Согласно российскому стандарту ГОСТ 17479 моторные масла классифицируются по вязкости и по эксплуатационным свойствам.
По вязкости зимние и летние сорта масел делятся на 10 классов (4, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24), и внесезонные загущенные — на 10 классов (от 33/8 до 6З/16). Класс внесезонных масел изображают дробью, в числителе которой указывают кинематическую вязкость при —18 0С, а в знаменателе — при 100 0С. Например, обозначение 63/14 означает, что вязкость масла при —18 0С равна 10 400 сСт, а при 100 0С находится в пределах 12,5...14,5 сСт. Буква «з» в индексе соответствует наличию вязкостной (загущающей) присадки.
В зависимости от области применения (типа двигателя) моторные масла делятся на шесть групп: А, Б, В, Г, Д, Е (табл. 2). Моторные масла разных групп отличаются количеством и эффективностью присадок. Масла группы Е отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами.
Таблица 2. Группы моторных масел
Группа масла по эксплуатацион-ным свойствам | Рекомендуемая область применения |
А | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели |
Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
Б2 | Малофорсированные дизели |
B1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений |
В2 | Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений |
Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений и коррозии |
Г2 | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений |
Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в более тяжелых условиях, чем масла группы Г1 |
Д2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых условиях или в таких условиях, когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений |
Е1, Е2 | Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в более тяжелых условиях, чем масла групп Д1 и Д2 |
Масла, используемые в бензиновых двигателях, имеют индекс 1, а в дизельных — индекс 2. Отсутствие индекса означает, что масло универсальное и может быть использовано как для бензиновых двигателей, так и для дизелей. Если универсальное масло относится к разным группам, его маркируют двумя группами с разными индексами.
Примеры маркировки.
В марке масла М-10Г2 буква М означает моторное масло, число 10 — класс вязкости (рабочая вязкость масла при 100 0С составляет 10 сСт), буква Г2 — область применения масла (для высокофорсированных дизелей).
В марке М-6з/12Г1 класс вязкости 6з/12 означает следующее: цифра «6» характеризует вязкость при —18 0С; буква «з» в индексе — наличие загущающей (вязкостной) присадки, вследствие чего масло можно использовать всесезонно; 12 — рабочая вязкость при 100 0С; Г1 — область применения (для высокофорсированных бензиновых двигателей).
Марка М - Д1/E2 означает: всесезонное универсальное моторное масло групп Д1 и Е2.