Принудительные меры безопасности и лечения не являются формой реализации уголовной ответственности, хотя основанием их применения является совершение лицом общественно опасного деяния. В связи с тем, что установление соответствия деяния лица и статьи Особенной части Уголовного кодекса находится в исключительной компетенции суда, то применение мер безопасности и лечения возложено на суд, а доказывание факта деяния – обязанность следственных органов.
Поскольку суд не обладает необходимыми познаниями в области психиатрии, то для решения вопроса о том, страдает ли лицо психическим заболеванием, необходимо проведение в рамках уголовного дела психиатрической экспертизы. Однако только суд имеет право сделать вывод о том, имело ли место совершение общественно опасного деяния, кто его совершил, страдает ли данное лицо психическим заболеванием и нуждается ли оно в применении принудительных мер безопасности и лечения. Если у суда возникает сомнение по поводу объективности выводов, содержащихся в заключении экспертизы, то суд может назначить повторную психиатрическую экспертизу, поручить ее производство комиссии экспертов-психиатров, поставить дополнительные вопросы.
|
|
Действия психически больных, невменяемых лиц нельзя признать преступлением, поэтому правовая природа принудительных мер безопасности и лечения заключается в том, что они служат предупреждению совершения этими лицами новых общественно опасных деяний, а также охране этих лиц и их лечению.
В соответствии со ст. 100 УК принудительные меры безопасности и лечения могут быть назначены, кроме психически больных, лицам с уменьшенной вменяемостью и лицам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Принудительные меры безопасности и лечения назначаются им наряду с назначением наказания. В этом случае две задачи: не только реализовать цели уголовной ответственности, но и создать условия для излечения виновных от заболевания.