Маломерные суда классифицируются:
По типу:
Катер - моторное судно со стационарным двигателем;
моторная лодка - судно, движение которого осуществляется при помощи подвесного лодочного мотора;
парусное - судно, имеющее парусное вооружение, и движение которого осуществляется при помощи парусов;
парусно-моторное - парусное судно, оборудованное дополнительно стационарным двигателем или подвесным мотором;
гребное - судно (лодка) приводимое в движение гребными веслами, как правило, при помощи мускульной силы.
несамоходное - судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи его буксировки;
гидроцикл - бескорпусное водное транспортное средство с движителем;
Кроме классификации по типам, маломерные суда классифицируются по целому ряду признаков.
По способу передвижения суда бывают самоходные и несамоходные.
По назначению:
прогулочные - суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешествия и т.д.);
|
|
производственные (коммерческие) - суда, предназначенные для выполнения различных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д.);
специальные (служебные) - суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.).
По характеру движения:
водоизмещающие - суда, вытесняющие корпусом определенный объем воды, независящий от скорости;
глиссирующие - быстроходные суда, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и обеспечивающая скольжение (глиссирование) корпуса по водной поверхности;
на подводных крыльях - суда, имеющие под корпусом особые крылья, на которых при движении возникает гидродинамическая подъемная сила, полностью приподнимающая корпус над водой;
на воздушной подушке - суда, оборудованные мощными вентиляторами, которые нагнетают воздух под днище и создают там повышенное давление, приподнимающее судно над водой. Для поступательного движения судна служат воздушные винты, обеспечивающие высокую скорость.
По типу движителя моторные суда подразделяются на суда с гребным винтом, воздушным винтом, водометным движителем.
По обводам корпуса (подводной части его) в основном суда бывают кругло- и остроскулыми. Круглоскулыми называются обводы с плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула). Остроскулыми — обводы, имеющие на шпангоутах излом в месте соединения днищевой ветви с бортовой ветвью.
|
|
По конструкции набора корпуса в зависимости от того, какие связи (продольные или поперечные) набора прочнее, суда могут быть с продольной или с поперечной системой набора. Если же прочность продольных и поперечных связей равноценна, то конструкция набора считается смешанной. Легкие суда клееных конструкций принято называть безнаборными.
По материалу корпуса суда бывают деревянные, из алюминиевых сплавов, пластмассовые, композитные и т.д.
Для изготовления корпуса маломерного судна используются древесина, алюминиевые сплавы, пластмассы, композитные материалы. Одним из важнейших требований при проектировании и изготовлении маломерного судна является обеспечение требуемой прочности корпуса. Корпус судна испытывает нагрузки от собственного веса и расположенных внутри корпуса устройств и механизмов, а также груза. Кроме того, на корпус судна воздействуют как статические, так и динамические (в условиях сильного волнения на поверхности водоема) силы давления воды. Для обеспечения прочности маломерного судна предусмотрено усиление корпуса судна специальными балками. Эти балки бывают продольными и поперечными, обеспечивающие продольную и поперечную прочность судна. В совокупности они образуют набор судна и называются продольными элементами набора и поперечными элементами набора корпуса.
Продольными элементами набора корпуса судна являются:
1. Киль - продольная балка днищевого набора, которая проходит посередине ширины судна.
2. Стрингеры. Представляют собой продольные балки днищевого и бортового набора. В судостроении используются бортовые, днищевые и скуловые стрингеры.
3. Карлингсы - продольные подпалубные балки.
4. Продольные ребра жесткости. Являются балками меньшего профиля по сравнению со стрингерами и карлингсами. Продольные ребра жесткости используются для обеспечения дополнительной продольной прочности корпуса судна в любой его части. В зависимости от расположения бывают подпалубные, бортовые, днищевые.
Поперечными элементами набора корпуса судна являются:
1. Флоры. Представляют собой поперечную балку днищевого набора от борта до борта.
2. Шпангоуты. Шпангоутами являются вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами при помощи книц (деталь треугольной формы для обеспечения жесткости соединений элементов набора корпуса). На маломерных судах флоры могут не использоваться, в таком случае шпангоуты являются цельными балками бортового и днищевого набора.
3. Бимсы - поперечные подпалубные балки набора корпуса судна, протяженностью от одного борта к другому.
В зависимости от того, каких элементов набора корпуса на единицу площади используется больше, различают суда с продольной, поперечной и комбинированной системой набора. Предпочтение определенной из перечисленных систем набора производится при производстве расчетов обеспечения требуемой продольной и поперечной прочности корпуса в зависимости от нагрузки судна и предполагаемых мореходных качеств.
Вертикальные или наклонные балки, являющиеся продолжением киля называются штевнями (в носовой части - форштевень, в кормовой - ахтерштевень ).
Вертикальные, отдельно стоящие стойки круглого или иного сечения, называются пиллерсами. Пиллерс служит для подкрепления палубы и в своей нижней части упирается в места пересечения флор (шпангоутов - на малых судах) с днищевыми продольными балками (киль, стрингер, кильсон), а в верхней части - бимсов с карлингсами.
Корпус судна может быть разделен на отдельные отсеки при помощи поперечных и продольных водонепроницаемых переборок.
|
|
Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой переборкой называется форпик, а крайний кормовой отсек - ахтерпик.
Сплошные или решетчатые щиты, укладываемые поверх днищевого набора, называются сланью.
К элементам продольного и поперечного набора закрепляется наружная обшивка корпуса судна. Она выполняется из различных материалов и обеспечивает водонепроницаемость корпуса судна, а также продольную и местную прочность судна. Если корпус маломерного судна изготавливается из листов алюминия или металла, то листы обшивки располагаются рядами длиной вдоль корпуса судна. Листы обшивки соединяются между собой либо с помощью заклепок, либо посредством сварки встык.
В данном разделе рассмотрены вопросы, связанные с элементами набора корпуса маломерного судна. К каждому вопросу предлагается четыре варианта ответов. В комментариях к вопросам раздела приводятся необходимые пояснения.
1.1. Корпус моторного судна разделен водонепроницаемыми переборками на три отсека. Носовой отсек между форштевнем и первой переборкой называется форпиком.
Правильный ответ: "Форпик".
1.2. В носовой части судна непосредственно к килю присоединяется форштевень - загнутый кверху брус или металлический угольник, являющийся продолжением киля.
Правильный ответ: "Форштевень".
1.3. Средние и большие пробоины, а также расположенные рядом несколько мелких пробоин, заделываются с помощью пластырей (мягких, жестких, полужестких). Для маломерных судов рекомендуется иметь парусиновый пластырь. Для постановки пластыря заводят подкильные концы, как правило, с носа.
Правильный ответ: "С носа".
1.4. Для крепления обшивки и усиления продольной прочности корпуса внутри его устанавливают продольные бруски, называемые стрингерами. В зависимости от расположения стрингеры бывают бортовые, днищевые и скуловые. В данном случае бортовой стрингер.
Правильный ответ: "Бортовой стрингер".
|
|
1.5. Поперечными связями набора корпуса судна служат шпангоуты и флоры. Шпангоуты - вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами при помощи книц (элементы треугольной формы для обеспечения жесткости соединения элементов набора корпуса судна). На малых судах (лодках) флоры могут отсутствовать и шпангоуты являются цельными балками бортового и днищевого набора.
Правильный ответ: "Шпангоут".
1.6. Поперечные связи, соединяющие между собой верхние концы шпангоутов, называют бимсами. Они проходят от борта до борта и придают жесткость шпангоутной рамке и поддерживают настил палубы.
Правильный ответ: "Бимс".
1.7. Кница - это деталь из листовой стали треугольной формы, используемая для соединения различных деталей корпуса, например для соединения шпангоута и флора.
Правильный ответ: "Кница".
1.8. Продольная балка днищевого набора называется днищевой стрингер. Правильный ответ: "Стрингер".
1.9. Кормовая часть моторных судов заканчивается транцем, который с помощью кницы крепится к килю и на который устанавливается подвесной мотор.
Правильный ответ: 'Транец".
1.10. Продольные подпалубные балки называются карлингсами. Они служат для укрепления продольной прочности палубного настила.
Правильный ответ: "Карлингс".
1.11. Шпангоуты - это вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами. Шпангоуты служат для обеспечения поперечной прочности бортового набора корпуса судна.
Правильный ответ: "Шпангоут".
1.12. Маломерное моторное судно с подвесным лодочным мотором называется моторная лодка.
Правильный ответ: «Моторная лодка».
1.13. Для большей прочности бимсы подкрепляют вертикальными стойками пиллерсами.
Правильный ответ: "Пиллерс".
1.14. Маломерное моторное судно со стационарным двигателем по типу относится к катеру.
Правильный ответ: «катер»
1.15. Внутри корпуса на днище поверх днищевого набора укладывают съемные щиты из досок, называемые сланью, или решетчатые щиты, называемые рыбинами.
Правильный ответ: "Слань".
1.1. Как называется носовой отсек между форштевнем и первой переборкой? 1.Цепной ящик. 2. Бак. 3. Ют. 4. Форпик. | |
1.2. Как называется вертикальная носовая балка, являющаяся продолжением киля? 1. Штевень. 2. Штаг. 3. Флор. 4. Форштевень. | |
1.3. Как должны заводиться подкильные концы на катере или моторной лодке при постановке парусинового пластыря для заделки пробоины? 1. Носовой конец заводится с носа, кормовой — с кормы. 2. С носа. 3. С кормы. 4. В любом порядке. | |
1.4. Как называется продольная бортовая балка? 1. Бортовой киль. 2. Бортовой карлингс. 3. Бортовой бимс. 4. Бортовой стрингер. | |
1.5. Как называется бортовая часть балки поперечного набора корпуса судна? 1. Флор. 2. Шпангоут. 3. Стрингер. 4. Бимс. | |
1.6. Как называется поперечная балка подпалубного набора, проходящая от борта до борта? 1. Бимс. 2. Флор. 3. Карлингс. 4. Стрингер. | |
1.7. Как называется пластина треугольной формы для соединения различных элементов набора корпуса? 1. Бракета. 2. Кница. 3. Рецесе. 4. Карлингс. | |
1.8. Как называется продольная балка днищевого набора? 1. Флор. 2. Карлингс. 3. Стрингер. 4. Бимс. | |
1.9. Как называется кормовая поперечная переборка, которая на моторной лодке служит для установки подвесного мотора? 1. Ахтерпик. 2. Транец. 3. Кокпит. 4. Комингс. | |
1.10. Как называется продольная подпалубная балка? 1. Стрингер. 2. Бимс. 3. Комингс. 4. Карлингс. | |
1.11. Как называется бортовая часть поперечной балки набора корпуса судна? 1. Пиллерс. 2. Бимс. 3. Шпангоут. 4. Флор. | |
1.12. К какому типу судов относится судно с подвесным лодочным мотором? 1. моторная лодка, 2. скутер, 3. катер, 4. глиссер. | |
1.13. Как называется вертикальная стойка для подкрепления палубы, упирающаяся в нижней части в место пересечения днищевого стрингера и флора? 1. Карлингс. 2. Пиллерс. 3. Бимс. 4. Шпангоут. | |
1.14. К какому типу судов относится маломерное моторное судно со стационарным двигателем? 1. Моторная лодка 2. Самоходное судно 3. Катер 4. Водоизмещающее судно | |
1.15. Как называется съемный сплошной днищевой щит, укладываемый на маломерном судне поверх днищевого набора? 1. Рыбина. 2. Фальшщит. 3. Балясина. 4. Слань. |