Определение монополистом оптимального объема производства и цены. Экономические последствия монополии

Поскольку максимизирующий прибыль продавец будет увеличивать объем выпуска до тех пор, пока дополнительная проданная единица прибавляет к его общей выручке больше, чем к общим издержкам, и остановится, когда продажа дополнительной единицы станет увеличивать его общие издержки в большей степени, чем общую выручку, объем выпуска, при котором прибыль максимизируется, соответствует количеству, при котором предельная выручка и предельные издержки равны. На этом уровне выпуска общая выручка равняется pq, а общие издержки (средние издержки, помноженные на количество) cq. Отметим, что, если бы объем выпуска был меньше, прибыль также была бы меньше, поскольку продавец находился бы слева от пересечения, где дополнительный выпуск прибавляет больше к общей выручке, чем к общим издержкам. При большем количестве прибыль также была бы меньше. Продавец находился бы справа от пересечения, на участке, где каждая проданная единица продукта добавляет больше к общим издержкам, чем к общей выручке (т. е. предельные издержки выше предельной выручки). Другим названием р на рисунке является монопольная цена, поскольку это цена, которую назначит фирма в отсутствие конкуренции или в отсутствие боязни конкуренции. Конкуренция сделала бы эту цену непригодной. Предположим, что А, первоначально единственный продавец некоторого продукта, кривые спроса и издержек которого показаны на рисунке, устанавливает цену р и продает q штук. При этом другие продавцы могут производить и продавать данную продукцию с теми же издержками, что и А. Один из них, В, привлеченный большими прибылями А (pq - cq), решает производить и продавать изделия также по цене р. Если В производит в четыре раза меньше, чем А (выпуск В равен q' - q)> общее количество изделий на рынке (q') на четверть больше, чем раньше. Покупатели не будут платить р при большем количестве изделий, но только р. Возможно, А и В теперь снизят свои объемы выпуска, но С, D, Е и другие ожидают входа на рынок, чтобы получить свою долю прибыли, которая привлекла Б. Вход новых продавцов будет продолжаться до тех пор, пока цена не будет «сбита» до р, где она просто равна альтернативным издержкам производства дополнительных изделий. Пока эта точка не достигнута, ресурсы, направляемые в производство продукта, дают отдачу, превышающую их альтернативные издержки, а значит, больше, чем они могли бы давать на конкурентных рынках. Выпуск продукта не будет увеличиваться свыше q" (соответствующего р"), поскольку тогда эти ресурсы будут приносить отдачу, меньшую их альтернативных издержек. Может показаться, что возможность входа делает монополию умозрительной концепцией. Но иногда вход занимает значительное время, или запрещен, или входящий не может производить со столь же низкими издержками, как уже существующая фирма. Важным примером затрудненного входа являются монополии, защищаемые государством, например патентная монополия. Подобно тому как монополия не является достаточным условием для монопольного ценообразования, она не является и необходимым условием. Представьте себе рынок из 100 продавцов, каждый из которых производит 1000 единиц, и расширение производства либо существующими фирмами, либо за счет входа новых фирм невозможное У каждого продавца будет монопольная власть — способность поднять рыночную цену выше конкурентного уровня. Например, если бы один из 100 продавцов сократил свой объем выпуска с 1000 единиц до 900, общий выпуск рынка сократился бы с 100 000 единиц до 99 900 и рыночная цена возросла бы, как будто монополист в производстве данного продукта решил сократить свой выпуск на ту же величину.

Экономические последствия монополии. Анализ экономического поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии позволяет выделить некоторые основные экономические последствия монополии. 1. В условиях чистой монополии фирме при тех же издержках и спросе выгодно продавать меньше продукции, но по более высокой цене, чем в условиях совершенной конкуренции. Это можно показать графически (рис. 7.5). Предположим, что речь идет об одной и той же отрасли, которая производит определенную однородную продукцию.

В первом случае в данной отрасли функционирует большое количество мелких фирм, действующих независимо друг от друга, т.е. отрасль является совершенно конкурентной. Тогда равновесная цена Рс будет определяться в точке пересечения графиков рыночного спроса й и отраслевого предложения 5 (точка Ес). При этом кривая рыночного

Рис. 7.5. Определение иены и объема производства в конкурентной отрасли и в условиях чистой монополии

предложения в отрасли 5 будет определяться, как мы установили в предыдущем параграфе, путем суммирования по горизонтали отрезков графиков предельных издержек МС отдельных конкурентных фирм (выше уровня минимума А УС).

Во втором случае представим ту же отрасль, но после объединения всех мелких предприятий в монопольную фирму под единым централизованным руководством. При этом бывшие независимые предприятия становятся филиалами созданного монополизированного объединения. График отраслевого спроса /) на конкурентном рынке станет графиком спроса монополиста, так как спрос определяется потребителями, а не производителями продукции. Предельные издержки монополиста МС, в принципе, не изменятся, так как в краткосрочном периоде будут использоваться прежние производственные мощности,техника и технология. Предельная выручка в соответствии с рассмотренными ранее причинами будет меньше цены, а график МЯ приобретет снижающийся вид. В данном случае монополист будет определять оптимальный объем производства о,,, в соответствии с правилом МЯ = МС (точка £",). Пена />"" по которой он сможет реализовать это количество продукции, определяется в точке С на графике спроса.

Таким образом, из рис. 7.5 видно, что оптимальный объем выпуска продукции 0"" обеспечивающий монополисту максимальную валовую прибыль, меньше равновесного объема производства 0С, который установился бы в конкурентной отрасли. В то же время цена Рт, по которой монополист будет продавать продукцию, выше, чем равновесная цена Рс, которая сформировалась бы на конкурентном отраслевом рынке. Следовательно, в результате выбора монополистом оптимального объема производства, обеспечивающего максимальную валовую прибыль, происходит недостаточно эффективное с точки зрения общества распределение экономических ресурсов < МС). Для монополиста по сравнению с конкурентными фирмами выгодно ограничивать объем продаж, реализуя меньше продукции, но по более высокой цене, т.е. использовать на производство данного вида продукции меньше ресурсов, чем необходимо для общества.

2. Чистая монополия способствует увеличению неравенства в распределении доходов в обществе в результате монопольной рыночной власти и установления более высоких цен при тех же издержках, чем в условиях совершенной конкуренции, что позволяет получить монопольную прибыль.

3. В условиях рыночной власти возможно использование монополистом ценовой дискриминации, когда назначаются разные цены для различных покупателей. Такая возможность связана с тем, что существуют покупатели, платежеспособный спрос которых позволяет им приобретать товар монополиста по цене более высокой, чем Р,". В то же время есть покупатели, которые не в состоянии заплатить за товар цену Р,", но могут приобрести его за более низкую цену.

Конечно, лучшие условия для проведения ценовой дискриминации существуют в отраслях, которые занимаются не производством товаров, а оказанием услуг. Это связано с тем, что реализация товаров по относительно низким ценам может привести к их последующей перепродаже по более высоким ценам. Продукция сферы услуг в меньшей степени пригодна или вообще непригодна для последующей перепродажи. Невозможно, например, перепродать полученную транспортную услугу или потребленную электроэнергию. Ценовая дискриминация достаточно широко распространена в России и используется в ряде отраслей при продаже различных видов продукции: электроэнергии, транспортных услуг, услуг телефонной связи, коммунальных услуг и т.д.

Ценовая дискриминация, во-первых, способствует увеличению прибыли монополиста, так как позволяет ему продать часть продукции по цене более высокой, чем />"" тем покупателям, которые в состоянии заплатить за нее повышенную цену; во-вторых, ведет к росту выпуска продукции за счет ее продажи по более низким ценам менее платежеспособным покупателям и за счет расширения рынка сбыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: