Сферы проявления межличностных конфликтов

Межличностные конфликты охватывают все сферы человеческих отношений. В таблице представлены основные сферы межличностных конфликтов.

Сферы межличностных конфликтов.

Сфера проявления Типы конфликтов Причины
1. Коллектив (организация) Руководитель-подчиненный. Между сотрудниками одного ранга. Служебные. Неслужебные. Организационно-технические: распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях и т.д. Психологические (социально-психологические): индивидуально-психологические особенности; Социально-психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка).
2. Семья Супружеские конфликты. Родители-дети. Супруги-родственники. Ограничение свободы, активности и действий; Девиантное поведение одного или нескольких членов семьи -совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.(пьянство, разгульный образ жизни); Наличие противоположных интересов; Сексуальная дисгармония; Материальные проблемы; Индивидуально-психологические особенности и уровень психолого-педагогической культуры членов семьи.
3. Общество (учреждения социальной сферы; государственные учреждения; улица; общественный транспорт и т.п.) Гражданин-общество. Гражданин-чиновник и т.д. Неразвитость технологий приема граждан в государственных учреждениях и в сфере обслуживания; низкая правовая и психолого-педагогическая культура.

В основе большинства как межличностных, так и других социальных конфликтов, лежит распространенный стереотип, согласно которому любая ситуация столкновения интересов представляет собой, так называемую, игру с нулевой суммой, в которой размер выигрыша равен размеру проигрыша. То есть собственные интересы могут быть удовлетворены лишь в той степени, в которой оказываются ущемленными интересы противоположной стороны. Наиболее очевидным примером такого рода являются спортивные игры где победители выигрывают ровно с тем счетом, с которым поигрывают побежденные.

Межличностные конфликты могут протекать в форме:

соперничества - стремление человека к соревнованию (конкуренции) с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.

спора- это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции.

дискуссии- (от латинского - рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему.

1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр причин: общих (В обществе, на предприятии, психологический климат) и частных, объективных (Не зависящие от человека, как принято) и субъективных.(зависящие от человека, как я думаю).

3. Межличностные конфликты для конфликтующих сторон являются своеобразным “полигоном” проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей:

А). Способности;

Б).Темперамент- индивидуальные особенности, которые характеризуют эмоциональную сторону поведения человека; его особенности, как правило, являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить.

Холерик

сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.

Сангвиник

также сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

Флегматик

сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.

Меланхолик

слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций.

Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство холерика -- в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Этот тип подходит для таких профессий, иногда подводящих к экстремали: врач (сложная операция, борец за жизнь человека), оперуполномоченный внутренних дел (задержка преступника), журналист (вечно на «острие иглы»), летчик-истребитель (явная опасность для жизни). Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Такой тип пригоден к организаторской деятельности: кадровик, или же по-современному, управленец персоналом, политик, менеджер по туризму, где действия работников не всегда строго регламентированы.

Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Сюда можно отнести такие профессии, как телефонистка, машинистка. Этот тип характеризует планомерная и плодотворная деятельность.

Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале. Люди с таким типом характера пригодны для конвейерных работ, характеризуемые исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня. Таковым является труд бухгалтера, библиотекаря. Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.

В). Характер - система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т. д.

Г). Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения, которое связанно с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Д). Эмоции- своеобразное выражение отношения человека к предметам и явлениям окружающего мира в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного характера.

4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.(работа, внешность, личные отношения, дружба).

4. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

Существует классификация конфликтов по возможным последствиям на конструктивные и деструктивные. Обычно обе эти стороны конфликта сосуществуют друг с другом, но возможно попытаться определить, какая из сторон преобладает.

конструктивные последствия межличностных конфликтов:

-прояснение взаимоотношений между людьми;

-нахождение способов улучшения взаимоотношений;

-создание общности людей, причастных к решению проблемы;

-расширение сферы сотрудничества на другие области;

-ускорение процесса самоосознания.

деструктивные последствия конфликта проявляются в случае, если столкновение выходит за пределы предмета и содержания конфликта (из рационального) в плоскость личностно-эмоциональную:

-призрачность выигрыша; (непонятно, что ожидает в конце конфликта)

-снижение самооценки проигравшей стороны;

-напряженные послеконфликтные отношения;

-отрицательное влияние на здоровье

Причины межличностных конфликтов.

во-первых, из-за ценностной и целевой «несовместимости» участников общения.

Если один партнер ориентируется на материальные ценности, а другой - на духовные, или если оба ориентированы на одни и те же материальные ценности (это так называемый конфликт ресурсов), то причина конфликта, можно сказать, уже существует.

Если один, к примеру, стоит на защите позиции принципиального ненасилие и добра, а другой постоянно и беспринципно выступает за выгодные компромиссы.

Один партнер ориентирован в своем поведении, в своем общении на ценность долга, а другой на ценность удовольствия и т.д.

Во-вторых, конфликты в общении возникают из-за дисгармонии потребностей, мотивов, психических и моральных качеств(эгоистичность, нетерпимость, жестокость, высокомерность, снобизм, лживость, бестактность, наглость и др), антипатии, «несходства характеров», психологических (истеричность, несдержанность, агрессивность, неуравновешенность и др.) и национальных предрассудков.

В-третьих, возможно возникновение конфликтов из-за несоответствия стиля, манеры, этических норм и правил общения (вследствие разного воспитания и других особенностей человека у него формируются определенные стереотипы общения, которые рано или поздно приводят к формированию явных противоречий и, возможно, конфликтов).

Не только несовпадение ценностных ориентацией, может быть причиной конфликта, конфликты могут возникать и при одинаковых ценностных ориентациях, но понимание не устанавливается.

Много конфликтов совершились только из-за неверного толкования тех или иных поступков, слов, фраз, высказываний.

Часто человек просто не может адекватно выразить свои намерения, мотивы, ценности, цели, пристрастия: ему или не хватает культуры общения или он не считает нужным придавать этому большое значение. Бывает и наоборот, человек принципиально не может (или ему просто «не дано») понять своего собеседника, несмотря на все старания последнего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: