Этос науки

Р. Мертон дал обобщенную характеристику принципов научного «этоса». Идея этоса науки вполне рациональна, ибо она как раз реализуется в определенной системе ценностей, на которые должен ориентироваться в своей деятельности человек науки, который соответствует ее природе, ее особенностям. Идея этоса науки оказалась весьма существенной для науки.

Этос науки представляет собой совокупность ее институциональных ценностей, представляющих:

- в отношении к природе – пределы, которые нельзя переходить, задавая вопросы природе с позиции науки, оставаясь на ее почве;

- в отношении к человеку, субъекту научного познания – ценностные ориентиры его научной деятельности;

- в отношении к обществу – черты идеального образа науки в общественном сознании.

С точки зрения Р. Мертона, нормы науки строятся вокруг 4-х основополагающих ценностей.

Первая из них – универсализм, убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждении должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Требование универсализма предполагает, в частности, что результаты маститого ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты его молодого коллеги. Наука, стало быть, внутренне демократична. Ученые должны руководствоваться исключительно общими критериями и правилами, что позволяет преодолевать различие и противоборство существующих групп и школ.

Р. Мертон делает вывод, что наука может быть беспрепятственно развиваться в демократическом обществе, система социальных институтов и ценностей которого соответствует ценностным ориентациям самой науки. Как пример несоответствия ценностей науки господствующей идеологии, ведущего к деградации науки, он приводит положение науки в фашисткой Германии.

Вторая ценность – общность, смысл которой в том, что научное знание продукт социального сотрудничества и должно свободно становится общим достоянием.

Третья ценность – незаинтересованность. Первичным стимулом деятельности ученого является бескорыстный поиск истины, свободный от соображений личной выгоды, завоевания славы, получения денежного вознаграждения. Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования.

Четвертая ценность – организованный скептицизм. Каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами и за то, чтобы эта оценка стала достоянием гласности. В науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников, сколь бы высок он ни был. Равно необходимы как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое, скептическое отношение к их результатам. Более того, ученый должен не только настойчиво отстаивать свои научные убеждения, используя все доступные ему средства логической и эмпирической аргументации, но и иметь мужество отказаться от этих убеждений, если будет обнаружена их ошибочность.

Предпринятый Р. Мертоном анализ ценностей и норм науки неоднократно подвергался критике. Принципы научного этоса критиковали за их абстрактность, за то, что ими в реальной работе фактически пренебрегают.

Познавательная деятельность рассматривается как деятельность, соответствующая перечисленным выше всеобщим нормам, остающимся, согласно Р. Мертону, на протяжении всей истории науки неизменными, устойчивыми и обеспечивающими существование науки как таковой. Эта единая ценностно-нормативная структура науки или ее этос выражаются в системе предписаний, запретов, предпочтений, санкций и размышлений.

Следующий шаг в анализе Мертоном науки – описание системы обмена, лежащей в основе этих норм. Наука как социальный институт обладает специфической системой распределения вознаграждения за осуществление институционально предписанных ролей. Социальная функция ученого заключается в достижении нового знания, которое превращается в коллективное достояние. Новые результаты обмениваются на признание со стороны научного сообщества. Формы признания многообразны: присвоение имени ученого открытию (эпонимия), почетные награды, академические звания и т.д.

Поскольку целью науки является оригинальный результат, постольку в науке весьма существенны приоритетные споры.

В работе «Амбивалентность ученого» Мертон отметил наличие противоположно направленных нормативных требований, то есть норм и «контрнорм», на которые ориентируются ученые в своей деятельности. Противоположность этих требований приводит к тому, что ученый нередко оказывается в состоянии амбивалентности, неопределенности по отношению к ним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: