Характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон.
Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию.
При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд моментов:
- Компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Такая взаимная уступка является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы.
- Иногда компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность.
Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же должность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца ее сократили. Предмет конфликта исчез. Компромисс между двумя сотрудниками состоял в том, что никто из них не предпринимал ни прямых, ни косвенных действий по отношению друг к другу. Каждый остался при своих интересах, а отсутствие ненужных «баталий» позволило сохранить между ними нормальные отношения.
- Компромисс может принимать активную и пассивную формы.
Активная форма может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-либо обстоятельств.
Пассивный компромисс – это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок.
Иначе говоря, в конкретных условиях перемирие может быть обеспечено пассивностью субъектов конфликта.
Понятие «компромисс» близко по своему содержанию к понятию «консенсус».
Сходство их заключается в том, что компромисс и консенсус по своей сущности отражают взаимные уступки субъектов.