Цель занятия. Научить студентов практическому применению методов анализа и проектирования системы управления маркетингом в организациях аграрного сектора экономики.
Условия и исходные материалы. Занятие проводится на основе использования данных конкретной хозяйственной ситуации в агрофирме «Бунятино».
Цель проекта — создать условия для выхода продукции агрофирмы «Бунятино» на оптовые рынки.
Агрофирма характеризуется высокой долей производства овощей, соответственно 2,4 % общего их объема в 1992 г. в Московской области. Площади под овощными культурами в хозяйствах агрофирмы в 2008 г. по прогнозу уменьшатся, га:
1992 г. | 2008 г | |
капуста | ||
морковь | ||
свекла | ||
прочие |
Эти показатели вошли в программу развития овощеводства Московской области, разработанную для включения в проект расширения оптовых рынков. Прогноз сделан с учетом положительных сдвигов в инфраструктуре хранения и реализации продукции. Предполагается, что объем производства и продажи овощей в стоимостном выражении увеличится, %:
|
|
1992 г. | 2008 г | |
объем производства | ||
объем продажи | ||
в том числе оптовой |
Агрофирма «Бунятино» образована в 1992 г. при реорганизации совхоза «Бунятинский». При выходе работников из совхоза со своими земельными (средний размер 4,6 га) и имущественными паями не обошлось без конфликтов, в результате материальная база формировалась без недополученных ресурсов.
Анализ показал, что произошел реальный процесс реорганизации, в результате чего появилось новое коммерческого типа предприятие. Зарождается разветвленная система арендных, договорных отношений, увеличивается предпринимательский потенциал, диверсифицируются каналы сбыта сельскохозяйственной продукции. Перемены инициируются коллективом.
Невзирая на выбранную в процессе реорганизации форму ТОО, агрофирма функционирует как производственный кооператив, в котором основные фонды принадлежат коллективу на правах долевой собственности, управление строится на кооперативных принципах (голосование на общем собрании происходит по принципу «один член — один голос», а не в зависимости от величины пая; 50 % прибыли распределяется по труду, а не по паям; правление и председатель выборные и т. д.).
Права, относящиеся к собственности на землю и другие ресурсы,—важный фактор осуществления проекта. В этом плане «Бунятино» имеет преимущество перед хозяйствами, в которых не была проведена приватизация. Тем не менее в агрофирме можно наблюдать некоторые препятствия в реализации прав земельного собственника. Так, при выходе из ТОО работники не имеют возможности получить свой земельный пай в натуре, что связано соспециализацией хозяйства на выращивании овощей на поименных землях, требующей сохранения единого земельного массива со сложившейся осушительно-оросительной системой. Тем, кто увольняется, стоимость земельного пая выплачивается в денежном выражении — около 25 тыс. руб. за пай, или 8 тыс. руб. за 1 га, что значительно ниже рыночной цены.
|
|
Управление проектом осуществляет Группа разработки проекта (ГРП), которая будет координировать его реализацию по горизонтали и вертикали. Задача ГРП — не только контролировать осуществление проекта, но и разработать меры по изменению организационного поведения его участников по мере реализации. Прежде всего это касается управляющих и специалистов.
В агрофирме «Бунятино» подразделения руководствуются в сбытовой деятельности торговой (группа реализации) и маркетинговой (СП «Фрухтинг») концепциями. СП «Фрухтинг» работает в основном по заказам потребителей. Как показывает анализ, агрофирма «Бунятино» 60 % продукции и более реализует в рыночной торговле.
Агрофирма выбрала следующие приоритеты в маркетинговом управлении хозяйствами:
анализ рынка и переход на маркетинговую концепцию управления;
создание маркетинговых подразделений и освоение маркетинговой концепции;
совершенствование производственной технологии;
борьба за определенные сегменты рынка (Москва и Московская обл., экспериментально Тверская обл., север европейской части РФ, Сибирь, Чукотка).
На зам. директора по коммерческим вопросам возложены следующие функции:
выработка рекомендаций по выбору наиболее выгодного рынка (рынков) в соответствии с ресурсами, возможностями предприятия;
постоянный контроль за осуществлением реализации товаров, производимых агрофирмой;
проведение и координация маркетинговых действий, вытекающих из решений руководителя предприятия, собственных решений и решений других руководителей производственных подразделений относительно продажи и цен;
определение программы по стимулированию сбыта продукции предприятия, управление этой деятельностью.
Порядок и методика выполнения задания. При выполнении задания следует ответить на вопросы.
1. В чем особенности проекта «Бунятино»?
2. Способствует ли организационно-правовое устройство предприятия внедрению проекта?
3. Соответствует ли процесс управления предприятием поставленным целям?
4. Способствуют ли факторы внешней среды (экономическая политика государства, правовые, социально-культурные условия и т.д) осуществлению и развитию проекта?
5. Эффективно ли используются местные возможности и инициативы?
6. Каким образом переход к маркетинговой концепции в управлении предприятием способствует осуществлению и развитию проекта?
В процессе маркетингового анализа изучается стратегия проекта и планируются основные шаги по его реализации. При анализе стратегии учитываются ограничения:
со стороны «заказчика»;
со стороны внешнего и непосредственного окружения;
со стороны организации-исполнителя.
Ситуация без проекта |
Существующая ситуация |
Преимущества |
Недостатки |
Отсутствие базы хранения Оперативное реагирование на изменение конъюнктуры рынка |
Неплатежи Необходимость продавать продукцию по демпинговым ценам Не удовлетворенность покупателей Неудовлетворенность работников предприятия |
Предлагаемая ситуация |
Строительство базы хранения Планирование, оперативное управление маркетингом овощей, контроль |
Преимущества |
Успех реализации проекта в планируемые сроки Конкурентоспособность на рынке Удовлетворенность работников Рост благосостояния работников Удовлетворенность покупателей |
Много работы Необходимость учиться технологии, планированию, оперативному управлению и маркетингу овощей Необходимость изменения привычных стереотипов поведения |
Недостатки |
Ситуация с проектом |
Меньше работы Меньше риск в отношении принятого стратегического решения Меньше ответственность за конечный результат Максимизация прибыли |
|
|