Еще в IV веке Римская империя распалась на две самостоятельные части, каждая со своим императором, — Западную и Восточную. Столицей восточной части, стал Константинополь, основанный императором Константином на месте греческой Византия. Византия устояла в бурях V столетия и сохранилась после падения Рима как «империя ромеев». В VI веке она занимала обширные территории европейского континента (даже Италия была ненадолго отвоевана) и была, по сравнению с соседями, примитивными варварскими государствами, страной с величественной и блестящей культурой.
На заре средневековья Византия оставалась единственной хранительницей эллинистических традиций. Однако наследие поздней античности Византия существенно преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу средневековья. Причем из всего средневекового европейского искусства именно византийское было в наибольшей степени ортодоксально христианским.]
В византийской художественной культуре два начала: пышная зрелищность и утонченный спиритуализм. Особенно ярко это проявилось архитектуре церквей и соборов Византии.
|
|
Прежде всего, следует сказать, что архитектурные формы средневековых христианских церквей сильно изменились по сравнению с античными. В античных храмах классического типа очень большую роль играло их наружное пластическое решение и очень малую — внутреннее пространство. Внутри, в полумраке, стояла статуя божества, а все обряды и празднества происходили снаружи, на площади. Назначение христианской церкви иное: она мыслится не как обиталище Бога, но как место, где собирается община верующих. Организация внутреннего пространства становится главной задачей зодчих, а внешний вид здания решается, скорее, как производное, как оболочка. В церковном зодчестве возобладали две архитектурные формы: базиликальная и крестово-купольная. Базилика — это прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание, разделенное на три, пять и даже больше продольных нефов; средний неф обычно шире и выше боковых. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой), помещался алтарь, в западной — вход.
Другой тип конструкции храма — крестово-купольный, по-видимому, имеет восточные корни. Эти здания чаще всего квадратные в плане, четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют крест, но равноконечный. В дальнейшем тип храма - базилика утвердился в Западной Европе, а в самой Византии преобладал второй тип. Пример редкого и блестяще решенного объединения обоих конструктивных принципов представляет собой константинопольский Собор святой Софии. Этот храм снаружи не кажется слишком большим, но внутри поражает своей пространственностью, воздушностью гигантского (30 метров в диаметре), как бы парящего, купола. Почему же кажется, что золотая громада купола висит в воздухе? Секрет здесь в том, что четыре мощных столба, несущие купол, на которые опираются пять арок, остаются почти незаметными зрителю. Они искусно замаскированы тонкими легкими перегородками и воспринимаются просто как простенки, Представьте себе, для полноты картины, еще и беломраморное кружево капителей, инкрустацию цветными мраморами изысканных нежных оттенков, мерцание золотых и многоцветных мозаик, благозвучное пение хора, слышимое, благодаря превосходной акустике, во всех уголках огромного храма, лучи солнца, льющиеся сверху и ярко озаряющие подкупольнос пространство, оставляя в полумраке боковые обходы, и вы поймете великолепие этого замечательного произведения искусства. Где-то в этих обходах стояли тысячу лет назад и русские послы, ошеломленные и очарованные действительно волшебным зрелищем. Собор святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры.
|
|
Славилась Византия не только архитектурными шедеврами. Главные формы византийской живописи — монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконы; книжные миниатюры также широко известны. Наиболее замечательны византийские мозаики — самое характерное создание византийского гения. Византийские мастера умели извлекать великолепные живописные эффекты из особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая поверхность мозаики не совсем гладкой, а несколько шероховатой. Они учитывали также оптическое слияние цветов в глазу зрителя, смотрящего на мозаику с большого расстояния. Время почти не властно над мозаикой старинных мастеров: когда ее очищают от застарелой пыли и копоти, оно оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков назад.
Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпальнях Равенны. Равенна, город на побережье Адриатики, некогда была столицей Королевства Остготов, потом крупным культурным центром Византии, ныне — только обитель теней. Здесь в грубом толстостенном мавзолее покоится прах Теодориха, первого остготского короля. Здесь похоронен Данте. Равенна храпит единственный в своем роде комплекс византийских памятников V — VII веков, того переломного времени, когда на перепутье истории встретились Рим и Византия, античность и средневековье,
Знамение их встречи — равеннский мавзолей Галлы Плацидии, византийской царицы V столетия. Он украшен внутри удивительными мозаиками: из густой мерцающей синевы выступают по античному задрапированные фигуры христианских мучеников, расстилаются сказочные ландшафты рая с золотыми оленями и птицами.
Примеры зрелого, законченного византийского стиля — мозаичные циклы XI — XII веков, например, в монастыре Дафни (около Афин) или в Чефалу (в Сицилии). Здесь царит строго установленная иерархическая система расположения сюжетов, призванная иллюстрировать основные догматы христианства. По этой системе, в куполе всегда помещалось поясное изображение Христа-Вседержителя, в апсиде — фигура Богоматери, молящейся с воздетыми руками; по сторонам от нее, как стражи, фигуры архангелов, в нижнем ярусе — апостолы и т. д. Эта каноническая система очень продумана и с большим вкусом связана с архитектурой церкви, с системой архитектурных членений. В зрелом мастерстве константинопольской художественной школы кроме пафоса отвлеченной духовности есть изысканная тщательность, ювелирность. Художественные ремесла достигали в ней невиданной тонкости. Процветало искусство эмалей, инкрустаций из драгоценных камней, резьбы по кости. В технике мозаики исполнялись небольшие иконки, причем кубики, из которых они набирались, были размером с булавочную головку. С самой выгодной стороны ювелирность византийского стиля сказалась в искусстве книжной миниатюры, особенно в миниатюрах XI столетия.
|
|
В XIV столетии, при династии Палеологов византийское искусство пережило новый и последний период подъема. Каноническая система поколебалась, искусство потянулось к большей свободе и экспрессии.
Выдающийся памятник этого палеологовского искусства — мозаики церкви Кахрие-Джами в Константинополе. '.
В XV столетии Византия пала под натиском турок, Собор святой Софии был превращен в мусульманскую мечеть, византийское искусство умерло. Но византийский стиль, в расширительном смысле этого слова, был распространен далеко за пределами Византии, хотя в каждой стране он отличался самобытностью и своеобразием. Так, византийское искусство влияло на культуру Болгарии, Сербии, южной Италии и Венеции. Весьма плодотворную роль сыграла Византия в художественном развитии Древней Руси.