Конституционные основы организации государственной власти в Российской Федерации. Разделение властей

особенности:

- вертикальное и горизонтальное разделение властей (вертикаль - это подчинение всех управленческих структур и ветвей власти – одному органу (какому в РФ? Я хз), горизонталь - это демократическое управление государством тремя независимыми ветвями власти - законодательной, исполнительной, судебной)- В РФ есть отдельные органы, которые не относятся ни к одной из ветвей власти (напр., Прокуратура, Счетная палата, ЦИК) - особенная роль президента - не относится ни к одной из ветвей!

Суверенитет РФ. Суверенитет государства – верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. Народ является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государственную власть. Верховенство государственной власти – это, прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти. Независимость государственной власти означает, что только она вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. В ст.5 закрепляются понятия государственной целостности и единства государственной власти.

Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в РФ, является одной из конституционных основ государственной власти в РФ. Перечень является исчерпывающим. Федеральную государственную власть осуществляют: Президент; ФС; Правительство; суды. Государственную власть в субъектах осуществляют образованные ими органы государственной власти (ОГВ). Система ОГВ субъектов должна соответствовать основам конституционного строя и общим принципам организации представительных и исполнительных ОГВ, установленных ФЗ. Этим законом является ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ОГВ субъектов РФ».

В федеративном государстве принцип единства государственной власти предполагает четкое распределение компетенции между федерацией и ее субъектами. КРФ отвела вопросу о предметах ведения значительное место (ст.71-73), установив предметы ведения РФ, предметы совместного ведения и предметы ведения субъектов.

Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.

Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных органов, Конституция (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами.

В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматривает систему "сдержек и противовесов", направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить в конечном счете рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

Важной особенностью КРФ является то, что Президент не входит ни в 1 из 3 властей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное взаимодействие и функционирование ОГВ. Однако разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд. Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом; исполнительная власть должна заниматься только исполнением законов и ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некоторой степени парламенту; судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: