Предпосылки средневекового мировоззрения вызревают еще в недрах Римской империи вместе с тенденциями феодализации рабовладельческого строя и усилением христианства, превратившегося в IV веке в господствующую религию. Многие концепции средневековой философии и эстетики, передававшиеся из века в век, начали формироваться именно в это время. Раннехристианское искусство постепенно отошло от эстетических принципов античности, противопоставило его пластичности плоскостность, дематериализацию человеческих фигур и экспрессивность образов. Направленность раннехристианской философии на отрицание античной языческой культуры иногда перерастала в тенденцию отрицания всех форм художественной деятельности. Разумеется, само средневековое сознание, несмотря на растущее господство в нем религии, было неоднородно. В народном сознании жили остатки дохристианской мифологии и античных культов, фольклорные образы проникали даже в церковное искусство. Например, излюбленный в древнерусской и романской архитектуре, а также в прикладном искусстве, «звериный стиль», в сюжетах которого отчетливо видно его нехристианское происхождение. В церковной живописи; иконе, фреске, мозаике и в украшениях книг далеко не все может быть объяснено господствовавшей в феодальном обществе идеологией. В раннесредневековую ирландскую и английскую миниатюру проникли образы ирландских саг, кельтские языческие символы, встречающиеся даже в изображениях святых. Еще одним примером может служить и обратная перспектива в живописи, которая не находила обоснования в средневековых ученых трактатах.
|
|
Варварские короли, переходя в христианство, перенимают образ жизни римской знати. Это, в свою очередь, приводит к постепенному слиянию культуры народов, стоящих между дикостью и цивилизацией, с остатками культуры античной, чему соответствует оформление христианства в официальную идеологию феодального общества.
Западноевропейские философы, жившие в эпоху раннего средневековья, занимались в основном переложением и переводами античных мыслителей. Хотя эта работа и не была творческой, все же значение ее не так уж мало: она позволила сохранить для последующих веков античных авторов, способствовала созданию библиотек, ставших очагами культуры и базой позднейших средневековых школ и университетов. В этом плане существенны заслуги позднсримского философа и математика Боэция, человека высокой образованности, стремившегося соединить принципы античного эстетического миросозерцания с христианскими. Его теория музыки оказала влияние на всю средневековую эстетику вплоть до XV века.
|
|
В IX веке Карл Великий и его наследники начинают собирать при своих дворах ученых и философов, поручая им просветительную деятельность, которая могла развиваться в это время, конечно, в очень ограниченных масштабах. В выполнении этой работы выдающуюся роль сыграл Иоанн Скот Эриугона, выходец из Ирландии. Зная греческий язык, Эриугена переводил греческих философов на латынь, размышлял о природе красоты. Называя красоту «симфонией», он перечислял следующие принципы, без которых она невозможна: части должны составлять целое, причем оно складывается как из материальных, так и духовных компонентов; красота обладает символической природой, отражая сияние Бога, в котором проявляется ритм, мудрость, разум, вечность, любовь, покой, дающие необыкновенное наслаждение человеку. Видя в искусстве откровение, Эриугена ставил его очень высоко.
Мнение П.А. Сорокина: «Возьмем, например. культуру Запада средних исков. Ее главным принципом или главной истиной (ценностью) был Бог...
Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне». Литература также была насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер... Философия была практически идентична религии и теологии и концентрирова.лась вокруг той же основной ценности или принципе, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Этика и право представляли собой только дальнейшую риз работку абсолютных заповедей христианства....Короче говоря, интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости:
бесконечность, сверхчувственность, сверхразумность Бога... Такая унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности, может быть названа идеациональной. Такая же в основном сходная посылка... лежала в основе интегрированной культуры Брахманской Индии, буддистской и лаоистской культур, греческой культуры с VIII по конец VI века до нашей эры...
Закат средневековой культуры заключался именно в разрушении этой идеациональной системы культуры. Он начался в конце XII века, когда появился зародыш нового — совершенно отличного — основного принципа, заключавшегося в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, — реально и имеет смысл...
Этот медленно приобретающий вес новый принцип столкнулся с приходящим в упадок принципом идеациональный культуры, и их слияние в органичное целое создало совершенно новую культуру в XIII — XIV столетиях. Его основной посылкой было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна... Культурная система, воплощающая эту посылку, может быть названа идеалистической. Культура XIII -— XIV столетий в Западной Европе, так же как и греческая культура V — IV веков до нашей эры, были преимущественно идеалистическими, основанными на этой синтезирующей идее.