СКД в РФ: проблемы и тенденции развития

Распад СССР повлиял на изменения СК ситуации в России. Реформирование экономики и обострение экономических, национальных, социально-культурных проблем. Принятие закона о культуре 1992 г явилось первой попыткой придать к-ре нормативно-правовое обеспечение и повлиять на СК жизнь общества. Экономическая ситуация в стране имела негативные последствия для деят-ти УК, закрывали клубы, сокращали б/п услуги, сокращение бюджетных ассигнований. Развивается коммерческий сектор. В условиях трансформации российского общества иные подходы потребовались в решении финансовых, правовых, хозяйственных, социальных проблем функционирования организаций социально-культурной сферы. Происходящая коммерциализация культуры нередко приходит в противоречие с культурно-политическими и экономическими интересами общества, так как задерживается развитие культурных потребностей населения. Ориентация на запад и их ценности.

Несомненно, одна из главных проблем связана с тем, что учреждения культуры до сих пор финансируются по «остаточному» принципу, всего 2 % государственного бюджета выделяется на сферу культуры, зачастую в реальности не выделяются и они. В связи с недофинансированием остро встала проблема коммерциализации. Расширение видов предпринимательской деятельности для некоммерческих учреждений культуры становится единственным фактором выживания их в современных условиях. В результате эта деятельность все больше отторгает подавляющую часть населения страны от культурных ценностей, приводит к резкому снижению качественного уровня культуры, что грозит вырождением духовного и нравственного потенциала общества, цивилизационной дезориентацией народа, утратой культурной самобытности. Следующая проблема - слабые кадровые ресурсы и слабая преемственность опыта. Значительный процент работников в сфере культуры не имеют специального профильного образования, а у специалистов наблюдается недостаточный уровень экономической и юридической компетентности. Недостойная зарплата, ненормированность труда, низкий уровень социальной защищенности работников культуры делает сферу культуры не привлекательной для молодого поколения. Или другая ситуация, молодые специалисты, у которых есть соответствующий документ об образовании, не востребованы и не приживаются в учреждениях культуры не по причине конкуренции на рынке труда и потребностью в дополнительной профессиональной подготовке, а в связи с отторжением их «старой гвардией» управленцев. «Поколенческая проблема» носит в государственных учреждениях культуры чрезвычайно острый характер соперничества и основана на нежелании традиционных управленцев делиться административными полномочиями, ресурсом власти с инновационными менеджерами. Такая проблема как слабая материально-техническая база учреждений культуры, обострение материальных проблем является следствием недостаточного финансирования. Не всегда существует возможность решать проблему замены устаревшего (физически или морально) оборудования, таким образом, зачастую материально-техническая база не отвечает современным требованиям работы с населением.

Проблемы: поддержка авторского права в сфере культуры; условия для инноваций минимальны- не достаточно разработана нормативно правовая база, она старая уже! процесс ОПТИМИЗАЦИИ в УК

1. Отсутствие единой современной системы управления, регулирования, финансиров-я и правов обеспеч К. (з-н о культуре) 3. Не входит как полноценная часть во все другие направления политики (в эконом развитие, внешн эк-ку и т.д.). Не признана приоритетность к-ы во внешнем имидже страны. 4. Нет системы культурного планирования (введение инноваций с учетом реформирования всей инфраструктуры) Нет четкого курса и направления долговременного развития КП в России (поэтому КП часто зависит от того, что говорит или любит Президент или министр или мэр). 5. Не отработана система финансирования, поэтому мало денег. Ориентация на запад образцы, но УК еще не готовы (Закон об автоном учреждениях, где УК дол перейти на самоокупаемость) Отсутствие кадров и их подготовки в сфере упр-я УК и органами власти в рыноч эк-ке. Не предприн. достат мер по устранен негат последствий коммерциализации К. (сломана сеть УК) Не достат популяриз-ся региональная и этнические к-ы. 10.не достат мер по культ обьедин и снятию межэтнической напряж-ти. Не развивается соц инициатива и творч самод-ть; новаторство в обл СКД. Плохо организ-но взаимод-е с соц институтами (СК проекты из вузов к-ы и искусства), бизнесом. Плохой контроль информации в СМИ (популяр-я масс к-ы и некачественных образцов к-ы) НЕДОРАЗВИТОСТЬ СКД, КРИЗИС СОЦ НРАВСТВ ИДЕАЛОВ К_РЫ, ОТСТАВАНИЕ СКС ИЗ_ЗА МНОГОЛЕТН ИЗОЛЯЦ СТРАНЫ.

13.Плохо охран-ся кул наслед (прод-ся, рушит) (О выв и ввозе к-х ценностей)

Тенденции развития: создание серьезной новой нормат правовой базы, финансирование (не постатейное, не сметное, а по достижениям УК, поддержка худ-го тв-ва, защита авторских прав, кадровая политика, связь теории с практикой в подготовке кадров, поиск новых форм СКД. Менять нужно парадигму управления. продолжение практики проведения курсов повышения квалификации, научно-практических семинаров, тренингов для работников культуры; осуществление преемственности кадров; проводить «омоложение» кадров, но не подвергаться полному отторжению профессиональных знаний и социальных навыков адаптированных и зарекомендовавших себя руководителей и сотрудников учреждений культуры; без использования современных технических и информационных технологий невозможно совершенствование деятельности, большее внимание стоит уделять информатизации и компьютеризации. Основные тенденции СКД. Сохранение и развитие системы ценностных ориентаций населения; Повышение просветительской и образовательной роли культуры, инкультурация населения, прежде всего, подростков и молодёжи; Исследование и повышение степени удовлетворенности культурных потребностей; Сохранение и развитие культурного пространства; Создание условий для участия жителей в системе реализации культурной политики; Создание системы подготовки и повышения квалификации кадров; Совершенствование ресурсной базы отрасли; Научно обоснованное совершенствование управления культурными процессами; Приобщение людей к толерантности и формирование потребности в культурном взаимодействии с представителями других национальностей, конфессий и т.п. Основные направления СКД по решению проблем отрасли. Формирование научно-методической базы управления культурными процессами; Регулярная целесообразная систематизация теоретического и практического опыта управления культурными процессами; Формирование информационно-методической базы отрасли; Оперативное научно и практически обоснованное управление учреждениями культуры и дополнительного образования, находящимися в административном подчинении муниципальной власти; Административно-правовое обеспечение условий эффективной работы учреждений культуры и дополнительного образования города; Обеспечение оперативного взаимодействия с органами федеральной и региональной власти по реализации культурной политики; Обеспечение взаимодействия с гражданскими и хозяйствующими субъектами в рамках реализации культурных проектов и программ; Обеспечить контроль текущей деятельности и экспертизу проектов и программ в рамках реализации культурной политики; Организация мониторинга, системного, проблемного и ситуационного анализа функционирования отрасли; Инициирование, разработка и участие в реализации межведомственных программ в рамках реализации культурной политики; Пропаганда исторического и культурного наследия и современных достижений в области культуры и искусства; Создание системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров отрасли; Обеспечить контроль состояния ресурсной базы отрасли; Создание инновационных структур, обеспечивающих возможность реализации целей и задач культурной политики в современных условиях; Оптимизация деятельности учреждений культуры и дополнительного образования города, находящихся в административном подчинении муниципальной власти; Внедрение новых организационно-правовых форм их деятельности.

На современном этапе намечаются позитивные сдвиги в системе организации социокультурной деятельности. Речь идет, прежде всего, об усилении интегративных процессов, в результате которых энергично сближаются друг с другом культурная, образовательная и социальная сферы общественной жизни. Это объективно выводит проблему содержания рассматриваемой деятельности из искусственно зауженных рамок и настойчиво подталкивает деятельность к полифункциональному развитию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: