Законодательство РФ о культуре. Состояние и тенденции изменений

В 1992 году были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в которых впервые в развернутом виде определены права и свободы человека, народов и этнич. общностей в области культуры. Установлены обязанности гос-ва в области культуры, уточнено разделение компетенции между федер. органами гос. власти, органами гос. власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, определены принципы гос. финансирования культуры и регулирования эконом-ой деятельности в этой сфере, основы участия в международных культ.обменах. Правовые рамки в России – ФЗ «О культуре» 1992 год. – целый ряд статей ликвидирует монополию власти на упр-ие куль жизнью. Гос-во берет на себя все обязательства по ведению стат. учета, инф-му и научно-методическому обеспечению куль деят-ти, развитию меценатства, благотв-ти, спонсорства по отн. к к-ре.

Закон "Основы законодательства РФ о культуре" и финансирование учреждений культуры (VIII раздел).

Учредителями организаций культуры в соответствии с законодательством РФ в пределах своей компетенции могут выступать (ст.41): 1.федеральные органы государственной власти 2.органы государственной власти субъектов Российской Федерации 3.органы местного самоуправления, а также иные юридические и физические лица.

"Основы законодательства РФ о культуре" (1992 г.) и обязанности государства в области культуры.

1 финансирование государством учреждений в сфере культуры

2 организация широкого доступа к ценностям культуры. У каждого гражданина РФ есть право на обучение в сфере культуры, есть любительское творчество.

3 государство должно способствовать развитию государственных культурных учреждений (дотации, льготы).

Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:

обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;

определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

В 2011 году На сайте Госдумы появился текст внесенного на рассмотрение проекта нового закона «О культуре в Российской Федерации». Этот законопроект предложила группа депутатов во главе с председателем комитета по культуре Григорием Ивлиевым, а разрабатывался документ при участии Российского института культурологии.

Один из ключевых принципов, закрепленных в законопроекте, - ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за сохранение и развитие культуры. Государство обязано создать систему гарантий реализации права на участие в культурной жизни. Это прежде всего поддержка организаций культуры, гарантии работникам культуры, сохранение культурных объектов, создание единой информационной системы, сохранение единого культурного пространства, широкое вовлечение граждан в культурную жизнь. Органам государственной власти будущим законом вменяется в обязанность создавать условия для сохранения бесплатности основных услуг общедоступных библиотек и других видов услуг в сфере культуры, обеспечивать льготы для детей, школьников, студентов, инвалидов, пенсионеров и малоимущих при посещении музеев, кинотеатров, театров. Кроме того, для несовершеннолетних предусмотрено бесплатное посещение музеев один раз в месяц.

"Достижение этого закона, - считает специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, - понимание того, что культура - это среда, и задача государства создавать эту среду". "Закон о культуре должен гарантировать гражданам свободный доступ к культуре, свободу творчества и сохранение культурного наследия, эти три основополагающие вещи есть в новом законопроекте", - отметил он.

В проекте отражены основные приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры, раскрыто содержание прав и свобод человека, зафиксированы благоприятные правовые условия для развития всех видов деятельности, урегулирован правовой статус творческих работников и организаций культуры. Там, естественно, нет и не может быть конкретных цифр, сколько процентов от ВВП выделяется на культуру. Но записаны, по словам Ивлиева, "минимальные стандарты получения благ". "Мы не просто будем выделять деньги на библиотеку или на охрану памятника, мы говорим: благо должен получить человек» - заявил Ивлиев.

Проект нового закона "О культуре в РФ", который остался не только непринятым, но и недоработанным после критики. В этом проекте, по многим оценкам, было немало хорошего. Например, впервые в российском законодательстве культура была признана "стратегическим ресурсом инновационного развития страны". Что же нужно сделать, чтобы закон был не рамочным, а действенным? Первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин предлагает обратить внимание на региональные законодательные инициативы:

"Во-первых, надо посмотреть, что у нас есть. Потому что в субъектах Федерации тоже есть законодательства о культуре. Где-то лучше, где-то хуже. Посмотреть те достижения, которые в субъектах уже есть, взять лучшее и создать новую законодательную базу".

Есть и еще одно предложение - по изменению проекта закона о культуре, которое поступило от представителя Совета Федерации Людмилы Боковой:

"Я считаю, что в новом законодательстве должно, прежде всего, вырасти государственное участие в культурной деятельности. Иначе культура потеряет свое положительное влияние на общество".

Сбор мнений продолжается, но он не может быть долгим. В соответствии с поручением президента Владимира Путина уже к 1 апреля должен быть готов проект основ государственной культурной политики. А к 1 сентября, настаивает Валентина Матвиенко, необходимо подготовить и представить на рассмотрение в Госдуму доработанный новый федеральный закон "О культуре в РФ".
Главный вопрос, на который так или иначе должен был ответить новый закон, — сама модель обеспечения культурной деятельности, распределение ресурсов и полномочий. Ответ на этот вопрос дается вполне однозначный: в пояснительной записке к проекту закона говорится, что «полномочия Российской Федерации должны максимально способствовать участию федеральных органов власти в обеспечении деятельности в сфере культуры на региональном и местном уровне».

Был один проект закона (который якобы заменит закон 1992 г.), в сфере регулирования культуры, сейчас еще один проект, Согласно Паспорту государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 — 2020 гг. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2567-р), национальным «культурным кодом» является «система самобытных, доминирующих в обществе ценностей, смыслов и взглядов (знания, умения, навыки, интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, формы общения, духовное просвещение), сформировавшаяся в процессе исторического цивилизационного развития, принимаемая как общепринятая норма для самоидентификации людей независимо от их этнической принадлежности и передаваемая из поколения в поколение через воспитание, образование и обучение». Соответственно, одним из приоритетных ожидаемых результатов реализации госпрограммы «Развитие культуры и туризма» на 2013 — 2020 гг. является формирование у граждан Российской Федерации «мировоззрения, общественного сознания, поведенческих норм, скрепляющих нацию».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: