Подходы к классификации форм организации обучения

В теории и практике образования накоплен значительный массив разнообразных форм обучения, что вызвало необходимость их классификации.

В. И. Андреев (рис. 10.2) выделил три категории форм организации обучения, которые отражают специфику взаимодействия участников педагогического процесса (общие формы), особенности передачи учебного материала (внешние формы) и доминирующие образовательные цели (внутренние формы).


увеличить изображение
Рис. 10.2. Классификация форм организации обучения В. И. Андреева

В основу классификации форм организации обучения, предложенной авторским коллективом под руководством В. А. Сластенина, положены два критерия: количество обучающихся и специфика управления образовательным процессом (рис. 10.3).


увеличить изображение
Рис. 10.3. Классификация форм организации обучения (В. А. Сластенин и др.)

Основанием классификации форм организации обучения Ч. Куписевича и И. П. Подласого являются: количество обучающихся, место и продолжительность обучения (рис. 10.4).


увеличить изображение
Рис. 10.4. Классификация форм организации обучения (И. П. Подласый, Ч. Куписевич)

Интересна классификация внутренних форм организации обучения Т. И. Шамовой, представленная на рис. 10.5.


увеличить изображение
Рис. 10.5. Классификация форм организации обучения (Т. И. Шамова)

В основу классификации внешних форм организации обучения А. В. Хуторского, показанной на рис. 10.6, положены различия в коммуникативном взаимодействии основных субъектов образовательного процесса.


увеличить изображение
Рис. 10.6. Классификация форм организации обучения (А. В. Хуторской)

На рис. 10.7 представлены сравнительные характеристики эффективности использования индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации обучения.


Рис. 10.7. Сравнительная характеристика общих форм организации обучения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: