1. Исторические особенности культуры Древнего Рима - Искусство поздней Империи.
2.В чем истоки зрелищного искусства в культуре XVIII-XX веков?
Глава V. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
Средние века — большая эпоха человеческой истории и культуры, примерно тысячелетний период, от V века по XV век (хронологические рамки, конечно, приблизительны), когда в мире господствовал феодальный строй. Судьба европейской культуры в этот период была связана со сложными и бурными процессами, происходившими на континенте в связи с падением Римской империи, в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и нашествий «варварских» племен, а также со становлением и развитием ряда «варварских» государств.
Для большей части Европы раннее средневековье характеризуется низким уровнем производительных сил, господством натурального хозяйства, лабым развитием общественного разделения труда. серьезное влияние на социокультурную ситуацию называли также такие факторы, как бесконечные войны между государствами, вторжение кочевников авары, печенеги, половцы), распространение и укрепление христианства, борьба против арабских завоеваний, Могучая арабская держава завоевала в V веке большую часть византийских владений, а в начале VIII века — Испанию (Королевство Вестготов) и стремилась покорить Галлию (Королевство Франков).
|
|
; В результате окончательного распада Римской империи временно были утеряны наивысшие достижения цивилизации. Искусство, литература, теоретические и прикладные вопросы науки были преданы забвению (если не считать небольших территорий, где их хранили в законсервированном виде,»бы передать их позднее людям ради их блага). Это существенно меняло условия жизни людей. Дело в том, что водяное колесо не только мололо зерно, но и использовалось для самых разнообразных нужд. Оно отбивало сукно в воде, поднимало воду в целях орошения, на лесопилках и т.д. Ветряные мельницы, появившиеся в Европе к концу XII века, подчинили человеку еще и силу ветра. В странах ислама ветряные мельницы встречаются уже с VII века, но устроены они были совсем иначе, менее эффективно.
Крупных достижений достигла средневековая Европа в области средств транспорта. В VIII веке в Китае и в XIII веке в Европе появилось рулевое управление современной конструкции. Это позволило улучшить оснастку судов и строить более крупные корабли. За период с XIII по XV века в развитии мореплавания было сделано больше, чем за предыдущие четыре тысячелетия. Со времени появления первых парусников, до конца древнего мира навигация развивалась от речного плавания лишь до пересечения Средиземноморья и каботажного мореходства вдоль побережий континентов. И только в 1492 году, спустя два столетия после появления современного рулевого управления, человеку удалось пересечь Атлантический океан.
|
|
Большим шагом вперед в развитии судоходства по внутренним водным путям явились шлюзы с воротами. Они появились в Нидерландах в XIV веке и, по-видимому, независимо в Италии в XV веке.
Усовершенствование средств передвижения проложило путь так называемой «торговой революции», эпохе большого расцвета торговли, наступившей в последние столетия средних веков. А это дало сильный толчок росту промышленности и развитию новых машин, способствовало становлению нового мировоззрения.