Утверждаю

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«__» ______________ 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность»

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа и методические указания по организации и проведению практического обучения. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 42 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Автор: ст. преподаватель К.А. Игишев
     
     
Рецензент: д.ю.н., доцент С.Н. Сабанин

Одобрены на заседании кафедры права. Протокол от 25 октября 2012 г.
№ 3.

Заведующая кафедрой права   А.А. Воронина

Рекомендованы к печати методической комиссией Института социологии и права РГППУ. Протокол от 21 января 2013 г. № 5.

Председатель методической комиссии ИСП   А.Г. Кислов
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИСП   С.Е. Вершинин

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013

© Игишев К.А., 2013

1. ЦЕЛЬ освоения дисциплины

Целью прохождения практического обучения является овладение студентами навыками работы по юридическим профессиям как составляющей подготовки бакалавра по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность» через формирование профессиональных знаний, умений и навыков на базе освоения смежных профессий, а также развитие навыков грамотной организации труда в судебной сфере.

Задачи дисциплины:

- формирование представлений о юридическом процессе в судах, роли и ответственности специалиста в сфере права за выполнение своей работы;

- изучение нормативно-правовых актов и документов, специального оборудования в судах;

- формирование у студентов основных приемов и способов выполнения правовой работы;

- развитие у студентов аналитического мышления, творческой активности в выполнении конкретных видов правовой работы в судах;

- развитие умений принимать решения, самостоятельности в процессе разрешения конкретных правовых ситуаций;

- углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении правовых дисциплин направления;

- наблюдение за работой сотрудников судов;

- приобретение навыков правоохранительной и консультативной работы.

Практическое обучение проводится на базах федеральных судов различных звеньев и инстанций.

Воспитательная роль определяется тем, что дисциплина способствует расширению кругозора студента, закладывает основы юридической практики, на основе ранее полученных теоретических знаний. Формирует личность с высоким уровнем правосознания.

Практическое обучение является составной частью учебного процесса и одной из важнейших форм профессиональной подготовки к трудовой деятельности бакалавра по данному направлению.

Практическое обучение организуется кафедрой права согласно учебному плану и настоящей программе, соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Практическое обучение» входит в базовую часть профессионального цикла (Б.3) основной образовательной программы (ООП) направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность».

Для прохождения практического обучения необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из дисциплин «Документоведение и делопроизводство» и «Документационное обеспечение управления»:

знать:

– основные понятия и определения в области документационного обеспечения управления;

– нормативно-методическую базу управления документами государственных и коммерческих организаций, предназначаемыми для внутреннего и внешнего пользования;

– правила создания и оформления различных видов организационной, распорядительной, информационно-справочной и кадровой документации;

– принципы организации работы с официальными документами, формирования службы делопроизводства на предприятии;

уметь:

– осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности;

владеть:

– способностью к когнитивной деятельности;

– процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.).

2.2. Из дисциплин «Гражданское право» и «Практикум по гражданскому праву»:

знать:

- основной понятийный аппарат юриспруденции, юридическую терминологию, основные структуры институтов гражданского права;

- роль и место гражданского права в системе юридических наук;

- предмет и метод гражданского права;

- методологические основы научного понимания гражданско-правовых явлений;

- закономерности исторического развития и функционирования гражданского права;

- наиболее важные федеральные законы, регулирующие гражданские правоотношения;

- основные положения руководящих указаний Верховного Суда РФи Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам гражданского права;

уметь:

- применять полученные знания при освоении других дисциплин;

- пользоваться понятийным аппаратом гражданского права.

- связывать теорию и практику при решении задач и рассмотрении конкретных ситуаций;

- формулировать соответствующие теоретические положения (например, понятия права собственности, юридического лица, договора и т.д.) в виде развернутого определения;

- раскрывать основные признаки, значение и роль различных гражданско-правовых институтов;

- доказывать теоретические тезисы (положения);

- грамотно работать с нормативными актами и правовыми документами;

- составлять проекты важнейших договоров и иных правовых документов (исковых заявлений, доверенности и т.д.);

владеть:

- способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности;

- процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.);

- системой эвристических методов и приемов;

- способностью организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе;

- способностью участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

- способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

- способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;

- способностью обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок;

- способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

- способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;

- способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

- способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;

- способностью толковать различные правовые акты;

- способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

- способностью участвовать в разработке нормативно-правовых и локальных актов, реализуемых в правоприменительной деятельности.

2.3. Из дисциплины «Теория государства и права»:

знать:

- основной понятийный аппарат юриспруденции, юридическую терминологию, основные структуры институтов государства и права;

- роль и место теории государства и права в системе юридических наук;

- предмет и метод теории государства и права;

- общие и специальные закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и правовых явлений;

- методологические основы научного понимания права и государственно-правовых явлений;

- закономерности исторического движения и функционирования государства и права;

- систему знаний о государстве и его функциональной деятельности;

уметь:

- применять полученные знания при освоении других дисциплин;

- находить взаимосвязи государства, права и иных сфер жизни общества и человека;

- пользоваться понятийным и категориальным аппаратом теории государства и права.

- четко представлять систему права, правотворчество и действие нормативных правовых актов;

- формулировать соответствующие теоретические положения (например, понятия государства и права, нормы права и т.д.) в виде развернутого определения;

- раскрывать основные признаки, значения и роль различных государственно-правовых явлений;

- доказывать теоретические тезисы (положения);

- подкреплять теоретические положения конкретными фактами политической и правовой действительности, примерами из практики.

владеть:

- аналитическими навыками работы с нормативными актами, предварительно изучив их структуру и типологию;

- навыками толкования нормативно-правовых актов;

- навыками юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства;

- навыками ориентироваться в действующем законодательстве.

2.4. Из дисциплины «Правоохранительные органы»:

знать:

- принципы организации и деятельности правоохранительных органов Российской Федерации;

- задачи, структуру и основные направления деятельности органов судебной власти.

- основной понятийный аппарат, юридическую терминологию, используемые в дисциплине;

- правовое регулирование структуры и деятельности правоохранительных органов;

- структуру, задачи и компетенцию правоохранительных органов Российской Федерации.

уметь:

- анализировать нормы Конституции, законов, подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и функционирование правоохранительных и судебных органов РФ;

- давать правильное правовое толкование нормам нормативных правовых актов.

- применять полученные знания при освоении других дисциплин;

- раскрывать основные признаки, значения и роль различных государственно-правовых явлений;

- доказывать теоретические тезисы (положения).

владеть:

- аналитическими навыками работы с нормативными актами, предварительно изучив их структуру и типологию;

- навыками толкования нормативно-правовых актов;

- навыками юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства, возникающие в сфере правоохранительной деятельности;

- навыками ориентироваться в законодательстве о правоохранительных органах.

2.5. Из дисциплины «Конституционное право»:

знать:

- общепрофессиональные теоретические и методические основы конституционного права;

уметь:

- самостоятельно работать с нормативными правовыми актами сферы конституционных прав и свобод, научной и практической литературой;

- юридически правильно и компетентно квалифицировать факты и обстоятельства, относящиеся к сфере конституционного права;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с конституционным законодательством.

владеть:

- навыками толкования и применения законов и других нормативных правовых актов, относящихся к конституционному законодательству;

- навыками грамотной квалификации фактов и обстоятельств, являющихся основанием для возникновения, изменения и прекращения конституционных правоотношений.

Знания, умения и навыки, формируемые данной дисциплиной необходимы для последующих правовых дисциплин профиля подготовки.

3. МЕСТО и время проведения практического обучения

Практическое обучение проводится в системе судов общей юрисдикции в Российской Федерации, которую составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. К федеральным судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации; верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; районные суды, городские суды, межрайонные суды; военные суды, специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Практическое обучение проводится на втором курсе третьего семестра обучения студентов.

4. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате прохождения практического обучения обучающийся должен приобрести следующие компетенции:

Общекультурные компетенции:

Способность самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОК-23):

Ø владеет основными знаниями, необходимыми для работы на компьютере;

Ø использует возможности компьютера при осуществлении профессионально-педагогической деятельности.

Способность к когнитивной деятельности (ОК-24):

Ø обладает знаниями в построении познавательной деятельности;

Ø способен к познанию в профессионально-педагогической деятельности.

Способность обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25):

Ø обладает знаниями в различных областях, которые позволяют сделать аргументированные выводы;

Ø все свои действия оформляет, основываясь на достоверной и научной информации.

Умение моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОК-26):

Ø обладает знаниями в построении позитивного общения;

Ø обладает способами и технологиями построения общения;

Ø строит общение, ориентируясь на решение конкретных профессионально-педагогических задач.

Готовность анализировать информацию для решения проблем возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОК-27):

Ø обладает знаниями в способах построения анализа информации;

Ø решает возникающие в профессионально-педагогической деятельности проблемы, анализируя необходимую информацию.

Владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28):

Ø Обладает знаниями в области поиска необходимых идей;

Ø Понимает необходимость творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности;

Ø Использует творческий подход в построении образовательного процесса.

Владение системой эвристических методов и приемов (ОК-29)

Ø Знает систему принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач;

Ø Умеет организовать свою педагогическую деятельность с использованием эвристических методов приемов;

Ø Решает поставленные задачи в ходе своей профессиональной деятельности с использование в новых, неожиданных направлениях.

Профессиональные компетенции:

Способность выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1):

Ø Знает основные профессионально-педагогические функции;

Ø Понимает необходимость эффективной организации педагогического процесса;

Ø Управляет педагогическим процессом подготовки специалистов.

Способность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего специалиста (ПК-2):

Ø Знает профессионально важные и значимые качества личности будущего специалиста;

Ø Понимает свою значимость в процессе формирования личности будущего специалиста;

Ø Контролирует процесс развития профессионально важных качеств личности будущего специалиста.

Способность организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и Федеральных государственных образовательных стандартов в ОУ НПО и СПО (ПК-3):

Ø Знает Федеральные государственные образовательные стандарты НПО и СПО;

Ø Понимает требования Федеральных государственных образовательных стандартов;

Ø Учебно-воспитательную деятельность строит на строгом соответствии Федеральных государственных образовательных стандартов.

Способность организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4):

Ø Знает основные нормативно-правовые акты;

Ø Понимает требования нормативно-правовых актов;

Ø Профессионально-педагогическую деятельность строит на строгом соответствии нормативно-правовым актам.

Способность анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5):

Ø Обладает знаниями в области осуществления мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и т.д.);

Ø Объективно оценивает возникшие профессионально-педагогические ситуации;

Ø Анализирует профессионально-педагогические ситуации, чтобы сделать объективные выводы.

Готовность к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности (ПК-6):

Ø Знает современные воспитательные технологии;

Ø Понимает необходимость использовать в процессе воспитания не только технологии обучения, но и технологии воспитания;

Ø Формирует духовные, нравственные ценности и гражданственность у будущих специалистов.

Готовность к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7):

Ø Знает основные способы социальной профилактики обучаемых;

Ø Понимает сущность и значение социальной профилактики обучаемых, как для образовательного процесса в целом, так и для их дальнейшей профессиональной деятельности;

Ø Планирует реально действующие мероприятия по социальной профилактике обучаемых.

Готовность к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) (ПК-8):

Ø Знает основные методы диагностики и прогнозирования развития личности специалиста;

Ø Использует диагностику и прогнозы в построении дальнейшей педагогической деятельности.

Готовность к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9):

Ø Знает способы формирования желания и способности к самовоспитанию у обучающихся;

Ø Понимает необходимость привития у обучающихся способности к самовоспитанию;

Ø Развивает у обучающихся способность к профессиональному самовоспитанию.

Готовность к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10):

Ø Знает основные мировые и отечественные концепции и модели образовательных систем;

Ø Понимает плюсы и минусы концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике;

Ø Использует мировые и отечественные концепции и модели образовательных систем в своей педагогической практике.

Способность организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11):

Ø Знает методы организации и принципы учебно-воспитательной работы обучающихся;

Ø Понимает необходимость учебно-воспитательной работы обучающихся в образовательном процессе;

Ø Является активным участником организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся.

Готовность к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих (специалистов) (ПК-12):

Ø Знает основные способы разрешения проблем, возникающих в процесс обучения;

Ø Видит возникшие проблемы и понимает необходимость их разрешения, а не оставления без рассмотрения;

Ø Помогает в решении проблем, возникших в процессе подготовки рабочих.

Готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13):

Ø Обладает знаниями в области поиска необходимых идей;

Ø Понимает необходимость творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности;

Ø Использует творческий подход в построении образовательного процесса.

Готовность к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке специалистов (ПК-14):

Ø Знает технологии формирования креативных способностей при подготовке рабочих;

Ø Понимает необходимость формирования креативных способностей при подготовке рабочих;

Ø В образовательном процессе применяет технологии формирования креативных способностей специалистов.

Способность прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности (ПК-15):

Ø Обладает знаниями, позволяющими строить прогнозы деятельности;

Ø Понимает сущность прогнозирования и использования его в педагогической деятельности;

Ø Прогнозирует результаты профессионально-педагогической деятельности.

Способность проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов) (ПК-16):

Ø Знает способы проектирования и оснащения образовательно-пространственной среды обучения рабочих (специалистов);

Ø Осознает необходимость оснащения образовательно-пространственной среды для более эффективного обучения;

Ø Проектирует и оснащает образовательную среду процесса обучения, который осуществляет.

Способность проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно- и личностно-ориентированные технологии и методики обучения специалистов (ПК-17):

Ø Знает индивидуализированные, деятельностно- и личностно-ориентированные технологии и методики обучения специалистов;

Ø Понимает необходимость использования различных технологий и методик обучения специалистов;

Ø Использует и совмещает различные технологии и методики обучения.

Способность проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18):

Ø Знает возможные пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности;

Ø Понимает необходимость повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности;

Ø Повышает эффективность профессионально-педагогической деятельности.

Готовность к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач (ПК-19):

Ø Знает способы проектирования учебно-профессиональных целей и задач;

Ø Понимает необходимость проектирования учебно-профессиональных целей и задач в своей образовательной деятельности;

Ø Свою профессиональную деятельность основывает на спроектированных целях и задачах.

Готовность к конструированию содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов) (ПК-20):

Ø Знает содержание учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов);

Ø Понимает структуру учебного материала в подготовке рабочих (специалистов);

Ø Конструирует содержание учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке.

Профильно-специализированные компетенции:

Готовность участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПСК-37):

Ø Знает этапы нормотворческого процесса, основные нормативно-правовые акты в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности

Ø Умеет формулировать правовые нормы, оформлять их в институты права

Ø Владеет навыками подготовки нормативно-правовых актов;

Готовность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПСК-38):

Ø Знает правовые нормы

Ø Умеет применять правовые нормы при осуществлении профессиональной деятельности

Ø Владеет навыками организации деятельности, основываясь на правовом мышлении;

Готовность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПСК-39):

Ø Знает законодательство Российской Федерации

Ø Умеет предвидеть ситуации нарушения законодательства и юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

Ø Владеет навыками убеждения в необходимости соблюдения законодательства;

Готовность обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок (ПСК-40):

Ø Знает основные составляющие законности и правопорядка

Ø Умеет реально оценивать ситуацию и видеть моменты, угрожающие личной безопасности и общественному порядку граждан

Ø Владеет способами обеспечения законности и правопорядка, личной безопасности граждан и общественного порядка;

Готовность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПСК-41):

Ø Знает права и свободы человека и гражданина

Ø Умеет своими действиями создать ситуацию, когда соблюдаются права и свободы всех заинтересованных людей

Ø Владеет способами защиты прав и свобод человека и гражданина;

Готовность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПСК-43):

Ø Знает основные условия и причины, которые могут способствовать совершению правонарушений

Ø Умеет выявлять условия и причины, способствующие совершению правонарушения

Ø Владеет методами предупреждения правонарушений, устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

Способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПСК-44):

Ø Знает основные виды юридической и иной документации и правила их оформления и составления

Ø Умеет формулировать результаты своей профессиональной деятельности и составлять юридические и иные документы

Ø Владеет навыками оформления результатов свое деятельности в юридических и иных документах;

Способность толковать различные правовые акты (ПСК-45):

Ø Знает основные нормативно-правовые акты и методы их толкования

Ø Умеет раскрывать содержание нормативно-правовых актов

Ø Владеет различными методами толкования нормативно-правых актов;

Способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПСК-46):

Ø Знает правила составления юридических заключений и консультирования в конкретных видах юридической деятельности

Ø Умеет применять нормативно-правовые акты в конкретных видах юридической деятельности

Ø Владеет способами составления квалифицированных юридических заключений и методами консультирования в конкретных видах юридической деятельности.

Готовность участвовать разработке нормативно-правовых и локальных актов, реализуемых в правоприменительной деятельности (ПСК-47):

Ø Знает принципы и правила юридической техники в процессе применения нормативно-правовых и локальных актов организаций и учреждений;

Ø Умеет применять привила юридической техники в процессе применения нормативно-правовых и локальных актов организаций и учреждений и выявлять нарушения их применения другими лицами и должностными лицами.

Готовность участвовать в исполнительном производстве (ПСК-49) ПВД:

Ø Знает основные требования законодательства об исполнительном производстве и привила его производства;

Ø Умеет грамотно и в рамках действующего законодательства применять меры исполнительного производства.

Готовность участвовать в гражданском и арбитражном процессах (ПСК-49) ГПР:

Ø Знает основные понятия и институты гражданского и арбитражного процессуального права, порядок подготовки, рассмотрения и разрешения различных категорий дел и споров, порядок обжалования решений судов общей юрисдикции, порядок исполнения решений судов общей юрисдикции, требования к составлению процессуальных документов;

Ø Умеет формулировать соответствующие теоретические положения (например, понятия подведомственности дел судам общей юрисдикции и т.д.) в виде развернутого определения, раскрывать основные признаки, значения и роль различных процессуальных явлений и конструкций, доказывать теоретические тезисы (положения), анализировать юридические факты и нормы, регулирующие порядок производства и разрешения дел судами общей юрисдикции;

Ø Владеет способами самостоятельного составления исковых заявлений, судебных решений, ходатайств и другие процессуальных документов;

Ø Способен по материалам судебной практики дать правовую оценку эффективности мер, принимаемых стороной по защите своих прав и законных интересов.

Готовность участвовать в административном процессе (ПСК-49) АП:

Ø Знает понятие, сущность и правовой результат административного процесса и административной процедуры; структуру административного процесса; понятие и виды административных производств; принципы и основания административно-процессуальной деятельности; требования к составлению процессуальных документов;

Ø Умеет пользоваться понятийным и категориальным аппаратом административного процесса;

Ø Владеет способами самостоятельного составления исковых заявлений, судебных решений, ходатайств и другие процессуальных документов;

Ø Способен подкреплять теоретические положения конкретными фактами правовой и процессуальной практики и тем самым защитить права и законные интересы граждан, учреждений и организаций Российской Федерации.

Готовность проводить профилактические мероприятия по предотвращению совершения правонарушений (ПСК-51) ПВД:

Ø Знает требования законодательства и юридическую практику относительно проведения профилактических мероприятий по предотвращению совершения правонарушений;

Ø Умеет применять профилактические меры правового и психологического характера с целью предотвращения совершения правонарушений.

Готовность обеспечивать защиту прав субъектов жилищных правоотношений (ПСК-51) ГПР:

Ø Знает основные структуры институтов жилищного права, роль и место жилищного права в системе юридических наук, методологические основы научного понимания основных институтов жилищного права, основные положения жилищного кодекса, наиболее важные федеральные законы, регулирующие жилищные правоотношения, основные положения руководящих указаний Верховного Суда РФ по вопросам жилищного права;

Ø Умеет формулировать соответствующие теоретические положения (например, понятия жилищного фонда, товарищества собственников жилья, договора найма жилья и т.д.) в виде развернутого определения, раскрывать основные признаки, значение и роль различных жилищно-правовых институтов, составлять проекты договоров найма жилья и иных правовых документов (исковых заявлений, доверенности и т.д.).

Готовность применять процедуру внесудебного и досудебного урегулирования споров с участием посредника (медиации) (ПСК-51) АП:

Ø Знает медиацию, как систему внесудебного и досудебного порядка урегулирования споров, возникающих в сфере образования и основные принципы, технологии, методы, приёмы медиации, её место и роль в международном и российском сообществе а также основные законодательные и нормативные акты в области медиации;

Ø Умеет формировать и развивать у обучаемых навыки и умения решения конкретных задач по управлению конфликтами в различных сферах деятельности и анализировать нормативные правовые акты в области медиации, выявлять возможные противоречия, правильно применять нормативные источники образовательного права для разрешения конкретных правовых ситуаций.

Готовность эффективно работать сотрудником правоохранительных органов по борьбе с преступными и иными противоправными проявлениями (ПСК-54) ПВД:

Ø Знает понятие квалификации преступлений и умело ориентируется в современном уголовном законодательстве;

Ø Умеет грамотно квалифицировать преступления и иные правонарушения;

Ø Умеет ориентироваться в системе уголовного и уголовно-исполнительного законодательства зарубежных стран;

Ø Умеет грамотно выявлять состав преступления как юридическое основание квалификации преступлений;

Готовность участвовать в исполнительном производстве (ПСК-54) ГПР:

Ø Знает основные требования законодательства об исполнительном производстве и привила его производства;

Ø Умеет грамотно и в рамках действующего законодательства применять меры исполнительного производства.

Готовность выступать консультантом по вопросам обеспечения качества образования (ПСК-54) АП:

Ø Знает основные современные концепции качества образования и ресурсы системы образования, обеспечивающие рост уровня его качества;

Ø Умеет моделировать участие в управленческой, экспертно-оценочной и инспекционной деятельности в сфере обеспечения качества образования.

По итогам прохождения практического обучающийся должен приобрести практические навыки работы в судах, а также навыки работы с правовыми документами.

Студент приобретает знания о судебной системе и его деятельности, знания об основных нормативных правовых документах, регламентирующих деятельность судов, об основных принципах деятельности судов, о правах и обязанностях должностных лиц, являющихся сотрудниками судов. Студент приобретает навыки профессиональной деятельности в правовой сфере, учась работать с правовыми документами, приобретает навыки коммуникативной деятельности в профессиональной сфере.

В процессе прохождения практического обучения студент должен научиться принимать участие в работе по решению задач, стоящих перед судами, причем, не только в сфере правосудия, но и в иных сферах деятельности судов, понимать общие принципы организации и деятельности судов и их структурных подразделений, активно принимать участие в процессе принятия решений по правовым вопросам руководителями и сотрудниками подразделений судов, иметь общее представление о правовой основе и механизме правовой защиты государственных интересов, личных прав и свобод граждан в процессе правоохранительной деятельности судов, а также их должностных лиц на примере деятельности судов, являющихся принимающей стороной в проведении практического обучения, уметь грамотно осуществлять сбор материалов для подготовки курсовых работ, научных публикаций и проведения иных исследований в рамках студенческой научно-исследовательской работы.

Таким образом, практическое обучение подготовит студента к правовой работе в системе государственных органов.

5. СТРУКТУРА и содержание практического обучения

Общая трудоемкость практического обучения составляет 3 зачетных единицы, 108 часа в течение 2 недель.

Все 108 часа отдаются на самостоятельную работу студента.

№ п/п Разделы (этапы) практического обучения Семестр Неделя семестра Виды деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
СРС Консультации
1. Участие в различных видах правовой работы   -   - Записи в дневнике прохождения практического обучения
2. Составление отчета по итогам практического обучения   -   - Отчет о прохождении практического обучения
3. Проведение зачета по практическому обучению   - - - Собеседование с представлением отчета и дневника ее прохождения практического обучения
Итого за 4 семестр   Зачет

5.1. Система организации практического обучения

Практическое обучение проводится в течение двух недель в соответствии с графиком учебного процесса.

За четыре недели до начала практического обучения начинаются процедуры по ее организации. Организация и проведение практического обучения осуществляется кафедрой права, кафедрой также назначаются руководители:

- от кафедры – руководитель – преподаватели кафедры;

- от суда, в котором непосредственно проходит практическое обучение – организатор практического обучения и руководитель практического обучения – специалисты и должностные лица судов, которые назначаются суда (допустимо совмещение данных должностей).

Руководитель практического обучения от кафедры обязан:

- определить базы практического обучения;

- подготовить проект распоряжения о направлении студентов на конкретные базы практического обучения;

- подготовить пакет документов для студентов, направляемых для прохождения практического обучения;

- подготовить и провести организационное собрание со студентами и методическими руководителями накануне направления студентов на практическое обучение.

- присутствовать на организационном собрании;

- сопроводить студентов на места прохождения практического обучения;

- организовать встречу студентов с руководителями практического обучения от судов;

- посещать студентов во время их работы в судах и получать информацию об их деятельности;

- назначить и провести зачет по итогам прохождения студентами практического обучения.

Организатор практического обучения от суда должен подготовить приказ о закреплении студентов за руководителями практического обучения от суда.

Руководитель практического обучения суда:

- познакомить студентов со структурой и функцией суда, в котором организуется практическое обучение;

- предоставить студентам возможность изучения основной документации, порядком ее подготовки, ведения и хранения;

- познакомить с характером и спецификой собственной профессиональной деятельности;

- обеспечить приобретение студентами практического навыка работы в правовых структурах суда;

- привлекать студентов к участию в проводимых в суде плановых мероприятиях, а также к конкретным видам правовой работы;

- курировать составление студентом отдельных документов (проектов) по профилю работы суда;

- заполнить необходимые позиции в отчете о прохождении практического обучения.

-

Студенты имеют право на:

- методическую помощь со стороны руководителей практического обучения;

- самостоятельное составление индивидуального плана работы на период прохождения практического обучения в соответствии с программой и с учетом условий и возможностей суда;

Студенты обязаны:

- изучить рабочую программу прохождения практического обучения;

- присутствовать на организационном собрании;

- выполнять все поручения руководителей в рамках установленных требований;

- получить необходимые материалы для прохождения практического обучения.

5.2. Прохождение практического обучения

При прохождении практического обучения в суде студент знакомится с организацией работы суда; изучает подлежащие рассмотрению дела и докладывает судье свои соображения о полноте предварительного расследования и соблюдении при его производстве требований законодательства, о возможности назначения судебного заседания по уголовному делу. Изучив несколько дел, назначенных к слушанию в судебном заседании, студент подбирает нормативный материал, необходимый для разбирательства этих дел.

При рассмотрении дел студент ведет в судебном заседании параллельно с секретарем протокол судебного заседания и составляет проекты приговоров, решений, постановлений или определений; знакомится с порядком обращения к исполнению приговоров, решений, вступивших в законную силу. В случае невозможности личного присутствия в судебном заседании студент изучает дело, рассмотренное на заседании, и составляет соответствующий проекты приговоров или решений, определений или постановлений.

Студент принимает участие в обобщении судебной практики и статистики или знакомится с ранее проведенным обобщением судебной практики и статистики.

Студент должен ознакомиться с основными нормативными правовыми актами и документами, регламентирующими деятельность суда.

Студенту рекомендуется также ознакомиться с практикой участия защитника в деле (при задержании подозреваемого или применения к нему заключения под стражу).

Студент должен изучить формы взаимодействия органов предварительного расследования с судом, ознакомиться с тем, как реализуются полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов и участием прокурора в качестве государственного обвинителя.

Практическое обучение в суде курируется руководителем от кафедры, руководителем от суда и организаторами практического обучения в суде.

Прохождение практического обучения включает в себя:

- знакомство со структурами и функциями суда;

- изучение основной документации, порядком ее подготовки, ведения и хранения;

- изучение деятельности специалистов, руководящих практическим обучением;

- приобретение основ практического навыка работы в структурах суда;

- оказание необходимой помощи специалистам, руководящим практическим обучением;

- участие в проводимых в суде плановых мероприятиях;

- составление отдельных документов (проектов);

- подготовка отчета по практике, сбор заключений руководителей практического обучения и представление отчета на кафедру в установленные сроки.

6. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практическом обучении

Рекомендуемые образовательные технологии: непосредственная работа студента с руководителями, консультации специалистов и экспертов в суде, самостоятельная работа студентов, ведение дневника практического обучения и составление общего отчета о прохождении практического обучения.

Преимущественное участие студентов в конкретных видах деятельности судов с целью закрепления и обобщения теоретического материала.

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практическом обучении

7.1. Требования к оформлению дневника практики

Оформление дневника прохождения практического обучения[1] является не менее важным элементом работы студента, чем непосредственна сама практическая деятельность. Придание соответствующей формы тексту имеет принципиальное значение и характеризует аккуратность и грамотность студента.

Форма дневника прохождения практического обучения единая. Дневник прохождения практического обучения выполняется на одной стороне писчей бумаги формата А4 в текстовом редакторе microsoft Word, Times New Roman, 14 кегль, полуторный межстрочный интервал, поля по краям – 2 см. Отступы с красной строки – 1,25 см. Переносы по тексту не расставляются.

Дневник прохождения практического обучения может быть представлен в рукописном виде, при этом он должна быть написана разборчивым почерком. В любом случае он составляется самостоятельно и не должен иметь грамматических ошибок, опечаток.

Страницы дневника нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту по середине в низу страницы.

Титульный лист и содержание не нумеруются. Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки заглавными буквами, без точки в конце, не подчеркивая. Не допускается использование красного, зеленого и других цветов.

Необходимо соблюдать правила оформления сносок. Сноски отделяют от основного текста прямой чертой, которая проводится на 2/3 размера ширины страницы ниже последней строки листа. Сноски автоматические, постраничные (на каждой странице с «1», в текстовом редакторе microsoft Word, Times New Roman, 12 кегль, одинарный межстрочный интервал). Ссылки нумеруются постранично.

Первая сноска на работу того или иного автора должна содержать все обязательные элементы описания, кроме издательства: фамилию и инициалы автора, название работы, место, год издания и страницу. При сноске на статью нужно указать также источник публикации.

7.2. Требования к оформлению отчета о прохождении практического обучения

Оформление отчета о прохождении практического обучения[2] является итоговым этапом работы студента. Отчет составляется студентом самостоятельно по установленной форме. Все позиции отчета должны быть заполнены. Руководитель от суда по итогам заполнения отчета студентом обязан охарактеризовать практическую деятельность студента и оценить его работу по пятибалльной системе. Все позиции отчета заверяются подписью руководителя от суда и в конце отчета проставляется печать суда. Допускается прилагать к отчету дополнительно характеристики и иные документы о практической деятельности студента.

После окончания практического обучения организуется защита отчета, где учитывается работа студента во время прохождения всех этапах практического обучения, руководителем анализируется качество ведения дневника прохождения практического обучения, характеристик руководителей от суда и отчет о прохождении практического обучения. В результате студент получает оценки по каждому разделу практики, по которым выставляется окончательная суммарная оценка за прохождение практического обучения.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение пракического обучения

а) основная литература:

Алексеев С.С. Общая теория права. Учебник, 3-е издание. - М.: Проспект, 2009.

Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие. - М. Проспект, 2008.

Ильин И.А. Теория права и государства. Учебник. - М: Зерцало, 2008.

Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Курс лекций. - М.: Юристъ, 2009.

Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Проспект, 2008.

Морозова Л.А. Теория государства. Учебник. - М.: Эксмо, 2008.

Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник. - М.: Высшее образование, 2010.

Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / под ред. В.П. Божьева. М.: Высшее образование, 2009.

Правоохранительные органы: учеб. / В.Г. Бессарабов, Л.А. Воскобитова, Т.С. Дворянкина; отв. ред. Ю.К. Орлов. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010.

Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. - М.: Высшее образование, 2009.

б) дополнительная литература:

Абдулвалиев А.Ф. Проблемы единоличного и коллегиального рассмотрения уголовных дел в суде первой инстанции // Право и политика. 2008. № 5.

Аброськина Е.И., Шубина О.Л. Принцип состязательности в арбитражном процессе: теория и практика // Арбитражные споры. 2008. № 1.

Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в РФ. Учебное пособие. - М.: Эксма, 2005.

Адзинова Е.А., Кряжнова О.Н. Право на судебную защиту: регулирование и интерпретация // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 7.

Александров А.С. Кучин А.Ф., Смолин А.Б. Основания и условия реализации особого порядка судебного разбирательства // Российский судья. 2007. № 9. С. 4-6.

Алехина О.М. Парадигма правового суда как носитель самостоятельной и независимой судебной власти // Право и образование. 2006. № 2.

Алиэскеров М.А. Право на справедливую судебную защиту в судах первой и кассационной инстанций в гражданском процессе // Журнал российского права. 2008. № 9.

Анисимова Т.В. Возникновение конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации на современном этапе // Адвокат. 2009. № 6.

Анишина В.И. Постановления Пленумов высших судов РФ: правовая природа, место и роль в правовой системе // Российский судья. 2008. № 5. С. 4-8.

Аносова Л.С. Соотношение понятий гласности, открытости и транспарентности судопроизводства: конституционно-правовые аспекты // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 21.

Асеева Е.А. Законный состав суда как гарантия осуществления правосудия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации // Российский судья. 2008. № 6. С. 6-11.

Балашов А.Н., Гревнов А.А. Принцип процессуального равноправия как гарантия реализации права на судебную защиту в гражданском судопроизводстве // Российская юстиция. 2010. № 8.

Бандурин С.Г., Громов Н.А., Ивенский А.И. Приговор – итог осуществления правосудия // Российский судья. 2005. № 1. С. 34-37.

Белобородов С.В. Принцип обжалования в уголовном судопроизводстве России: понятие, сущность и содержание // Российский судья. 2006. № 7. С. 39-32.

Беляевская О.Я. Право личности на судебную защиту: проблемы классификации // Юрист. 2006. № 11. С. 52-57.

Бессарабов В.Г., Воскобитова Л.А., Дворянкина Т.С. Правоохранительные органы: учебник / отв. ред. Ю.К. Орлов. М.: Проспект, 2010.

Бойков А.Д. К вопросу о гласности правосудия // Мировой судья. 2010. № 2.

Борисова Е.А. Некоторые теоретико-практические проблемы реформы в области судебной защиты // Вестник МГУ. 2009. № 1. С. 3-19.

Брежнев О.В. Правовые позиции судов общей юрисдикции и их роль в осуществлении правосудия в России // Российский судья. 2009. № 6.

Бунова И.И. Критерии, определяющие степень владения участником процесса языком судопроизводства // Российский судья. 2010. № 7.

Варламова В.Л. Проблема доступности правосудия как исключительной компетенции судебной власти применительно к российской судебной правовой системе // Мировой судья. 2010. № 5.

Васяев А.А. Коллегиальное или единоличное рассмотрение уголовного дела судьей? // Современное право. 2009. № 10.

Васяев А.А. О возможности реализации подозреваемым (обвиняемым) права на защиту в условиях содержания под стражей // Адвокат. 2009. № 10.

Власов А.А. О некоторых проблемах неэффективности правосудия в российском гражданском судопроизводстве // Право и образование. 2008. № 12.

Воронцова И.В. Об обязательности постановлений Европейского Суда // Российский судья. 2009. № 6. С. 46-48.

Галлий И.М. К вопросам о концептуальных основах административного правосудия // Российский судья. 2007. № 1. С. 40-43.

Герценштейн О.В. Об изменении законодательства о статусе судей в Российской Федерации и об органах судейского сообщества в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // Российский судья. 2009. № 4. С. 38-44.

Голубок С.А. Международно-правовые стандарты права на судебную защиту // Правоведение. 2007. №1. С. 112- 125.

Гончаров В.В., Пефтиев И.И. О некоторых вопросах определения роли конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации в укреплении системы государственной власти в стране // Российский судья. 2010. № 6. С. 8-13.

Гриб В.Г., Мелехин А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации: курс лекций. М.: Маркет ДС Корпорейшин, 2008.

Гришина Е.П., Саушкин С.А. Правовые основы защиты прав лица, не владеющего языком судопроизводства, в российской федерации // Российский судья. 2008. № 9. С. 15-18.

Грось Л.А. О проблемах «прозрачности» правосудия в Российской Федерации // Российский судья. 2005. № 5. С. 4-6.

Гук П.А. Независимость и судейское усмотрение // Российская юстиция. 2008. № 11.

Гусев А.П. Проблема реализации принципа гласности в суде общей юрисдикции (на примере пересмотра дела в порядке надзора) // Проблемные вопросы гражданского и арбитражного процессов / под ред. Л.Ф. Лесницкой, М.А. Рожковой. М.: Статут, 2008.

Гуськова А.П. По итогам судебно-правовой реформы России // Российский судья. 2007. № 3. С. 5-6.

Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство): учебник. М.: Юрист, 2005.

Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Зерцало. 2007.

Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник / под ред. К.Ф. Гуценко. М.: Зерцало-М, 2008.

Дикарев И.С. Принцип осуществления правосудия только судом // Российская юстиция. 2008. № 5.

Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской федерации. Учебник для высших учебных заведений. М., Эксмо. 2007.

Дубоносова А.Э. Становление системы правосудия в отношении несовершеннолетних в России начала XX века // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 3. С. 11-13.

Ефимович А.А. О реальном обеспечении права на необходимую оборону правосудием // Российская юстиция. 2008. № 10.

Жариков Ю.С. Роль постановления Пленума Верховного Суда РФ в обеспечении законности уголовно-правового регулирования // Российский судья. 2007. № 9. С. 6-9.

Жилин Г.А. Правосудие по гражданским делам: актуальные вопросы: монография. М.: Проспект, 2010. 576 с.

Жуйков В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию. М.: Статут, 2006. 283 с.

Закиров И.А. Значение результатов правовой экспертизы для деятельности суда // Юрист. 2007. № 11. С. 62-63.

Захарьящева И.Ю. Гарантии обеспечения доступности правосудия при определении подсудности по спорам с участием арбитражных судов // Российская юстиция. 2010. № 3.

Зорькин В.Д. Качество правосудия – это вопрос конституционный // Российский судья. 2005. № 1. С. 7-9.

Иванова Т.В. Нормотворческая деятельность судебных органов в условиях континентального права // Российский судья. 2005. № 10. С.45-46.

Казгериева Э.В. Определение и анализ ошибки судебного правоприменения // Юрист. 2006. № 7. С. 7-10.

Каминский Э.С. Принцип состязательности по уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации // Российский следователь. 2009. № 9.

Кашепов В.П. Реализация конституционных положений об основах судебной власти // Журнал российского права. 2010. № 10.

Киричек А.В. Ювенальное правосудие и перспективы современной педагогической культуры // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 4. С. 13-15.

Кирланов Т.Г. Независимость судей – конституционная ценность // Администратор суда. 2008. № 4.

Киц А. Отсутствие института присяжных переводчиков в России порождает конфликты // Юрист. 2008. № 10.

Кнепман А.Н. Принцип непрерывности в гражданском процессе – нужен ли он?! // Информационный бюллетень судебной практики ЕАО. 2007. № 2.

Кожевников О.А. Осуществление правосудия судом возможно только на основе конституционно-правового толкования норм российского права // Российская юстиция. 2009. № 5.

Кокотова Е.И. О проблемах реализации принципов правосудия при использовании информационных технологий // Российский судья. 2005. № 12. С.7-9.

Колобашкина С.С. Обеспечение доступа к правосудию: правовая природа и проблемы реализации // Адвокат. 2010. № 7.

Колоколов Н.А. Конституционное право на неприкосновенность жилища: к вопросу об эффективности превентивного судебного контроля // Российский судья. 2010. № 6.

Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен. М.: Юрист, 2007. 328 с.

Колоколова О.Н. Право на судебную защиту: от конституционной декларации к правовой действительности // Юрист. № 5. 2007 С. 48-49.

Корнуков В.М. Правосудие с позиции взаимоотношений сторон и суда в уголовном судопроизводстве России // Российская юстиция. 2010. № 6.

Кронов Е.В. О реализации принципов состязательности и равноправия сторон в уголовном процессе России // Журнал российского права. 2008. № 2.

Крутиков М.Ю. Культурно-правовой и социально-экономический аспекты реализации права на судебную защиту в условиях постсоветской России // Российский судья. 2006. № 3. С. 26-32.

Крутиков М.Ю. Право на судебную защиту в конституциях современных демократических государств: сравнительно-правовой аспект // Российский судья. 2006. №4. С. 36-40.

Кудрявцева А.В. Является ли эксперт субъектом доказывания // Российский судья. 2005. № 6. С. 25-28.

Куленко О.И. Проблемы обеспечения конституционных принципов судопроизводства в российском уголовном процессе // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 2.

Лалиев А.И. Проблемы реализации принципа состязательности при рассмотрении судом жалоб на действия органов дознания и предварительного следствия // Российский судья. 2010. № 10. С. 4-6.

Лафитский В.И. Принцип независимости судебной власти: общие проблемы реализации // Журнал российского права. 2008. № 4.

Лебедева О.В. Непосредственное участие населения и местного самоуправления в осуществлении правосудия // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. № 3.

Лимм А.А Принцип состязательности и его влияние на доказывание в арбитражном процессе // Юрист. 2006. № 1. С. 48-52.

Ляднова Э.В. Право граждан на участие в отправлении правосудия в истории конституционного развития России (1918 - 1995 гг.) // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 3.

Ляднова Э.В. Участие граждан в отправлении правосудия как способ обеспечения публичности судебной деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17.

Макаров Ю.Я. Судебная защита прав личности в уголовном процессе // Российский судья. 2008. № 3.

Макарова О.В. Некоторые проблемы укрепления гарантий независимости судей // Журнал российского права. 2008. № 5.

Макарова О.В. Обеспечение независимости судей в Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. № 1.

Малюшин А.А. Проблемы судебного правотворчества // Российский судья. 2008. №1. С. 37-40.

Малюшин А.А. Судебное правотворчество в процессе правоприменения // Российский судья. 2007. № 6. С. 7-10.

Мамина О.И. Проблемы реализации принципов правосудия как показатель отношения граждан Российской Федерации к состоянию правосудия в России на современном этапе // Российская юстиция. 2008. № 10.

Марданов Д.А. Нормотворческая роль судебной практики в исполнительном производстве // Российский судья. 2006. № 4. С.7-10.

Маркова Т.Ю. Судьям необходимо следовать рекомендациям Пленума Верховного Суда РФ // Российский судья. 2007. № 2. С. 6-9.

Марченко М.П. Советский и постсоветский периоды развития идей судебного правотворчества // Вестник МГУ. 2007. № 4. С. 3-14.

Матузов Н.Н. Теория государства и права. Курс лекций. М.: Юристъ, 2005.

Мельников В.Ю. Гарантии прав личности в уголовном процессе // Российский судья. 2008. № 3.

Мельников В.Ю. Защита и охрана прав и свобод участников уголовного судопроизводства // Российский судья. 2010. № 1.

Милюков И.А., Габдришатова В.Р. Проведение закрытого судебного разбирательства по делам о преступления несовершеннолетних, как одна из гарантий эффективного осуществления правосудия // Российский судья. 2007. № 1. С. 14-16.

Минасян Г.М. К вопросу об источниках судебного решения // Вестник МГУ. 2009. № 3. С. 81-89.

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 2. С. 36-47.

Мирза Л., Смородинова А.Г. Доступ к правосудию как правовое явление // Российский судья. 2009. № 2.

Михайловская И.Б. Суды и судьи: независимость и управляемость. М.: Проспект, 2008. 128 с.

Моисеева Т.В. Всесторонность и полнота исследования обстоятельств уголовного дела как условия объективности присяжных заседателей // Журнал российского права. 2010. № 12.

Морозов Н.М. О сфере действия разъяснений высших судебных органов // Российский судья. 2006. № 2. С. 26-29.

Морозова Л.А. Правотворческие ошибки и процессуальные средства их устранения // Государство и право. 2010. № 1. С. 5-11.

Морхат П.М. Конституционные нормы о правосудии и правоохранительной деятельности: нравственное содержание // Российский судья. 2007. № 2. С. 4-6.

Морхат П.М. Справедливость в деятельности суда // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 7.

Нарбикова Н.Г. Проблемы обеспечения прав обвиняемого (подозреваемого) при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2010. № 2.

Наумов О.А. К вопросу об авторитете правосудия // Закон. 2005. № 1.

Нехаев В.В. Реформа: судебная или конституционная // Закон. 2005. № 1.

Никитин А.С. К вопросу о понятиях «охрана» и «защита» в российском праве // Государство и право. 2008. № 4. С. 38-46.

Николюкин С.В. Сущность принципа состязательности в международном коммерческом арбитраже // Юрист. 2008. № 9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow