Методы финансирования и ценообразования в культуре

Данный вопрос подробно рассматривали Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Игнатьева и др.

Финансирование — выделение денежных средств из определенных источников на конкретные цели: развитие отраслей, строительство и реконструкцию объектов, содержание бюджетных учреждений, прове­дение социально-культурных мероприятий и другие нужды.

Финансирование является ключевым вопросом экономики культу­ры. Финансирование - процесс передачи денежных средств от одного хозяйственного объекта к другому. Подавляющее большинство учреждений культуры не имеют своих собственных источников дохода, либо их уровень невысок и его недостаточно для покрытия всех необходимых расходов. Поэтому они или полностью финансируются из государственного бюджета (по уровню принадлежности учреждения: федерального, субъекта Федерации или местного), или получают из него средства, необходимые для покрытия части затрат. В этом случае имеет место финансирование по смете текущих затрат.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ: Прямое гос финансирование, косвенное (субсидии, льготное налогообложение)).

До 1989 г. подобной дотацией и ограничивалось бюджетное финансирование. Речь шла о простой раздаче денег по подведомственным учреждениям культуры по нормативам в зависимости от их категории и типа. Деятельность УК может финансироваться не только из бюджетных средств на сферу культуры (бюджеты текущего содержания и фонды развития культуры и искусства), но из межотраслевых и межрегиональных программ. ПРИВЛЕЧЕННОЕ:

Спонсорство – это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидировании), оплате счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий, стипендий, гонораров, призов и т.д.

Патронаж – покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица.

Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определенными правами и обязательствами. Примером может служить широко практикуемое в зарубежном музейном деле «членство» (membership). Более распространена в современной России другая форма патронажа – foundation – создание фондов поддержки и развития соответствующих учреждений культуры.

Такие фонды созданы при Большом академическом драматическом театре им. Г. Товстоногова, Санкт-Петербургской театральной академии и др. В правление таких фондов входят видные представители крупных коммерческих организаций, банков, торговых фирм.

Фандрайзинг (англ. Fundraising) — процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации определённого социального проекта. Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций, фондов, правительственных организаций.

Организация фандрайзинга предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и увязку с интересами финансовых доноров, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации.

Традиционным внебюджетным источником финансирования в сфере культуры является собственная коммерческая деятельность учреждения культуры. Важно подчеркнуть, что речь идет о четкой ориентации на потребности посетителей, на те виды деятельности, которые пользуются повышенным спросом. Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут быть и банковский депозит, и сдача помещений в аренду и пр.

В РФ применяются 2 вида механизмов финансирования культуры (Чижиков):

К прямым экономическим механизмам культуры относятся бюджет, субсидии и дотации. В этой схеме средства поступают прямо в организации культуры, частично или полностью покрывая их рабочие расходы. Эти средства позволяют уменьшить цены на реализуемый культурный продукт или услугу. Например, развитие музея может быть стимулировано субсидиями на конкретные новые программы развития, которые предполагают покрытие материальных расходов на зарплату работникам, или дотациями, покрывающими разницу между полной экономической ценой билета и той, которую могут себе позволить большинство посетителей.

К опосредованным ( не прямым) механизмам экономического развития социокультурной сферы относятся щадящая налоговая политика и благоприятные льготные кредиты с низкой процентной ставкой, отсроченной датой возврата и т.д.

С точки зрения эффективного партнерства сегодня следует говорить о сотрудничестве трех секторов финансирования социокультурной деятельности - государственного, коммерческого и общественного, потому что каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны, каждый имеет определенные стимулы к такому сотрудничеству.

В соответствии с "Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства" (1995 г.):

Финансовые средства организации культуры образуются за счет:

бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя;

доходов от платных форм культурной деятельности;

платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;

добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям;

кредитов банков и иных кредитных учреждений;

других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размеры бюджетного финансирования организации культуры рассчитываются исходя из нормативов, определенных в установленном порядке, а при отсутствии таких нормативов - на основе общих принципов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования выделяются на следующие цели:

оплату труда работников (специалистов, творческого, управленческого, производственного и вспомогательного персонала) как состоящих в штате, так и привлекаемых по договорам, выплату гонораров авторам произведений, используемых организацией культуры;

содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы), оборудования, транспорта и (или) затраты на их аренду;

содержание природных комплексов и объектов, относящихся к данной организации культуры;

содержание животных в зоопарках и цирках;

комплектование библиотечных фондов, формирование новых и пополнение существующих музейных коллекций, обеспечение особого режима их хранения, приобретение материалов для реставрации фондов, научно-методическую деятельность;

материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовку концертных программ и других видов массовых зрелищ, организацию фестивалей, выставок, проведение работ по созданию и обновлению экспозиций) и поддержание в рабочем состоянии материального оформления постановок (программ, номеров), художественных экспозиций;

оснащение организации культуры современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безопасность фондов хранения и здания организации культуры;

проведение капитального ремонта;

реставрацию памятников истории, культуры и архитектуры, переданных в пользование организации культуры;

другие затраты, связанные с основной деятельностью организации культуры.

Запрещается нецелевое использование бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление основной деятельности организации культуры, в том числе размещение бюджетных ассигнований на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительного дохода.

Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований организации культуры.

Из средств общего дохода организация культуры осуществляет возмещение материальных затрат, расчеты по обязательствам с юридическими и физическими лицами, выплачивает проценты за кредит, заработную плату, надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера, начисления на заработную плату и иные текущие расходы.

Оставшиеся средства направляются в фонд творческо - производственного и социального развития организации культуры. Отчисления в фонд творческо-производственного и социального развития производятся ежеквартально (ежемесячно) и учитываются в общей сумме затрат по основной деятельности организации культуры.

В фонд творческо-производственного и социального развития направляются также:

бюджетные ассигнования, выделяемые на капитальный ремонт, реставрацию, содержание природных комплексов и объектов, оснащение техническими средствами и оборудованием;

средства, полученные от реализации в установленном порядке излишнего, устаревшего и изношенного оборудования и других материальных ценностей;

целевые взносы физических и юридических лиц.

Средства фонда творческо-производственного и социального развития расходуются на творческое, производственное и социальное развитие организации культуры и не могут быть использованы на оплату труда, выплату материальной помощи и других видов денежных вознаграждений.

Ценообразование — процесс установления величины цены. Анализ демографической, экономической и социальной среды дает надежный ориентир для правильного подхода к ценообразованию. Меняющиеся характеристики окружающей среды оказывают влияние на тактические решения по поводу корректировки цен.

Главными затратными элементами установления цен в учреждениях культуры являются расходы на оплату труда педагогического и административного персонала и расходы по содержанию и оборудованию зданий. Любое изменение постоянных или переменных расходов, будь то повышение ставки налогов, увеличение оплаты коммунальных услуг, повышение зарплаты, ставки премиальных выплат влияет на уровень рентабельности.

Основные ценообразующие факторы на услуги культуры.

Ценообразующие факторы — это многообразные условия, в кото­рых формируются структура и уровень цен.

Цены на услуги культуры определяются следующими факторами:

— уровень затрат на производство и реализацию, существенно раз­личающийся по регионам и видам услуг;

— потребительские свойства и качества услуг, а также условия их представления (место расположения, техническая оснащенность здания, видимость, слышимость и т.д.);

— цены конкурентов на сходные виды услуг;

— платежеспособный спрос населения — потребности людей в данных услугах, обеспеченные денежными средствами; их зависимость от моды, вкусов и пристрастий;

— "бренд"— "раскрученность", известность товарного знака орга­низации, услуги или конкретного деятеля культуры;

— уникальность услуги с точки зрения потребителя, субъектив­ность подобных оценок;

— социальный фактор — общественная потребность в данных ви­дах услуг; политика государства, направленная на обеспечение доступ­ности услуг культуры, прежде всего, для социально незащищенных сло­ев населения;

— психологический фактор — ориентация на психологические ус­тановки учредителей, различных групп потребителей, самих организа­ций культуры;

— временной фактор — дифференциация цен в зависимости от се­зона, дня недели, времени суток, новизны услуги.

Льготные цены для отдельных категорий потребителей при посещении ими платных мероприятий, проводимых организациями культуры. По­рядок предоставления льгот определяется органами власти, в ведении которых находятся организации культуры.

МЕТОДЫ Ц/О: на основе издержек, ориентация на конкурентов, ориентация на спрос, комбинированный.

СТРАТЕГИИ Ц/О: высоких цен (реализация услуги выше цены ее пр-ва), низких цен (стимулирование спроса за счет низких цен), дифференцированных цен (кто чаще посещает, того «поощряют» скидками и т.п., кто редко «наказывают» ценой), льготных цен (для стимулирования постоянных покупателей и пользователей услуг (н-р, театры могут предоставить льготы студентам)), стабильных-стандартных цен (цена не меняется даже спустя много времени), престижных цен (ориентироваться на сегмент, который обращает внимание на качество услуги и может за нее заплатить высокую цену (престижность Большого театра, заниматься у Табакова и др)).

Цена как один из важнейших экономических инструментов хозяй­ствования организаций культуры. Классическое определение цены как денежного выражения стои­мости товара или услуги.

Отсутствие в сфере культуры прямой, непосредственной связи между ценой и стоимостью. Связь цены со стоимостью опосредована потребительной стоимостью услуги, которая и выступает в качестве ценовой базы.

Предоставление услуг культуры как в платной, так и в бесплатной форме, часто по льготным ценам, устанавливаемым ниже уровня их ин­дивидуальной полезности.

Поэтому функции цен в культуре реализуются в единстве и взаимосвязи розничных цен и бюджетных ассигнований.

В целом цены на услуги культуры служат регулятором отношений между их производителями, потребителями и государством.

В принципе ценообразование может быть трех основ­ных типов.

Во-первых, ориентированное на затраты (издержки + прибыль). В сфере некоммерческой деятельности (т. е. и в сфере культуры тоже) применяется обычно убыточная цена (+пожертвования, покрывающие издержки).

Работникам государственных клубных учреждений, библиотек, парков культуры и отдыха до сих пор приходится иметь дело с прейскурантными ценами, устанавливаемыми государственными органами (Госкомцен) и вносимыми в справочники-прейскуранты. Изменение однажды установленных цен не производится спонтанно, по чьему-то субъективному желанию или волеизъявлению. Как правило, снижение или повышение цен связано с решением определенных маркетинговых задач. Так, для привлечения внимания потребителей к какой-либо новой идее или услуге принято устанавливать сниженные цены. Такой шаг приемлем в случае проникновения учреждений СКС на желаемый сегмент рынка. В другом случае КДУ предлагает населению какую-либо новую услугу, способную удовлетворить определенные потребности на самом высоком уровне (секция шейпинга, изучение английского языка, выступление известного зарубежного гастролера). Здесь можно прибегать к максимально возможным ценам, будучи уверенным, что зал будет все равно полным. Если же организации СКС необходимо в короткие сроки реализовать большие объемы продукции, хотя бы для того, чтобы возместить понесенные на его производство средства, полезно устанавливать доступные цены. Это особенно важно иметь в виду в ситуации с товарами сезонного ассортимента или выходящими из моды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: