Искусство Республики

Первое поселение на месте Рима, вероятно, было этрусским. Приблизительно к середине VI в. до н.э. слияние древних поселении северо-восточнее устья Тибра превратило Рим в самое сильное государство Лация. Правившие в римской гражданской общине этрусские цари в конце VI в. до н.э. были изгнаны римской аристократией, установившей с этого времени республику.

Во II в. до н.э. Рим подчинил себе Грецию и Пергамское царство в Малой Азии. Победа над Грецией обернулась для Рима своего рода культурным поражением: сильный в военном отношении, он оказался под влиянием высококультурного противника. Римский поэт Гораций писал: "Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый искусства внеся".

Прежде всего, римляне позаимствовали у греков пантеон богов. Культ их сложился на этой земле в далеком прошлом и был, без сомнения, вполне самостоятельным, но атрибуты многих богов и их функции взяты у греков. Главное место в римском пантеоне занимал Юпитер-громовержец, света, грозы, бури. Янус, уступивший свои функции Юпитеру, стал божеством времени, владыкой всех начал: дня, месяца, года. Яростный бог войны Марс почитался как отец великого и воинственного римского народа, чья слава началась с основателя города Рима - Ромула - сына Марса. Богиня домашнего очага Веста почиталась как покровительница.государства. Функции Геры, Афины, Гермеса, Афродиты, Диониса выполняли соответственно Юнона, Минерва, Меркурий, Венера, Вакх.

Влияние греков сказалось и на римской архитектуре. Этрурия дала римлянам арку, Греция - ордер. Римляне, соединив арку и колонну, создали так называемую римскую ячейку и ввели в строительный обиход аркаду. Аркада стала излюбленным архитектурным мотивом и памятника, и моста, и театра, и акведука, грандиозные храмы, амфитеатры, термы, форумы, триумфальные арки и колонны прославляли мощь республики.

Битвы, походы, торжественные церемонии, носящие официальный характер, -все сразу же фиксировалось в архитектурных формах. И не только это. Практический, утилитарный дух, присущий римлянам, проявлялся в создании необходимых в повседневной жизни сооружений: стратегических дорог, мостов, акведуков, городов. Самым крупным городом становится Рим, окруженный валами и крепостными стенами. В основе его планировки лежала планировка римского военного лагеря. Широкие улицы обрамлялись рядами высоких колонн, украшенных скульптурными портретами, статуями и различными культовыми изваяниями. В центре его, согласно римской традиции, располагались форум, курия, претория, базилика и Капитолий - верхний храм; возводились театры, библиотеки, термы.

Акрополем (священным холмом) служил неприступный Капитолийский холм, куда, по преданию, была выброшена корзинка с Ромулом и Ремом и где волчица их выкормила.

Храм Юлия Цезаря, первый храм, посвященный смертному, был воздвигнут на том месте, где сожгли останки диктатора. С этого времени (20 г. до н.э.) вошло в обычай воздавать божественные почести героям и властителям империи. Храмы в Древнем Риме строили по типу греческих. В храмах прямоугольной формы, построенных на высоком подиуме, как в эпоху эллинизма, вход имелся с одной стороны, и к глубокому портику вела широкая лестница.

Возводились также круглые храмы на цоколе - ротонды; лестница в них располагалась только со стороны входа, подчеркивая тем самым значение продольной оси. Эта особенность римских круглых храмов - сочетание круговой композиции и продольной оси - получила развитие в эпоху империи и легла в основу крестово-купольного храма. Круглые храмы "периода республики посвящались Весте и строились на форумах.

Особую прелесть римского города составляли фонтаны и водоемы. Это были, как правило, квадратные бассейны, но сам источник отделывался весьма искусно: вода текла из разинутой пасти животного или опрокинутого сосуда.

Большую часть зданий в Риме составляли многоквартирные доходные дома высотой до 20 м, сдававшиеся внаем. Знатные римляне жили в собственных домах, состоящих из одноэтажного четырехугольного просторного покоя, вокруг которого группировались меньшие помещения. Дома выходили на улицу глухими его стенами; на пороге красовалось выложенное мозаикой приветствие: «Будь здоров!».

В оформлении внутренних покоев значительную роль играла настенная живопись. Фрески, найденные при раскопках Помпеи, Геркуланума, Статий, дают о том представление. Росписи были бессюжетными, они просто имитировали мраморные плиты, так называемый первый помпеиский стшъ, или инкрустационнъй.

К III в. до н.э. относится зарождение римской литературы. Писателями, заложившими основу латинского литературного языка, являются Ливии Андроник, переводчик «Одиссеи» на латынь, и Квинт Энний, воспевший героическое прошлое римского народа в «Анналах» и выделивший главный стержень римской культуры - «Древним укладом крепка и мужами республика римлян».

Под влиянием хлынувших из покоренной Эллады людей, идей и обычаев изменилось само представление о духовных ценностях, в число которых вошла образованность, предполагавшая владение греческим языком и литературно-философским наследием Древней Эллады. Развитие римской литературы началось из подражания греческим оригиналам. Но в отличие от Греции, где основными поэтическими родами были эпос, лирика, драма, в Риме предпочтение отдавалось драме, причем только жанру комедии. Власти боялись идеологического влияния сцены на массы, к актерам относились с презрением, а драматических авторов не жаловали

Большим великолепием слога и торжественным красноречием отмечены сочинения Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.), римского политического деятеля, оратора и писателя. Он являлся воплощением художественной культуры итальянского народа, так же как Пушкин - русского, Гёте - немецкого, Данте -итальянского. Но если они отражали действительность в художественных образах, то Цицерон, будучи сторонником республиканского строя, знал только один образ, целиком заполнивший его творчество, - образ республики римского народа. У него нет произведений, где действовали бы вымышленные герои, он все виды своего красноречия - судебного, политического, торжественного - направил на защиту республики и беспощадно обличал всех, кто, по его мнению, покушался на этот строй. В речах против Катилины - «Катилиниях», против Марка Антония - «Филиппиках», в трактатах «Брут», «О государстве» и прочих он страстно отстаивал мысль, высказанную древнегреческим философом Платоном, о том, что «...лишь тогда избавятся государства от зла, когда волею благого случая сойдутся воедино сильная власть, мудрость и справедливость». Человек, по мнению Цицерона, забывший об интересах общества, и руководитель, забывший об интересах граждан, - не римляне, а варвары.

Гай Юлий Цезарь (102-44 гг. до н.э.), автор «Записок о Галльской войне» и «Записок о гражданских войнах», по мнению исследователей, является для латыни тем же, чем Тургенев для русского языка. Он дал любопытные характеристики быта британцев, германцев, галлов, провел анализ причин гражданских войн, опираясь на два господствующих в прозе стиля: аттический, характеризующийся простотой и лаконизмом, и азиатский, ориентирующийся на восточную цветистость и иносказательность.

Впрочем, в период смены республиканского строя единовластием Цезаря римские писатели ориентировались в основном на так называемую александрийскую лирику эллинистической эпохи. Ее основным свойством были отказ от гражданской героики, погружение в сферу чувств, внутренних ощущений, любовь к малому жанру - эпиграмме, элегии, сонету.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: