Семейное воспитание: цели, принципы, содержание

Семейное воспитание (англ. parenting) – осуществляемый родителями процесс содействия и поддержки физического, эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка от младенчества до зрелого возраста.

Семейное воспитание обычно осуществляется биологическими родителями ребенка; в воспитании осиротевших или брошенных детей принимают участие общество и государство посредством института приемной семьи и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С точки зрения развития, наиболее важной функцией семьи в любом обществе является забота о детях и их социализация. Социализация (англ. socialization) – процесс, посредством которого дети приобретают убеждения, мотивы, ценности и поведение, являющиеся общепринятыми и значимыми с точки зрения старших членов общества.

Задачи социализации:

1. регулирование поведения детей и контроль их нежелательных импульсов;

2. содействие личностному развитию индивидуума – взаимодействуя с другими, дети осваивают культуру общества, приобретают знания, навыки, мотивы и стремления, которые позволяют им адаптироваться и эффективно функционировать в данном обществе;

3. сохранение социального порядка – должным образом социализированные дети становятся компетентными, адаптивными взрослыми, которые передадут опыт своим детям.

Семья как социальная система (состоящая из трех или более членов) представляет сложную сеть взаимосвязей, взаимодействий и паттернов влияний, которые постоянно эволюционируют (рис. 12.2). Прямые воздействия – воздействия, при которых любые два члена семьи влияют друг на друга и подвергаются влиянию со стороны друг друга. Косвенные воздействия – воздействия, при которых взаимосвязи между двумя членами семьи изменяются под воздействием поведения или отношения третьего члена семьи.


Рис. 12.2. Модель семьи как социальной системы

Цели семейного воспитания – ожидаемые результаты, которые родители надеются получить при взаимодействии с детьми.

Выделяют три типа целей семейного воспитания:

· цели, ориентированные на взаимоотношения между родителями и детьми;

· цели, ориентированные на родителей (краткосрочные цели, как правило, связанные с утверждением власти);

· цели, ориентированные на ребенка (долгосрочные цели, связанные с объяснением, убеждением, обоснованием чего-либо);

Принципы принятия решений в процессе семейного воспитания:

· всегда учитывать, насколько важным является принятое решение для ребенка и семьи;

· думать о том, чтобы принятое решение предоставляло ребенку образовательные возможности;

· обеспечить, чтобы принятые важные решения неукоснительно выполнялись членами семьи, заинтересованными в результатах;

· уделять особое внимание исполнению важных решений, вызывающих сопротивление со стороны детей;

· стремиться к созданию общих интересов, чтобы дети понимали и разделяли общие цели семьи;

· вовлекать детей в принятие решений необходимо, даже если их вклад в решение несущественен;

· вовлекать детей в улучшение качества решений, когда требуются их взгляды и знания по проблеме;

· вовлекать всех членов семьи в улучшение качества решений, когда требуется осмыслить и рассмотреть сложную проблему;

· оценивать принятие решений в семье на соответствие указанным принципам в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Названные принципы принятия решений в семье опираются на следующие положения:

· не существует стиля принятия решений, универсально подходящего ко всем семейным ситуациям;

· не один стиль принятия решений не может по существу быть лучше других;

· эффективные родители и воспитатели адаптируют свой стиль в соответствии с природой решаемого вопроса, уровнем развития и характеристиками вовлеченных в принятие решений детей;

· любая ситуация может быть оценена для определения наиболее подходящего стиля принятия решения;

· эффективное принятие решений родителями включает подготовку для адаптации различных стилей принятия решений;

· эффективное принятие решений родителями – компетенция, которую можно приобрести.

На рис. 12.3 представлены основные функции родителей и соответствующие им роли, используемые в воспитании детей.


Рис. 12.3. Функции и роли родителей в воспитании


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: