Краткие итоги. Основные области управленческой деятельности в образовании: управление и администрирование системы образования

Основные области управленческой деятельности в образовании: управление и администрирование системы образования, исследование и планирование системы образования (на макро- и микроуровне), мониторинг и оценка системы образования.

Управление – контроль и проверка (верификация) системы с целью обнаружения ее недостатков и слабостей, контроля и оценки внутренней и внешней эффективности образовательной системы.

Администрирование – административно-распорядительная форма управления, представляющая процесс распределения, закрепления и исполнения комплекса прав, обязанностей и ответственности аппарата управления организацией на основе системы четкого планирования, строгого нормирования, регламентации, контроля и санкционирования.

Диагностика – комплексное обследование, включающее анализ состояния объектов и процессов в целях выявления проблем их функционирования и развития.

Мониторинг системы образования – непрерывный процесс систематического сбора данных об образовательной системе или отдельных ее элементах на основе выделенных критериев и показателей. Данные мониторинга позволяют осуществлять оценку системы образования, судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие, обеспечивая субъектов управления всех уровней, а также заинтересованных лиц, информацией, необходимой для принятия решений.

Педагогическая технология как средство управления образовательным процессом нацелена на улучшение качества образования, повышение производительности системы образования, оптимизацию образовательного процесса.

Система управления обучением – программный комплекс для автоматизации управления образовательным процессом в системе открытого образования; позволяет администрировать, документировать, отслеживать и создавать отчетность по реализуемым программам электронного обучения; может также включать функции по разработке содержания обучения (образовательных объектов). Система управления учебным контентом – программный комплекс для разработки, управления и публикации образовательного контента, который будет доставляться через систему управления обучением.

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Эффективность образования – степень, в которой система образования является успешной в оптимизации преобразования входов (человеческих, финансовых и других ресурсов) в выходы (результаты).

Задания для самоконтроля

1. Дайте характеристику основных областей управленческой деятельности в образовании; опишите уровни управления системой образования; проанализируйте функции и информационные потребности субъектов управления на различных административных уровнях.

2. Проанализируйте классификацию дидактических систем по способу управления познавательной деятельностью обучающегося и типу информационного процесса; раскройте сущность структурно-функционального подхода к управлению учебной деятельностью – входы, выходы, управления и механизмы реализации образовательного процесса.

3. Выполните сравнительный анализ функциональных возможностей систем управления обучением и систем управления учебным контентом; сформулируйте требования, предъявляемые к системам управления обучением в соответствии со спецификациями SCORM.

4. Сформулируйте определения понятий "мониторинг", "диагностика", "измерение", "оценка"; перечислите критерии и показатели, применяемые экспертами ЮНЕСКО для мониторинга состояния образования в мире и систем образования отдельных стран.

5. Сформулируйте определения понятий "качество образования", "эффективность образования", "всеобщее управление качеством"; опишите стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента качества образовательных организаций, а также стандарты обеспечения качества в вузах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: