Духовные ориентиры средневековой Европы

Предпосылки средневекового мировоззрения вы­зревают еще в недрах Римской империи вместе с тен­денциями феодализации рабовладельческого строя и усилением христианства, превратившегося в IV веке в господствующую религию. Многие концепции средне­вековой философии и эстетики, передававшиеся из ве­ка в век, начали формироваться именно в это время. Раннехристианское искусство постепенно отошло от эстетических принципов античности, противопоставило его пластичности плоскостность, дематериализацию че­ловеческих фигур и экспрессивность образов. Направ­ленность раннехристианской философии на отрицание античной языческой культуры иногда перерастала в тенденцию отрицания всех форм художественной дея­тельности. Разумеется, само средневековое сознание, несмотря на растущее господство в нем религии, было неоднородно. В народном сознании жили остатки до­христианской мифологии и античных культов, фольк­лорные образы проникали даже в церковное искусст­во. Например, излюбленный в древнерусской и роман­ской архитектуре, а также в прикладном искусстве, «звериный стиль», в сюжетах которого отчетливо вид­но его нехристианское происхождение. В церковной живописи; иконе, фреске, мозаике и в украшениях книг далеко не все может быть объяснено господство­вавшей в феодальном обществе идеологией. В раннесредневековую ирландскую и английскую миниатюру проникли образы ирландских саг, кельтские языческие символы, встречающиеся даже в изображениях свя­тых. Еще одним примером может служить и обратная перспектива в живописи, которая не находила обосно­вания в средневековых ученых трактатах.

Варварские короли, переходя в христианство, пере­нимают образ жизни римской знати. Это, в свою оче­редь, приводит к постепенному слиянию культуры на­родов, стоящих между дикостью и цивилизацией, с ос­татками культуры античной, чему соответствует офор­мление христианства в официальную идеологию фео­дального общества.

Западноевропейские философы, жившие в эпоху раннего средневековья, занимались в основном пере­ложением и переводами античных мыслителей. Хотя эта работа и не была творческой, все же значение ее не так уж мало: она позволила сохранить для последу­ющих веков античных авторов, способствовала созданию библиотек, ставших очагами культуры и базой позднейших средневековых школ и университетов. В этом плане существенны заслуги позднсримского фи­лософа и математика Боэция, человека высокой обра­зованности, стремившегося соединить принципы антич­ного эстетического миросозерцания с христианскими. Его теория музыки оказала влияние на всю средневе­ковую эстетику вплоть до XV века.

В IX веке Карл Великий и его наследники начинают собирать при своих дворах ученых и философов, по­ручая им просветительную деятельность, которая могла развиваться в это время, конечно, в очень ограничен­ных масштабах. В выполнении этой работы выдающу­юся роль сыграл Иоанн Скот Эриугона, выходец из Ирландии. Зная греческий язык, Эриугена переводил греческих философов на латынь, размышлял о природе красоты. Называя красоту «симфонией», он перечис­лял следующие принципы, без которых она невозмож­на: части должны составлять целое, причем оно скла­дывается как из материальных, так и духовных компо­нентов; красота обладает символической природой, от­ражая сияние Бога, в котором проявляется ритм, муд­рость, разум, вечность, любовь, покой, дающие нео­быкновенное наслаждение человеку. Видя в искусстве откровение, Эриугена ставил его очень высоко.

Мнение П.А. Сорокина: «Возьмем, например. культуру Запада средних исков. Ее главным принципом или главной истиной (ценностью) был Бог...

Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне». Литература также была насквозь пронизана религией и христиан­ской верой. Живопись выражала те же библей­ские темы в линии и цвете. Музыка почти ис­ключительно носила религиозный характер... Философия была практически идентична рели­гии и теологии и концентрирова.лась вокруг той же основной ценности или принципе, ка­ким являлся Бог. Наука была всего лишь при­служницей христианской религии. Этика и пра­во представляли собой только дальнейшую риз работку абсолютных заповедей христианства....Короче говоря, интегрированная часть сред­невековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и цен­ностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объ­ективной действительности и значимости:

бесконечность, сверхчувственность, сверхра­зумность Бога... Такая унифицированная систе­ма культуры, основанная на принципе сверхчув­ственности и сверхразумности Бога, как един­ственной реальности и ценности, может быть названа идеациональной. Такая же в основном сходная посылка... лежала в основе интегриро­ванной культуры Брахманской Индии, буддист­ской и лаоистской культур, греческой культуры с VIII по конец VI века до нашей эры...

Закат средневековой культуры заключался именно в разрушении этой идеациональной сис­темы культуры. Он начался в конце XII века, ког­да появился зародыш нового — совершенно от­личного — основного принципа, заключавшегося в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши ор­ганы чувств, — реально и имеет смысл...

Этот медленно приобретающий вес новый принцип столкнулся с приходящим в упадок принципом идеациональный культуры, и их сли­яние в органичное целое создало совершенно новую культуру в XIII — XIV столетиях. Его основной посылкой было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частич­но чувственна... Культурная система, воплоща­ющая эту посылку, может быть названа идеа­листической. Культура XIII -— XIV столетий в Западной Европе, так же как и греческая куль­тура V — IV веков до нашей эры, были преиму­щественно идеалистическими, основанными на этой синтезирующей идее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: