Личностный и возрастной аспекты одарённости

К настоящему времени в психологии накоплен обширный теоретический и практический опыт изучения одарённости. Исследованием фундаментальных проблем одарённости занимались Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, Ю.З. Гильбух, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, А.В. Петровский, Дж. Рензулли, Б.М. Теплов, П. Торренс, В.Э. Чудновский, B.C. Юркевич, М.Г. Ярошевский и др. В связи с изучением общих и специальных способностей проблемы одарённости касались в своих исследованиях Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Э.А. Голубева, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Н.Ф. Кузьмина, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новилинская, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Л.И. Уманский и др. Как психическое явление, неразрывно связанное с творчеством, одарённость рассматривается в трудах по психологии творчества Б.М. Кедрова, Я.А. Пономарёва, O.K. Тихомирова.

Изучение одаренности как интегративной личностной характеристики, с точки зрения психофизиологии, было предпринято Н.С. Лейтесом. В качестве ведущих характеристик умственных способностей, он выделяет активность и саморегуляцию, рассматривая при этом их обусловленность свойствами типа нервной системы. Определение одарённому человеку Н.С Лейтес формулирует следующим образом: «более высокая, чем у сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления»

Понимая под одарённостью особый склад личности в целом, необходимо определить систему условий, достаточных для развития личности одарённого человека. На наш взгляд, такими условиями являются: развитие мотивации достижения успехов; развитие самооценки; снижение тревожности и агрессии, повышение уверенности в себе; развитие творчества как неотъемлемой части личностного развития одарённого ребёнка; развитие навыков межличностного общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: