Под стилем семейного воспитания понимают способ отношений родителей к ребенку.
Выделяют два аспекта семейного воспитания, которые являются особенно важными в детском и подростковом периоде развития ребенка: одобрение / чувствительность и требовательность /контроль родителей.
Одобрение / чувствительность означает величину поддержки и любви, показываемой родителями. Родители, характеризуемые как одобряющие и чувствительные, часто улыбаются, хвалят, поощряют своих детей, относятся к ним с теплотой, хотя могут и критиковать их за плохое поведение. Напротив, менее одобряющие и относительно бесчувственные родители часто резки в критике, унижают, наказывают или игнорируют ребенка; они редко общаются с детьми, которых ценят или любят.
Требовательность / контроль означает величину регуляции и надзора родителей за детьми. Контролирующие / требовательные родители ограничивают свободу поведения детей, устанавливая множество требований, и активно инспектируют их поведение для обеспечения выполнения всех правил. Менее контролирующие / требовательные родители выдвигают меньше требований и дают детям большую свободу в принятии решении об их собственной деятельности.
В зависимости от соотношения в семейном воспитании параметров одобрение / чувствительность и требовательность / контроль выделяют четыре стиля воспитания, основные характеристики которых показаны на рис. 12.4.
Рис. 12.4. Стили семейного воспитания
Рассмотрим позитивные и негативные стили семейного воспитания.
Таблица 12.1. Характеристики позитивных стилей семейного воспитания | ||||
Образ или метафора | Отношения родителей | Отклик ребенка | ||
Демократический и поощряющий | ||||
Ребенок рассматривается как равный, интегрированная часть семьи, кооперативный, вносящий свой вклад. Он любим и принимаем. Ребенку ставятся посильные задачи развития и разрешается развиваться в индивидуальном темпе. | Принимают уникальность ребенка. Дают любовь, уважение, ощущение равноправия. Поощряют развивать способности и исправлять ошибки. Направляют ребенка на осознание важности его участия в семейных взаимоотношениях. | Чувство защищенности, любви и принятия. Опыт использования собственных сил в преодолении трудностей. Находит удовлетворение в достижениях и участии. Не боится пытаться и ошибаться. Видит мир безопасным и дружеским. | ||
Сверхпотакающий | ||||
Ребенок получает все что захочет. Ребенок пассивен, скучает и неудовлетворен ничем, что ему дают. | Осыпают ребенка подарками, привилегиями, услугами, не заботясь об актуальных потребностях ребенка. | Ребенок скучает, безразличен. Он теряет инициативу и спонтанность. Ожидает, что ему все дадут. Видит взрослых как поставщиков удовольствий и комфорта. | ||
Сверхпокорный | ||||
Ребенок сидит властно на троне, возведенном родителями, которые низко кланяются. Ребенок активен, импульсивен и требователен. | Смиряются с капризами, требованиями, темпераментом и импульсивностью ребенка. Делают ребенка главным и становятся рабами или слугами. Не могут сказать нет. | Ребенок настаивает на выполнении всех его требований. Демонстрирует вспышки гнева, игнорирует права других, не понимает ограничений. | ||
Сверхпринудительный | ||||
Ребенок как дрессируемая собака или упрямый осел. Цикл "давление-сопротивление". | Постоянное руководство и надсмотр. Бесконечное инструктирование и постоянные напоминания. Чрезмерные ограничения, тенденции к муштре. | А. Подчинение: подчиняется руководству, беспрекословное подчинение. Б. Активное неповиновение: открытое неповиновение, словесный отказ. В. Пассивное сопротивление: отлынивание, мечтания, забывание, скрытое, хитрое сопротивление. | ||
Перфекционистский | ||||
Ребенок непрерывно бежит, пытаясь бежать быстрее, но никогда не заканчивает гонку. Финишная линия продолжает отодвигаться. Он постоянно пытается совершенствоваться. | Принимают ребенка, только если он добьется совершенства. Очень высокие стандарты, которые невозможно достичь. | Чрезмерная борьба и озабоченность результатами. Не удовлетворяя стандартам, чувствует себя недостойным, может сдаться (или развить физические симптомы как язва) | ||
Чрезмерно ответственный | ||||
Ребенок – гигант, на плечах которого лежит чрезмерная ответственность, ничего кроме работы и ответственности | Родители нагружают ребенка ведением домашнего хозяйства, заботой о младших детях и другими обязанностями из-за экономической ситуации, личных проблем, смерти или болезни родителя. | Ребенок может нести обузу с обидой, что теряет нормальные беззаботные детские развлечения. | ||
Таблица 12.2. Характеристики негативных стилей семейного воспитания | ||||
Образ или метафора | Отношения родителей | Отклик ребенка | ||
Пренебрежительный | ||||
Ребенок выгнан из теплого дома в холодную ночь, дрожит от холода, глядя в окно. Он был наказан. | Родители часто отсутствуют или заняты делами. Родители загружены работой, нищетой, богатством, алкоголизмом, разводом или болезнью. Никто не устанавливает ограничений. Эмоциональное пренебрежение. | Ребенок лишен возможности формировать близкие отношения. Никогда не испытывает чувство, что кто-то о нем заботится, он сам по себе. Отсутствующий родитель может идеализироваться в образ святого суперчеловека. | ||
Отвергающий | ||||
Человек – колючий кактус, который однако имеет мягкий, зависимый, скрытый центр. Он до боли самоизолирован. | Ребенку отказывают в принятии, относятся как к помехе или обузе. Родители, скорее всего, тоже были отвергнуты в детстве. Причина – насильственный брак или деформации детства. | Воспринимает себя изолированным и беспомощным. Чувствует глубокую боль. Могут развиваться чувства жестокости, враждебности, тревоги и страдания от самоуничижения. | ||
Карательный | ||||
Галерный раб, безжалостно мучаемый хозяином галеры. Чувства несправедливости, беспомощности, жажда мести. | Часто объединяется со сверхпринудительным и перфекционистским стилями. Физические наказания часто рассматриваются необходимыми для поддержания дисциплины или обучения. Родитель может изливать враждебность и агрессию на ребенка. | Жаждет возмездия. Может чувствовать вину и считать себя плохим. Ненавидит наказывающего родителя. Может лгать, чтобы избежать наказания. Может бояться собственных побуждений мести. | ||
Ипохондрический | ||||
Вечный пациент, постоянно волнующийся о здоровье. Внимание сфокусировано на функциях и органах тела. | Тревожность, страх, атмосфера больничной палаты. Ребенок может держаться дома подальше от школы во избежание проблем. Ребенок освобождается от работы по дому и выполнения школьных заданий. | Культивирует сочувствие и снисходительность родителей. Симулирует симптомы болезни. Может освобождаться от простых задач. | ||
В таблице 12.3 представлены зависимости между стилем заботы родителей о ребенке, типом его привязанности к родителям, который складывается под воздействием отношения родителей к нему, а также стиль его привязанности к другим людям во взрослой жизни.
Таблица 12.3. Привязанность в корреляции со стилями заботы родителей | ||
Детская привязанность | Стиль заботы родителей | Стиль взрослой привязанности |
Тип А. Избегание / Тревожная привязанность Непрочная привязанность "ребенок – воспитатель", характеризующаяся слабым протестом против разлучения и тенденцией ребенка избегать или игнорировать воспитателя | Холодный / отверженный – · она/он довольно холодны и отдалены, или отвержены, не очень чувствительны; · я не являюсь ее/его высшим приоритетом, ее/его интересы часто связаны с другими; · возможно, что она/он вскоре меня бросит; · не откликается на нужды ребенка. | Избегающий – · мне дискомфортно испытывать близость с другими; · мне трудно им доверять, трудно позволить себе зависеть от них; · я нервничаю, когда кто-то становится слишком близким, и часто партнеры хотят от меня большей интимности в отношениях. |
Тип B. Прочная привязанность Привязанность "ребенок – воспитатель", в которой ребенок принимает взаимодействие с близким и использует его как гарантию безопасности при изучении окружения. | Теплый / чувствительный – · она/он в основном теплы и чувствительны; · она/он хорошо знают, когда мне необходима поддержка и позволяют мне что-то делать самому; · наши взаимоотношения комфортны, и у меня нет жалоб и претензий по этому поводу. | Уверенный – · мне относительно легко сближаться с другими и я не чувствую дискомфорта зависимости от них и их зависимости от меня; · меня не часто беспокоят чувство брошенности или чрезмерной близости с кем-то. |
Тип С. Устойчивая / противоречивая привязанность Непрочная привязанность "ребенок – воспитатель", характеризующаяся сильным протестом против разлучения и тенденцией ребенка сопротивляться контакту с воспитателем, особенно после разлучения. | Противоречивый / неустойчивый – · она/он заметно непостоянны в ее/его реакциях ко мне, иногда теплы, а иногда и нет; · она/он имеют собственные планы, которые иногда препятствуют ее/его восприимчивости и реагированию на мои нужды; · она/он определенно любят меня, но не всегда должным образом это показывают. | Беспокойный / неустойчивый – · я нахожу, что другие неохотно идут на близкий контакт со мной, как я бы хотел; · я часто беспокоюсь о том, что партнер не любит меня или не хочет быть со мной; · я хочу полностью слиться с другим человеком, и это желание иногда отпугивает людей. |