Искусство Византии

Еще в IV веке Римская империя распалась на две самостоятельные части, каждая со своим императором, — Западную и Восточную. Столицей восточной части, стал Константинополь, основанный императором Константином на месте греческой Византия. Византия устояла в бурях V столетия и сохранилась после падения Рима как «империя ромеев». В VI веке она занимала обширные территории европейского континента (даже Италия была ненадолго отвоевана) и была, по сравнению с соседями, примитивными варварскими государствами, страной с величественной и блестящей культурой.

На заре средневековья Византия оставалась единственной хранительницей эллинистических традиций. Однако наследие поздней античности Византия существенно преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу средневековья. Причем из всего средневекового европейского искусства именно византийское было в наибольшей степени ортодоксально христианским.]

В византийской художественной культуре два начала: пышная зрелищность и утонченный спиритуализм. Особенно ярко это проявилось архитектуре церквей и соборов Византии.

Прежде всего, следует сказать, что архитектурные формы средневековых христианских церквей сильно изменились по сравнению с античными. В античных храмах классического типа очень большую роль игра­ло их наружное пластическое решение и очень ма­лую — внутреннее пространство. Внутри, в полумра­ке, стояла статуя божества, а все обряды и праздне­ства происходили снаружи, на площади. Назначение христианской церкви иное: она мыслится не как оби­талище Бога, но как место, где собирается община верующих. Организация внутреннего пространства становится главной задачей зодчих, а внешний вид здания решается, скорее, как производное, как обо­лочка. В церковном зодчестве возобладали две архи­тектурные формы: базиликальная и крестово-купольная. Базилика — это прямоугольное в плане и вытя­нутое в длину здание, разделенное на три, пять и да­же больше продольных нефов; средний неф обычно шире и выше боковых. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой), помещался алтарь, в западной — вход.

Другой тип конструкции храма — крестово-купольный, по-видимому, имеет восточные корни. Эти здания чаще всего квадратные в плане, четыре мас­сивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилин­дрические своды, пересекаясь, образуют крест, но равноконечный. В дальнейшем тип храма - базилика утвердился в Западной Европе, а в самой Византии преобладал вто­рой тип. Пример редкого и блестяще решенного объедине­ния обоих конструктивных принципов представляет со­бой константинопольский Собор святой Софии. Этот храм снаружи не кажется слишком большим, но внут­ри поражает своей пространственностью, воздушно­стью гигантского (30 метров в диаметре), как бы паря­щего, купола. Почему же кажется, что золотая громада купола висит в воздухе? Секрет здесь в том, что че­тыре мощных столба, несущие купол, на которые опираются пять арок, остаются почти незаметными зрите­лю. Они искусно замаскированы тонкими легкими пе­регородками и воспринимаются просто как простенки, Представьте себе, для полноты картины, еще и бело­мраморное кружево капителей, инкрустацию цветными мраморами изысканных нежных оттенков, мерцание золотых и многоцветных мозаик, благозвучное пение хора, слышимое, благодаря превосходной акустике, во всех уголках огромного храма, лучи солнца, льющиеся сверху и ярко озаряющие подкупольнос пространство, оставляя в полумраке боковые обходы, и вы поймете великолепие этого замечательного произведения ис­кусства. Где-то в этих обходах стояли тысячу лет назад и русские послы, ошеломленные и очарованные дейст­вительно волшебным зрелищем. Собор святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры.

Славилась Византия не только архитектурными шедеврами. Главные формы византийской живописи — монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконы; книжные миниатюры также широко известны. Наиболее замечательны византийские моза­ики — самое характерное создание византийского ге­ния. Византийские мастера умели извлекать велико­лепные живописные эффекты из особенностей смаль­ты, очень точно рассчитывая угол падения света и де­лая поверхность мозаики не совсем гладкой, а не­сколько шероховатой. Они учитывали также оптиче­ское слияние цветов в глазу зрителя, смотрящего на мозаику с большого расстояния. Время почти не вла­стно над мозаикой старинных мастеров: когда ее очи­щают от застарелой пыли и копоти, оно оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков назад.

Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпальнях Равенны. Равенна, город на побе­режье Адриатики, некогда была столицей Королевства Остготов, потом крупным культурным центром Визан­тии, ныне — только обитель теней. Здесь в грубом тол­стостенном мавзолее покоится прах Теодориха, перво­го остготского короля. Здесь похоронен Данте. Равен­на храпит единственный в своем роде комплекс византийских памятников V — VII веков, того переломного времени, когда на перепутье истории встретились Рим и Византия, античность и средневековье,

Знамение их встречи — равеннский мавзолей Гал­лы Плацидии, византийской царицы V столетия. Он украшен внутри удивительными мозаиками: из густой мерцающей синевы выступают по античному задрапи­рованные фигуры христианских мучеников, расстила­ются сказочные ландшафты рая с золотыми оленями и птицами.

Примеры зрелого, законченного византийского сти­ля — мозаичные циклы XI — XII веков, например, в мо­настыре Дафни (около Афин) или в Чефалу (в Сицилии). Здесь царит строго установленная иерархическая систе­ма расположения сюжетов, призванная иллюстрировать основные догматы христианства. По этой системе, в ку­поле всегда помещалось поясное изображение Христа-Вседержителя, в апсиде — фигура Богоматери, моля­щейся с воздетыми руками; по сторонам от нее, как стражи, фигуры архангелов, в нижнем ярусе — апосто­лы и т. д. Эта каноническая система очень продумана и с большим вкусом связана с архитектурой церкви, с си­стемой архитектурных членений. В зрелом мастерстве константинопольской художественной школы кроме пафоса отвлеченной духовности есть изысканная тща­тельность, ювелирность. Художественные ремесла до­стигали в ней невиданной тонкости. Процветало искус­ство эмалей, инкрустаций из драгоценных камней, резь­бы по кости. В технике мозаики исполнялись небольшие иконки, причем кубики, из которых они набирались, бы­ли размером с булавочную головку. С самой выгодной стороны ювелирность византийского стиля сказалась в искусстве книжной миниатюры, особенно в миниатю­рах XI столетия.

В XIV столетии, при династии Палеологов византий­ское искусство пережило новый и последний период подъема. Каноническая система поколебалась, искусст­во потянулось к большей свободе и экспрессии.

Выдающийся памятник этого палеологовского ис­кусства — мозаики церкви Кахрие-Джами в Констан­тинополе. '.

В XV столетии Византия пала под натиском турок, Собор святой Софии был превращен в мусульманскую мечеть, византийское искусство умерло. Но византийский стиль, в расширительном смыс­ле этого слова, был распространен далеко за пре­делами Византии, хотя в каждой стране он отличал­ся самобытностью и своеобразием. Так, византий­ское искусство влияло на культуру Болгарии, Сер­бии, южной Италии и Венеции. Весьма плодотвор­ную роль сыграла Византия в художественном раз­витии Древней Руси.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: