Анализ культурно-исторического опыта организации культурно-просветительной работы в СССР

КПД - В широком смысле понятием ЭТО любая организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека. В СССР была КПР, система мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга. К.-п. р. является составной частью идеологической деятельности Коммунистической партии и Советского государства, профсоюзов, комсомола.

Революционные события в России в начале XX в. Февр революция 1917 года потребовала от новой власти выработки соц-культ политики, основанной на демократ началах. Попытки реорганизации управления социальной сферой, народным просвещением, внешкольным образованием. С октябрьской революцией осущ первые мероприятия по созданию и развитию системы политико-просветительной работы. Созданы новые органы управления образованием и социальной сферой. Идеология победившей власти реализ-сь в области просвещения, внешкольного образования, СКД. Деятельность Наркомпроса, профсоюзов, Пролеткульта и других. Организация работы по ликвидации неграмотности. 1918 г. – Указ об открытии первого уч. заведения ПИВО (Петроградский институт внешкольного образования), первый вуз по подготовке библиотекарей). В уездных городах – курсы по подготовке политпросветчиков и руководителей кружков. Создание в 1920 г. Главполитпросвета под руководством Луначарского. Значительный вклад в разработку теории и практики культурно-просветительной работы внесла Н. К. Крупская, руководившая с первых дней Советской власти Внешкольным отделом Наркомпроса РСФСР, а с 1920 — Главполитпросветом, как центра всей политико-просветительной и воспитательной работы в стране. Формирование системы партийного руководства через парткомы, парткомиссии, клубные партийные фракции и т.п. Культивируются массовые формы «воспитания и перевоспитания» народа: митинги, кампании, массовые гуляния, социалистические соревнования, субботники, воскресники и др.Деятельность агитпароходов, агитпоездов, агитваго-нов, агитповозок, «красных юрт», «красных чумов» и др. Осложнение экономической ситуации в сфере культуры: нарастание материально-финансовых трудностей, истощение дореволюционного запаса капитала, утверждение «остаточного принципа». Резкое сокращение количества школ, библиотек, клубов и других культурно-просветительных учреждений.Кадровый «голод». Громкие политические лозунги политпросветчиков не могли решить социально-экономические проблемы советской власти: продовольственный кризис, голод, эпидемии, беженство, проституция, беспризорничество, разруха, раненые и инвалиды, деклассирование рабочего класса, маргинализация населения, безработица. Давала себя знать теоретическая и концептуальная неразработанность СК политики. Развитие сети политико-просветительных учреждений. Передача под школы, избы-читальни церковно-приходских школ, барских поместий. Поддержка коллективов трудящихся по созданию клубов, библиотек, изб-читален, школ-ликбезов, народных университетов и других культурно-просветительных учреждений. Политико-просветительная работа с женским населением.До 1925 г для УК быдо тяжелое финансовое положение, был строгий режим экономии, УК были сняты с госбюджет- резко сокращается количество школ, библиотек, клубов и других культурно-просветительных учреждений. 1930-40 ее гг. – создается сеть УК (начинается шефство города над деревней, в городах появляются ДК (Это был новый, более высокий тип учреждений культуры. Именно в 20-30 годы сложились необходимые предпосылки для постепенного перерастания ППР в КПР, что и произойдет. Введение новой экономической политики (20-е гг). Некоторый отход от принципа централизации и методов административно-командного управления, утвердившихся в годы военного коммунизма. Страну охватило поистине массовое движение по орг-ции клуб кружков: общеобразоват, производ, военных, рабкоровских, физкуль, худ и др. Выступления «синеблузников», «живгазетчиков», инсценированные суды и расширение работы с семьей, детьми и подростками. Усиление борьбы за ликвидацию неграмотности в конце 20-х -начале 30-х гг. Культпоход, Библиотечный поход. Борьба с пьянством и хулиганством. Пропаганда здорового образа жизни. Развертывание клубного строительства в 30-е гг., развитие сети библиотек, парков, молодежных клубов, секторов по работе с детьми и др. Московский и Харьковский библиотечные институты (1935). 1928 – Первый парк культуры и отдыха в Москве им. Ленина. 1929 – метод каб в помощь УК. Начало реорганизации изб-читален в сельские клубы. Передвижные формы культурно-просветительной работы. Олимпиады, смотры художественной самодеятельности. Активизация борьбы с религией; разрушение памятников храмовой архитектуры; социалистическое соревнование за «обезбоживание» фабрик, сел, общежитий, введение запретов на профессии, борьба с «религиозными вредителями». Культурно-просветительные учреждения — активные помощники партии и государства в усилении идеологического контроля в борьбе с религией, кулаками, «врагами народа». Последствия насильственной коллективизации; санкционированный голод в начале 30-х гг. Милитаризация труда в СССР. Трудовые почины, развитие соревнования, ударничества (Стахановское движение).

Директивы Наркомпроса РСФСР, решения ВЦСПС, ЦК Союза работников искусств о деятельности культурно-просветительных учреждений, организации военно-шефской помощи в условиях военного времени. Перестройка деятельности культурно-просветительных, социальных учреждений в соответствии с требованиями военного времени. Культурно-просветительная работа в Вооруженных силах СССР как составная часть политической работы в Красной Армии и на Флоте, эффективное средство патриотического, военного, культурного воспитания личного состава, мобилизации его на разгром врага. Создание с начала войны фронтовых, армейских Домов Красной Армии, передвижных культурно-просветительных учреждений: походных клубов, библиотек, агитпоездов, агитмашин, агитповозок, агитсаней, агитэскад-рилий, агиткатеров. Создание на всех крупных железнодорожных станциях агитпунктов. Организация культпросветработы среди воинов нерусских национальностей с учетом особенностей языка, обычаев, уклада жизни, национальных традиций. Фронтовые бригады самодеятельных артистов, их концертная деятельность. Варварское уничтожение, разграбление фашистами учреждений культуры, культурных ценностей, социальной инфраструктуры на оккупированной территории Советского Союза. Героические усилия работников культуры по спасению культурных ценностей. Государственная, общественная, частная инициатива в области социального обеспечения различных категорий нуждающихся: раненых, инвалидов, членов их семей, семей погибших на войне, эвакуированных, сирот, беспризорников, военнопленных и др. Начало диалога правительства с религиозными деятелями. Патриотическая, благотворительная деятельность церкви. Трудности в организации и проведении культурно-просветительной работы, резкое сокращение ассигнований на политико-просветительную работу. Мобилизация в Красную Армию, уход в народное ополчение и партизанские отряды значительной части квалифицированных культпросветработников, уменьшение книжных фондов, музейных экспозиций, радиоточек, киноустановок, коллективов художественной самодеятельности. Местные, республиканские и всесоюзные смотры художественной самодеятельности.

Основные направления культурно-просветительной работы в тылу: организация агитационно-пропагандистской, массово-политической, оборонно-массовой работы, проведение широкой справочной работы, участие культпросвет учреждений в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий, помощь в развитии соцсоревнования. Развертывание художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации людей на борьбу с фашизмом, организация их отдыха и досуга в условиях тяжелого труда. Восстановление разрушенных культпросвет учреждений, возобновление в них работы, участие в этом общественности; освобождение помещений профсоюзных клубов, Домов и Дворцов культуры, ранее используемых не по назначению. Увеличение государственных ассигнований на социально-культурные цели в послевоенные годы. Участие культпросвет учреждений армии и флота в восстановлении очагов культуры на территории, освобожденной от фашистской оккупации в СССР и за его пределами. Развитие художественной самодеятельности в армии и на флоте. Организация отдыха и досуга воинов. Участие культурно-просветительных учреждений в различных патриотических движениях трудящихся. Деятельность культурно-просветительных учреждений по мобилизации народа на восстановление, дальнейшее развитие народного хозяйства и преодоление последствий войны. Восстановление и развитие учреждений культуры, образования, здравоохранения, санаторно-курортных, детских дошкольных, культурно-просветительных и др. Жилищное строительство, рост числа клубов, библиотек, музеев. Увеличение государственных денежных ассигнований на культурное строительство, развитие печати, радио, кино, телевидения. Рост сети городских клубных учреждений и сельских библиотек. Завершение процесса реорганизации изб-читален в сельские клубы. Интерес к Народным праздники, гуляниям. Расширение системы подготовки и повышения квалификации кадров культпросвет работников. Образование Министерства культуры СССР, министерств культуры союзных республик и органов управления учреждениями культуры на местах в 1953 г. Разоблачение культа личности положило началу процесса демократизации культурно-просветительной работы. Библиотечные институты реорганизуются в институты культуры с фак-ми культ-просвет работы.

XX съезд КПСС и его значение для социально-культурной жизни общества. «Оттепель» середины 50-х гг. – КУЛЬТПРОСВЕТ РАБОТА (КПР вместо ППР). Привлечение внимания широкой общественности культурно-просветительной работе, повышение ответственности руководителей предприятий за состояние материальной базы культуры. Государственные и общественные союзы, комитеты, общества, комиссии социально-культурной направленности. Возрастание роли профсоюзов, комсомола, общественных комиссий и советов в культурно-просветительной, социальной работе. Широкий размах и развитие досуговых форм деятельности. Возрождаются и становятся поистине массовыми и традиционными праздники песни, молодежи в прибалтийских республиках; праздники «Русская зима», «День луга», «Русская березка», «Сабантуй» и др.

Развитие народных университетов, народных театров, общественно-политических объединений («Прометей», «Красная гвоздика», «Родина» и др.), клубов ветеранов труда, объединений любителей театра, музыки, кино и литературы, тематических вечеров, устных журналов и т.д. Развитие семейных форм досуга. В работе культпросвет учреждений большое место занимает пропаганда революционных, боевых и трудовых традиций. Утверждается практика регулярного проведения всесоюзных фестивалей и смотров самодеятельного иск-ва, народного тв-ва. Туризм, ТВ, кинотеатры.

КПР в СССР имела следующие направления: формирование коммунистического мировоззрения, трудовое, эстетическое, физическое, нравственное и атеистическое воспитание, научно-техническая пропаганда и распространение экономических знаний, организация художественной самодеятельности, отдыха и развлечений. Формы КПР постоянно развивались и совершенствовались. Наряду с традиционными формами - беседы, лекции, доклады, спектакли, агитбригады, агитпоезда, концерты, в клубных учреждениях всё шире проводятся тематические вечера, читательские конференции, устные журналы, создаются народные университеты, кинолектории, любительские объединения по интересам и т. п. Большое место в КПР занимает художественная самодеятельность. С 60-х гг. начала развиваться её высшая форма — народные театры. Война коснулась всех УК, основным содержанием работы которых стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение хода войны, ознакомление с международным положением. Работа клубов, библиотек и музеев была перенесена в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, платформы ж.д. станций, воинские части, призывные пункты, госпитали.

На рубеже 70-80 г нарастают негативные процессы в экономике, соц и дух сферах. Торможение процессов демократизации в о-ве, в т.ч. в КПР, сказывается на деят-ти КП учреждений, в которой проявляются формализм и стремление к колич показателям. УК оторваны от запросов и интересов населения в сфере досуга. КПР направлена, в первую очередь, на идеолог обесп-е соц соревнования, эконом образования трудящихся, поддержку «школ коммунист труда». Развитие интеграционных процессов в клубном и библиотечном деле. Создание и деятельность клубных и библиотечных централизованных систем, районных и сельских культурных комплексов, культурно-спортивных комплексов; участие сельских школ в культурно-просветительной работе. Развитие сети детских (подростковых) клубов. Развитие в сельской местности филиалов и спутников театров и филармоний, клубов-спутников крупных Дворцов культуры промышленных предприятии.

Перестройка методического руководства культурно-просветительной работой и народным творчеством. Образование научно-методических центров народного творчества и культпросвет работы. Рост сети народных театров, музеев. Широкое развитие самодеятельного движения в стране. Легализация общественно-политических движений, естественно-научных, религиозных, художественных и др. объединений. Появление и развитие новых типов культурно-досуговых учреждений: центров досуга, эстетического развития детей и юношества, молодежных культурных центров и др. Социально-экономические реформы имели свои последствия. Шла борьба с пьянством и алкоголизмом, нарушениями трудовой дисциплины. Обострение экономических, национальных, социально-культурных проблем в СССР. Дефицит продовольствия, товаров, услуг как образ жизни. Снижение уровня жизни населения. Начало глубокой перестройки культурно-просветительной работы (демократизация системы управления и деятельности, ориентация на социальную досуговую деятельность, на переосмысление принципов и функций культурно-просветительной работы, развитие и внедрение нового хозяйственного механизма). Ориентация на со-циализацию детей и подростков, досуговые формы работы с семьей, изучение запросов и потребностей различных групп населения в сфере свободного времени и др. Начало осмысления необходимости подготовки педагогических кадров для социально-культурной сферы. КПР перерастает в составную часть СКД.

Таким образом, КПР имеет богатый культурный и исторический опыт и является действенным инструментом СКД. В настоящее время УК недостаточное внимание уделяют КПР, эта работа носит несистемный характер, хотя именно КПР способствует формированию культурных потребностей и реализует просветительскую функцию СКД.

В разные исторические периоды СКД в России называлась: - внешкольное образование (до 1920 г.), - политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.), - культурно-просветительская работа (с 1970 по 1990 г.), - культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов), -социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов). До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – СКД


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: