ломоносову принадлежит ряд научных открытий. Так, наблюдая прохождение Венеры по диску Солнца, Ломоносов выдвигает подтвердившееся затем предположение о наличии атмосферы на Венере. Многократно Ломоносов ставил химические опыты, а также экспериментировал с электричеством.[2] Ломоносов считается первооткрывателем одного из важнейших законов физики – закона сохранения вещества.[3] «Что из одного места убудет, в другом прибудет, - утверждал Ломоносов. Закон сохранения вещества имел чрезвычайно большое значение для материалистической философии, поскольку делал невозможным утверждавшееся церковью учение креационизма. Материя вечна и неуничтожима, она может лишь менять свои состояния.

При решении проблемы взаимоотношения науки и религии Ломоносов выступал за разграничение сферы этих видов культуры. Религия не должна вмешиваться в дела науки, а наука – в дела веры. Как писал Ломоносов, «Неверно рассуждает математик, если хочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтыри можно научиться астрономии и химии». В целом, можно говорить о материалистически окрашенном деизме Ломоносова. Ломоносов видел в Боге творца порядка и красоты в мире. Красота явлений природы наталкивает его на мысли о величии и мудрости Бога, воспеванию которого он посвящает не одну оду (например, «Ода на Божественное величие, написанная при восходе Солнца»). Однако Ломоносов учил о вечности движения материи, отрицая учение о данном Богом материи первотолчке. В работе «О слоях земных» Ломоносов выдвигает идеи эволюционного развития неживой и живой природы от низших форм к высшим. Горячо интересовался Ломоносов и вопросами общественных наук, написав в частности один из первых в мире трактатов по демографии «О приумножении народа российского», а также замыслив создать многотомную «Российскую историю».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: