Управление качеством образования

Качество образования (англ. educational quality) – "комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы" [6, С. 9].

Эффективность образования (англ. educational efficiency) – степень, в которой система образования является успешной в оптимизации преобразования входов (человеческих, финансовых и других ресурсов) в выходы (результаты).

Система менеджмента качества, СМК (англ. Quality management system, QMS) – подсистема системы управления образовательной организацией, которая определяет организационную структуру, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

Требования, предъявляемые к системам менеджмента качества образовательных организаций, регламентированы ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001, которые базируются на ключевых идеях и положениях всеобщего управления качеством.

Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) – интегративная философия управления, нацеленного на непрерывное повышение качества продуктов и процессов.

Европейской ассоциацией гарантии качества высшего образования (англ. European Association for Quality Assurance in Higher Education, ENQA) установлены семь стандартов обеспечения качества в вузах:

1. Политика и процедуры обеспечения качества.

Учреждения должны иметь политику и ассоциированные процедуры для обеспечения качества и стандарты их программ и решений. Они также должны взять на себя обязательства развития культуры, в которой признается важность качества и обеспечения качества в их деятельности. Для достижения этого, учреждения должна развивать и осуществлять реализацию стратегии непрерывного повышения качества. Стратегия, политика и процедуры должны быть документированы и публично доступны. Они также должны описывать роль студентов и других заинтересованных лиц.

2. Принятие, мониторинг и периодический пересмотр программ и решений.

Учреждения должны иметь формальные механизмы для принятия, мониторинга и периодического пересмотра своих программ и решений.

3. Оценивание студентов.

Студенты должны оцениваться с использованием официально объявленных критериев, положений и процедур, которые применяются постоянно.

4. Обеспечение качества преподавательского состава.

Учреждения должны определять компетентность персонала, вовлеченного в обучение студентов, на соответствие квалификационным требованиям. Эта информация должна быть доступна для внешних экспертов и отражена в отчетах.

5. Образовательные ресурсы и поддержка студентов.

Учреждения должны гарантировать, что ресурсы, доступные для поддержки обучения студентов, достаточны и соответствуют предлагаемым образовательным программам.

6. Информационные системы.

Учреждения должны гарантировать, что они собирают, анализируют и используют релевантную информацию для эффективного управления их образовательными программами для обучения и других бизнес-процессов.

7. Открытость информации.

Учреждения должны регулярно публиковать актуальную и объективную информацию, как качественную, так и количественную, о предлагаемых образовательных программах и решениях.

Развитие образования (англ. educational development) – изменение одного или более компонентов педагогической системы в позитивном направлении по критериям ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: