Естественная монополия. Регулируемая монополия. Общественно оптимальная цена. Антимонопольное законодательство

Естественная монополия Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия им и потребителям. Доминирующим считается положение предприятия, если его доля на рынке определенного товара не менее 65%. Из этого правила есть исключения: первое - положение предприятия не будет признано доминирующим, если оно сумеет доказать, что, несмотря на превышение 65-процентного лимита, его положение на рынке не является доминирующим; второе - положение предприятия считается доминирующим даже тогда, когда его доля на рынке определенного товара меньше 65%, если это доминирование выявил антимонопольный орган, исходя из стабильности доли данного предприятия на рынке, из относительного размера долей его контрагентов, а также из ограниченности доступа на этот рынок новых конкурентов. Если же доля предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим, а оно само монополистом. Особенности Российского монополизма Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое. Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали Госплан, Госснаб и Госкомцен. Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Регулируемая монополия

В предыдущих разделах были проанализированы потери для общества в случае, если в отрасли существует монополия. При прочих равных условиях, на таком рынке будет тенденция к завышению цен на продукцию, занижения объемов ее выпуска по сравнению с общественно-оптимальным уровнем.

Монополист будет извлекать сверхприбыль за счет потребителей. Проявления монополизма причисляются к так называемым рыночным несовершенствам и являются обоснованием для вмешательства государства в деятельность монополий.

Государство может проводить антимонопольную политику двумя основными путями: стимулировать конкуренцию там, где это возможно, и регулировать деятельность монополий в отраслях, где конкуренция проблематична. Подробнее об антимонопольной политике пойдет речь в главе 6, здесь же будут проанализированы проблемы, возникающие при попытках государства регулировать деятельность монополий.Прежде всего такое регулирование применяется в отношении естественных монополий.

Если в отрасли невозможна или неэффективна конкуренция, государство должно корректировать деятельность существующей монополии. Так как основной проблемой существования монополии являются слишком высокие цены, государство берет на себя их регулирование. Государственные органы могут устанавливать фиксированные цены на продукцию (услуги) монополий, либо определять потолок цен, т.е. максимально возможный их уровень.

Встает вопрос: на каком уровне установить цену для монополии? Сам монополист предпочтет установить цену Рm, а объем продаж — Qm. Оптимальным с точки зрения эффективности распределения ресурсов является установление цен на уровне предельных издержек (уровень цен Р1 на рис. 4.10). При этом объем продаж составит Q1. Однако при таком объеме уровень средних издержек АС1 превысит уровень цен, т.е. фирма станет убыточной (на рис. 4.10 величина убытка отображается площадью заштрихованного прямоугольника). Чтобы фирма не разорилась, государству придется ее субсидировать.

Если государство не желает тратить средства на субсидирование монополиста, оно может установить цены на уровне, покрывающем средние издержки (Р2=АС2 на рис. 4.10). При этом объем продаж составит Q2, что меньше оптимального с точки зрения эффективности распределения ресурсов, но больше монопольного объема Qm.

При ценообразовании по средним издержкам у фирм может возникнуть желание увеличить свои издержки, чтобы добиться от государства более высоких цен. Фирмы начинают работать неэффективно, не используют доступные возможности для экономии затрат, не стремятся внедрять новые технологии. Возникает ситуация Х-неэффективности — завышения издержек при любом объеме выпуска. Х-неэффективность не является характерной только для монополии, но именно в отсутствие конкуренции она проявляется ярче всего — чем меньше фирмы опасаются конкурентов, тем слабее они «стараются» работать эффективно.

Из приведенного примера на рис. 4.10 видно, что какую бы цену на товар монополиста ни установило государство, невозможно одновременное достижение всех условий эффективности. С точки зрения производственной эффективности, производиться должно столько товара, чтобы средние издержки были минимальны, а продаваться товар должен по цене, равной средним издержкам.

На рис. 4.10 это количество Q3. Но такое количество товара можно продать только по цене Р3, которая гораздо ниже средних издержек и очень убыточна для фирмы. Если же установить цену на уровне средних издержек, не удастся продать объем товара, достаточный для минимизации средних издержек.

Таким образом, при регулировании монополии есть три «частично оптимальных» уровня цен:

Р3, при котором минимизируются издержки производства;

Р2, при котором фирма работает безубыточно (получает только нормальную прибыль);

Р1, при котором в отрасли эффективно распределяются ресурсы.

В отличие от совершенной конкуренции, эти три уровня цен не совпадают, поэтому даже при государственном регулировании монополии экономического оптимума достичь не удастся.

Общественно оптимальная цена - это цена, которая обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов в обществе. Как было установлено в главе 6, она должна соответствовать предельным издержкам (Р= МС). На рисунке 7.6 это цена Ра в точке пересечения графика спроса О и кривой предельных издержек МС (точка О). Объем производства при этой цене составляет 0". Однако если бы государственные органы зафиксировали цену на уровне общественно оптимальной цены Рт то это привело бы регулируемого монополиста к убыткам, так как данная цена не покрывает средних валовых издержек АТС

Для решения этой проблемы возможны следующие основные варианты регулирования монополиста.

1. Выделение государственной дотации из бюджета монопольной отрасли. Дотация предоставляется для покрытия валового убытка в случае установления фиксированной цены на уровне общественно оптимальной цены, соответствующей величине предельных издержек. Этот метод регулирования был широко распространен в СССР в условиях командной системы.

2. Предоставление монопольной отрасли права проводить ценовую дискриминацию. Данный метод применяется с целью получения дополнительного дохода от более платежеспособных потребителей для покрытия убытка монополиста. В этом случае государство, с одной стороны, перекладывает задачу возмещения убытка монополиста на более состоятельных плательщиков, а с другой - дает возможность покупателям с низкими доходами приобретать данный вид продукции. Такой вариант регулирования естественных монополий используется в экономике современной России.

3. Установление регулируемой цены на уровне, который обеспечивает нормальную прибыль. В данном случае цена равна средним валовым издержкам. Нормальная прибыль не полностью устраивает монополиста, но в определенной мере отвечает общественным интересам. На рисунке 7.7 это цена Р" в точке пересечения графика спроса /) и кривой средних валовых издержек АТС. Выпуск продукции при регулируемой цене Р" равен о,,. Цена Р" не обеспечивает в полной мере эффективного распределения ресурсов, так как превышает величину Л/С, но позволяет монополисту возместить все валовые экономические издержки, в том числе получить нормальную прибыль.

С точки зрения общества регулируемая цена Р" частично решает проблему эффективного использования экономических ресурсов по сравнению с нерегулируемой монополией. Хотя цена Р" превышает общественно оптимальную цену Р0, но она ниже цены Р,", которую установил бы нерегулируемый монополист. В то же время, несмотря на более низкий объем выпуска продукции ()" по сравнению с его уровнем 0" при общественно оптимальной цене, он все же превышает объем производства (?,", который установил бы монополист при отсутствии государственного регулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: