Основы управления внешнеэкономической деятельностью

На современном этапе международного разделения труда внешнеэкономические связи рассматриваются как один из факторов роста национального дохода, экономии народнохозяйственных затрат, ускорения научно-технического прогресса, повышения уровня жизни населения, развития материальной базы страны. Важное условие эффективного развития производительных сил — использование тех выгод, которые заложены в международном разделении труда:

- во-первых, это экономия затрат: прямой выигрыш получается тогда, когда внешнеторговая цена на товар выше, чем издержки на его производство в стране; экономию можно получить и тогда, когда затраты на производство товара выше его цены на мировом рынке, но зато на полученную валюту можно купить другой товар по цене ниже собственных затрат на его производство;

- во-вторых, стимулируются производство собственной техники с лучшими параметрами, рост квалификации рабочих и инженерно-управленческого персонала до международного уровня;

- в-третьих, возникает возможность реализовать абсолютную ренту природных ресурсов, естественно, при надлежащей структуре экспорта и целевой ориентации собственного производства;

- в-четвертых, внешнеэкономические связи дают выигрыш во времени.

К этому можно добавить, что крупные совместные научно-технические программы способствуют решению внутренних политических, экономических, социальных и экологических проблем.

До начала 80-х годов для внешнеэкономических связей в нашей стране была характерна высокая динамика. Физический объем внешней торговли ежегодно рос в 1,3 раза быстрее национального дохода. Чистые поступления от внешней торговли составляли около 16 % всех доходов бюджета. Рост внешнеторгового оборота определялся соотношением конъюнктуры на мировом рынке. Так, цены на топливно-энергетические товары, составляющие почти половину нашего экспорта, с 1970 по 1980 г. увеличились примерно в 9 раз, цены на машины и оборудование, составляющие треть импорта, возросли в 2 раза.

В 80-х годах ситуация на мировом рынке резко изменилась. Если с 1971 по 1975 г. реальный объем внешнеторгового оборота возрос на 45 %, в последующую пятилетку — на 30 %, то в 1981-1985 гг. — только на 20 %. Физический объем внешней торговли до 1980 г. возрастал в среднем на 5 % в год, а в 1981-1985 гг. эта цифра составила лишь 2,7 %. При этом ухудшилась структура внешнеторгового оборота. Доля машин и оборудования в экспорте сократилась с 20 до 13,6 %, а топлива возросла с 17 до 53 %. Доля СССР в мировом экспорте практически с 1970 г. не изменялась и составляла 4,1-4,2 %.

Сложившаяся в СССР структура экспорта и его доля в мировом экспорте не соответствовали достигнутому уровню экономического развития страны, обусловливали чрезмерную чувствительность внешнеторгового и платежного балансов к колебанию цен на топливо и сырье. Произошедшие в экспорте страны сдвиги были прямо противоположны усиливающейся в международной торговле под влиянием научно-технической революции тенденции к росту объемов наукоемкой продукции, готовых изделий и услуг. Экспортный потенциал обрабатывающей отрасли даже там, где имелись для этого необходимые предпосылки, использовался неудовлетворительно. Многие виды машин и оборудования были слабо конкурентоспособны из-за низкого качества или отсутствия системы сервисного обслуживания, кроме того, недостаточными были экономико-политические и торгово-экономические мероприятия, направленные на завоевание новых рынков.

Отраслевые министерства и ведомства, объединения и предприятия оказались практически оторванными от внешнеэкономической деятельности. Хозяйственный механизм был таков, что у трудовых коллективов не возникала заинтересованность в производстве продукции для внешнего рынка. Назрела необходимость в преодолении неблагоприятных тенденций в развитии внешнеэкономических связей страны, перестройке системы внешнеторгового оборота, организации управления, а также внедрении новых форм экономического и научно-технического сотрудничества, совершенствовании управления внешнеэкономическими связями.

В условиях перестройки управления экономикой страны формируется соответствующая структура управления внешнеэкономическими связями (ВЭС). Подсистемы и элементы ее можно представить в виде четырех основных блоков:

- прогнозирование и планирование;

- организационная структура управления;

- экономические методы управления;

- обеспечивающие подсистемы управления.

1. Прогнозирование и планирование включают: концепции, долгосрочные прогнозы и программы; сводные разделы по внешнеэкономическим связям; госзаказы и спецзаказы, балансы и лимиты ВЭС; инициативы ассоциаций, банков, предприятий и кооперативов

в планировании ВЭС;

статистический учет, анализ и достоверность статистики.

2. Организационная структура управления выражается в создании Государственной внешнеэкономической комиссии в прави­тельстве страны; единых внешнеэкономических органов, таких, как Министерство иностранных дел РФ; специализированных хозрасчетных ассоциаций и объединений в области внешнеэкономических связей территориальных органов, министерств и ведомств; внешнеторговых фирм в объединениях и на предприятиях; совместных предприятий, международных объединений.

3. Экономические методы управления внешнеэкономическими связями предполагают:

- договорные и контрактные отношения предприятий и организаций страны в области ВЭС;

- ценообразование, государственное регулирование, государственный контроль и договорные цены;

- финансирование и кредитование ВЭС;

- экономическое стимулирование ВЭС через государственные структуры банков.

4. Обеспечивающие подсистемы управления — это правовое и методическое регулирование; сертификация и международные стандарты; маркетинг, реклама и информация о мировых рынках, банки и базы данных, а также подготовка и повышение квалификации кадров для внешнеэкономических связей.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

При прогнозировании внешнеэкономической деятельности возникает необходимость в предсказании динамики различных показателей, и, прежде всего, потоков экспортных и импортных товаров. Прогноз динамики товарных потоков нужен, с одной стороны, для того, чтобы выяснить возможность получения дополнительных ресурсов товаров промежуточного и конечного потребления через импорт, с другой — для того, чтобы определить целесообразные объемы экспорта продукции отдельных отраслей и, следовательно, установить требования, предъявляемые к уровню экспортных поставок различными отраслями промышленности и сельского хозяйства. Необходимо проведение глубокого анализа влияния внешнеэкономических связей на эффективность и сбалансированность общественного производства страны. Прогноз экспортных и импортных потоков целесообразно проводить по агрегированной номенклатуре отраслей и важнейших продуктов.

Исключительно важна разработка прогноза цен мирового рынка. Уровень цен, по которым в перспективе будут реализовываться товары, предопределяет эффективность экспорта, импорта и отечественного производства различных видов продукции. Кроме того, уровень внешнеторговых цен предопределяет и тенденции формирования платежного баланса страны. Большая роль в разработке комплексного прогноза внешнеэкономических связей принадлежит прогнозу спроса и предложения на продукцию, которая может явиться предметом экспорта и импорта. Уровень спроса и предложения на внешних рынках на вывозимую и ввозимую продукцию предопределяет максимально возможные объемы экспортных продаж и импортных закупок в перспективе. Прогноз спроса и предложения на продукцию экспорта и импорта непосредственно связан с прогнозом развития конкретных мировых товарных рынков, народнохозяйственными потребностями и объемами производства в странах — торговых партнерах.

Сложность изучения товарного рынка предопределяется чрезвычайно большим числом постоянно меняющихся и различных по природе формирующих факторов. Причинно-следственная взаимообусловленность и противоречивость осложняют контроль за изменением соотношений между ними, а также их дифференциацию и количественную оценку, что, в конечном счете, делает весьма затруднительным анализ явлений.

В зависимости от целей и задач прогнозирования все факторы можно сгруппировать по следующим пяти признакам:

- длительность (период) действия;

- степень влияния (иерархия или масштабность);

- конкретная область проявления;

- характер воздействия;

- принадлежность к той или иной сфере рыночного механизма.

Разработка краткосрочного (конъюнктурного) прогноза требует учета всего комплекса факторов — от временных и случайных до постояннодействующих нециклических. Подготовка среднесрочного прогноза базируется в первую очередь на учете постояннодействующих циклических и нециклических факторов, остальные могут в расчет не приниматься. Естественно, что в процессе кратко- и среднесрочного прогнозирования необходимо принимать во внимание все факторы, воздействующие как на спрос, так и на предложение. Задача долгосрочного прогнозирования требует привлечения постояннодействующих факторов, а также факторов, влияющих на спрос в длительной перспективе, тогда как предложение будет в данном случае играть роль естественного ограничителя ресурсов. Все прочие моменты будут определять лишь кратковременные отклонения от основной, глобальной тенденции развития рынка и в процессе долгосрочного прогнозирования могут не учитываться.

При разработке прогноза товарного рынка следует принимать во внимание ряд обязательных требований. Прогноз должен быть:

- надежным, научно обоснованным и системным, то есть базироваться на тщательном и всестороннем анализе «предыстории» и тех факторов, которые могут оказать существенное влияние на формирование рынка в обозримой перспективе;

- воспроизводимым и доказательным, то есть тот же результат должен быть получен при независимой повторной проверке, в том числе на базе других методов (с целью исключения фактора субъективизма);

- иметь альтернативный характер с четкой формулировкой всех гипотез и предпосылок, положенных в его основу;

- иметь надежную методику оценки достоверности и точности с целью своевременной корректировки.

Исследование деятельности 162 американских и канадских фирм показало, что абсолютное большинство внешнеторговых операций в них осуществляется в соответствии с планами, разрабатываемыми различными отделами компаний (производства, сбыта продукции, изучения спроса, рекламы и т. д.). Однако единого плана маркетинга часто не существует. По данным обследования деятельности других 346 американских компаний, 73 % этих компаний регулярно разрабатывают общекооперативный план рыночной стратегии и техники. В то же время, по оценке маркетолога Уолтера Стека, лишь 10 % американских фирм осуществляют деятельность на основе единого, утвержденного плана маркетинга. Дело в том, что прогнозирование и планирование в рамках фирмы требуют специалистов и дорогостоящей электронно-вычислительной техники, чем зачастую не располагают не только мелкие, но и средние компании.

При этом значение прогнозирования и планирования в управлении внешнеэкономической деятельностью возрастает. С их помощью реализуются важнейшие принципы рыночной теории управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: