Качество образования (англ. educational quality) – "комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы" [6, С. 9].
Эффективность образования (англ. educational efficiency) – степень, в которой система образования является успешной в оптимизации преобразования входов (человеческих, финансовых и других ресурсов) в выходы (результаты).
Система менеджмента качества, СМК (англ. Quality management system, QMS) – подсистема системы управления образовательной организацией, которая определяет организационную структуру, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.
Требования, предъявляемые к системам менеджмента качества образовательных организаций, регламентированы ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001, которые базируются на ключевых идеях и положениях всеобщего управления качеством.
|
|
Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) – интегративная философия управления, нацеленного на непрерывное повышение качества продуктов и процессов.
Европейской ассоциацией гарантии качества высшего образования (англ. European Association for Quality Assurance in Higher Education, ENQA) установлены семь стандартов обеспечения качества в вузах:
1. Политика и процедуры обеспечения качества.
Учреждения должны иметь политику и ассоциированные процедуры для обеспечения качества и стандарты их программ и решений. Они также должны взять на себя обязательства развития культуры, в которой признается важность качества и обеспечения качества в их деятельности. Для достижения этого, учреждения должна развивать и осуществлять реализацию стратегии непрерывного повышения качества. Стратегия, политика и процедуры должны быть документированы и публично доступны. Они также должны описывать роль студентов и других заинтересованных лиц.
2. Принятие, мониторинг и периодический пересмотр программ и решений.
Учреждения должны иметь формальные механизмы для принятия, мониторинга и периодического пересмотра своих программ и решений.
3. Оценивание студентов.
Студенты должны оцениваться с использованием официально объявленных критериев, положений и процедур, которые применяются постоянно.
4. Обеспечение качества преподавательского состава.
Учреждения должны определять компетентность персонала, вовлеченного в обучение студентов, на соответствие квалификационным требованиям. Эта информация должна быть доступна для внешних экспертов и отражена в отчетах.
|
|
5. Образовательные ресурсы и поддержка студентов.
Учреждения должны гарантировать, что ресурсы, доступные для поддержки обучения студентов, достаточны и соответствуют предлагаемым образовательным программам.
6. Информационные системы.
Учреждения должны гарантировать, что они собирают, анализируют и используют релевантную информацию для эффективного управления их образовательными программами для обучения и других бизнес-процессов.
7. Открытость информации.
Учреждения должны регулярно публиковать актуальную и объективную информацию, как качественную, так и количественную, о предлагаемых образовательных программах и решениях.
Развитие образования (англ. educational development) – изменение одного или более компонентов педагогической системы в позитивном направлении по критериям ценности.